Финал эпохи
Чемпионат мира по ралли – одна из главных вершин автоспорта, покорить которую невероятно сложно. Буквально на днях WRC переживет революцию, в ходе которой завершится эпоха нынешних его автомобилей, длившаяся 14 лет.
Чемпионат мира по ралли – одна из главных вершин автоспорта, покорить которую невероятно сложно. Буквально на днях WRC переживет революцию, в ходе которой завершится эпоха нынешних его автомобилей, длившаяся 14 лет.
За это время успели появиться 17 различных моделей класса WRC – как аутсайдеры, так и бестселлеры. В 1997-м (в первый год новой истории чемпионата мира по ралли) автомобили, соответствующие новому регламенту, подготовили только Subaru и Ford. Несмотря на «свежесть» их конструкции, они сразу же смогли составить конкуренцию А-групповым соперникам: победу среди команд в том сезоне завоевала Subaru. Однако впервые стать чемпионом за рулем авто WRC удалось Маркусу Гронхольму лишь через три года – в 2000-м. До этого чемпионские титулы «штамповал» финн Томми Мякинен на А-групповом Mitsubishi Lancer Evo.
Вместо 2,0-литровых ралли-каров теперь главными станут более компактные 1,6-литровые турбо-«монстры». |
Французская эра
Именно так можно назвать прошедшие 11 сезонов. В новом тысячелетии без титула в командном или пилотском зачете французские производители не оставались. Но обо всем по порядку. Еще в 1998 году в чемпионат мира вернулся Citroёn, представивший переднеприводную модель Xsara Kit Car с атмосферным мотором. А уже в 1999-м пилот «шевронов» француз Филипп Бугальски выиграл в абсолютном зачете асфальтовые ралли Корсики и Франции! Да и не мудрено – ведь Kit Car изначально строился под асфальт. Это вызвало немалое недовольство заводских команд, использующих технику WRC. Но французы не стали дожидаться серьезных санкций и направили все силы на разработку полноприводной Citroёn Xsara, отвечающей требованиям класса WRC.
Год 1999-й стал дебютным для Peugeot 206 WRC. Главной ударной силой команды «львов» был финн Маркус Гронхольм, с которым Peugeot в период с 2000 по 2002 год становился первым в зачете производителей, а Маркус дважды завоевывал титул чемпиона мира.
Супер Себ
Несмотря на «родственные» связи по концерну PSA, в сезоне 2001 года появился новый игрок – Citroёn Xsara WRC. За его рулем дебютировал Себастьян Лоэб, да еще как! В своей первой и единственной гонке года за заводскую команду на ралли Италии он финишировал вторым! А первую победу для Xsara WRC на ралли Франции завоевал испанец Хесус Пурас. В стартовом этапе 2002 года – легендарном ралли Монте-Карло – вторым «серебром» отметился и Себастьян Лоэб. А на ралли Германии того же года Лоэб открыл счет своим победам в карьере пилота WRC! Сегодня их у него уже 61, и это абсолютный рекорд в истории чемпионата. Конечно, нельзя сказать, что все давалось французу легко. Риск оказаться вторым был у Себастьяна в 2006 году. Тогда Лоэб, лидировавший в чемпионате, за четыре этапа до финиша сломал руку. Причем произошло это, когда француз катался на велосипеде… Так судьба титула оказалась в руках перешедшего в Ford Маркуса Гронхольма. Развязка наступила за три этапа до финиша. В Австралии Гронхольм финишировал пятым, и Лоэб стал чемпионом, в буквальном смысле лежа на диване. Ведь даже если бы Маркус выиграл оставшиеся два этапа, Себастьяна ему было уже не догнать. Французско-финская дуэль продолжалась в 2007 г. И хоть Лоэб на этот раз руку не ломал, финишировал он с очередным – четвертым титулом, а Маркус опять довольствовался приставкой «вице». Кстати, в этом году изменилось и головное орудие «двойных шевронов» – сверхуспешную Xsara WRC заменили на С4 WRC, который впоследствии стал самым титулованным в WRC. Со времен своего дебюта он выиграл все асфальтовые этапы чемпионата мира.
Последняя настоящая битва за чемпионский титул датирована прошлым сезоном. Тогда все тоже решалось на финальном этапе, а прервать победную серию Лоэба попытался Микко Хирвонен. Невероятная дуэль закончилась в последний день ралли, когда после приземления с трамплина у Ford Focus RS WRC, который прилотировал Микко, открылся капот. На устранение неисправности потребовалось много времени, и итогом стало только второе место и в гонке, и в чемпионате. А сам Себастьян отметил: «Этот сезон был самым сложным в моей карьере».
Что касается 2010 года, то нынешний сезон стал для Лоэба легкой прогулкой: оба титула завоеваны досрочно.
Самые совершенные раллийные автомобили строили 10 автопроизводителей. Сегодня в WRC их осталось лишь два – Citroёn и Ford.
Что же дальше?
Уже в этот уикенд мы будем свидетелями последней в истории гонки с участием нынешних авто WRC. Ушли в прошлое автомобили группы В, канет в Лету и сегодняшняя техника. 13 февраля 2011 года начнется новая эпоха WRC. Но это уже совсем другая история…
Итоговая статисткика всех моделей автомобилей класса WRC с 1997 по 2010 год | |||||
Марка | Модель | Годы производства | Побед на этапах | Титулы среди пилотов | Титул производителя |
Citroёn | Xsara WRC | 2001–2006 | 32 | 3 | 3 |
Citroёn | C4 WRC | 2007–2010 | 35 | 4 | 3 |
Ford | Escort WRC | 1997–1998 | 2 | – | – |
Ford | Focus WRC (Mk1) | 1999–2004 | 16 | – | – |
Ford | Focus WRC (Mk2) | 2005–2010 | 28 | – | 2 |
Hyundai | Accent WRC | 2000–2003 | – | – | – |
Mitsubishi | Lancer WRC | 2001–2005 | – | – | – |
Peugeot | 206 WRC | 1999–2003 | 24 | 2 | 3 |
Peugeot | 307 WRC | 2004–2005 | 3 | – | – |
Seat | Cordoba WRC | 1998–2000 | – | – | – |
Skoda | Fabia WRC | 2003–2006 | – | – | – |
Skoda | Octavia WRC | 1999–2003 | – | – | – |
Subaru | Impreza WRC (22B) | 1997–2000 | 20 | – | 1 |
Subaru | Impreza WRC (44S) | 2001–2007 | 15 | 2 | – |
Subaru | Impreza WRC (S14) | 2008 | – | – | – |
Suzuki | SX4 WRC | 2007–2008 | – | – | – |
Toyota | Corolla WRC | 1997–1999 | 4 | – | 1 |
Рекордсмены WRC | ||
Чемпионы мира (семерка) | ||
Пилот | Страна | Титулы |
Себастьян Лоэб | Франция | 7 |
Юха Канккунен | Финляндия | 4 |
Томми Мякинен | Финляндия | 4 |
Вальтер Рерль | Германия | 2 |
Массимо Бьязион | Италия | 2 |
Карлос Сайнс | Испания | 2 |
Маркус Гронхольм | Финляндия | 2 |
Титулы производителей | ||
Производитель | Страна | Титулы |
Lancia | Италия | 10 |
Citroёn | Франция | 6 |
Peugeot | Франция | 5 |
Fiat | Италия | 3 |
Toyota | Япония | 3 |
Subaru | Япония | 3 |
Ford | США | 3 |
Audi | Германия | 2 |
Alpine-Renault | Франция | 1 |
Talbot | Британия | 1 |
Mitsubishi | Япония | 1 |