X

Еженедельный скандал

В этом году самой популярной телепрограмме об автомобилях TopGear исполняется 32 года. За это время шоу обросло многочисленными скандалами, загадками и мифами.

В этом году самой популярной телепрограмме об автомобилях TopGear исполняется 32 года. За это время шоу обросло многочисленными скандалами, загадками и мифами.

В этом году самой популярной телепрограмме об автомобилях TopGear исполняется 32 года. За это время шоу обросло многочисленными скандалами, загадками и мифами.

Когда в 1977 году в пригороде Бирмингема появилась новая автомобильная телепрограмма, ее создатель и продюсер Джон Бентли не предполагал, что еженедельная «30-минутка» станет самым популярным и влиятельным автомобильным шоу в мире.

Начинал TopGear довольно тривиально – с обзоров новых автомобилей и событий спорта. Все изменилось с появлением в программе Джереми Кларксона. 27 октября 1987 года он впервые вышел в эфир, а впоследствии обеспечил программе скандальную славу. За время существования шоу несколько раз переживало взлеты и падения – из него уходил Кларксон, а в 2001-м его даже закрыли…

Передача, да не та

На воскрешение шоу в новом формате руководство ВВС сподвигли… конкуренты. Британский «Пятый канал» запустил в эфир 5th Gear («Пятую передачу»). Программа позаимствовала все лучшее, что было у TopGear, в том числе ведущих и первого продюсера.

ВВС возродила TopGear, но уже в виде часового шоу со своей студией и почти киношным сюжетом. Состав ведущих: Джереми Кларксон, который к тому времени написал десяток книг и имел сотни публикаций в прессе, новое лицо с канала Discovery – Ричард Хаммонд и автомобильный журналист Джейсон Дейв. Джеймс Мей заменил последнего со второго сезона «Нового TopGear», как его окрестили создатели.

Увидеть эпатажного Кларксона и услышать, как ему дается украинский язык, можно на «Первом Автомобильном телеканале».

Искусство интриги

В этом создателям программы нет равных. Для привлечения внимания они используют все: скандальный образ Кларксона, таинственную возню вокруг личности «штатного безмолвного гонщика» Стига и даже… трагические случайности. На съемках одного из эпизодов в 2006 году Ричард Хаммонд должен был проехать классический «квотер». На скорости 505 км/ч его драгстер под названием «Вампир» вышел из-под контроля и несколько раз перевернулся. Хаммонд с тяжелыми травмами попал в больницу. Съемки новых программ прекратили. К счастью, Хэмстер («хомяк»), как его шутя называют на шоу, быстро шел на поправку. А спустя три с половиной месяца, когда Хаммонд выздоровел, стартовал девятый сезон телешоу. Его рейтинги резко пошли вгору.

Для съемок шоу телекомпания купила гоночный трек, программа постепенно переросла в феерию режиссерско-операторской мысли. Но зрелищные и все более затратные съемки привели к тому, что к 2006 году шоу начало изживать себя финансово. Программу спасли мудрые продюсеры, которые адаптировали ее под лайф-формат для выступлений на открытых аренах и стадионах. Этот шаг позволил увеличить заработок одного из самых известных брендов в мире и продать права на создание программы россиянам и австралийцам. Шоу продолжается!

Александр Божков
Фото BBC