Формула-1. Гран-при Австралии: Новые времена
Родное телевидение несказанно огорчило украинских болельщиков «Формулы-1»: первую гонку нового сезона смогли увидеть лишь счастливые обладатели спутниковых тарелок и те, кто к пяти часам утра 6 марта нашел в себе силы добраться до ближайшего спортбара. Но, право слово, они не пожалели…
Родное телевидение несказанно огорчило украинских болельщиков «Формулы-1»: первую гонку нового сезона смогли увидеть лишь счастливые обладатели спутниковых тарелок и те, кто к пяти часам утра 6 марта нашел в себе силы добраться до ближайшего спортбара. Но, право слово, они не пожалели… |
Посмотреть действительно было на что. Изменившийся технический регламент, новый формат квалификации, причуды погоды, непривычные составы большинства команд – все эти ингредиенты составили великолепный гоночный коктейль с непривычным ароматом и потрясающим эффектом. Взгляните хотя бы на первую пятерку по результатам квалификации – Физикелла, Трулли, Уэббер, Вильнев, Култхард… Пять пилотов – и пять разных команд! Как это непохоже на приевшийся за несколько лет расклад «две Ferrari плюс все остальные»… Что послужило причиной такой перетасовки?
Танцующие под дождем
В первую очередь, конечно же, новый формат квалификации. Как известно, она по-прежнему состоит из двух часовых сессий; только первая из них теперь проходит в субботу, а вторая – в воскресенье, за четыре часа до старта гонки. Отметим и то, что покрышки, которые устанавливают на машины перед стартом второй сессии, теперь запрещено менять до самого конца гонки (исключение – форс-мажор, то есть прокол). Но самое интересное – стартовая позиция гонщика определяется сейчас не по результату второй сессии, как это было в прошлом сезоне, а по сумме времен, показанных в субботу и воскресенье. Иными словами, теперь пилотам нужно выкладываться по полной программе как в первой сессии, так и во второй. Существенный шаг вперед в плане зрелищности, не так ли?
Однако гоночным богам этого показалось мало, и они по ходу первой, субботней сессии послали на «Альберт Парк» дождь! В условиях постоянно меняющегося сцепления с трассой одни пилоты (как, например, Сато или Масса) вообще не смогли закончить зачетные круги; другие же, как братья Шумахеры, показали результаты, примерно на двадцать секунд уступающие времени лидера. Естественно, отыграть такой гандикап во второй сессии представлялось задачей нереальной, поэтому вышеупомянутые гонщики попросту отказались от воскресных попыток, предпочитая стартовать с последних рядов, но поберечь резину.
Первые же ряды оккупировали те, кто успел проскочить по трассе до дождя в субботу и не допустил ошибок в воскресенье. Так, поул по сумме двух сессий достался Джанкарло Физикелле (первый результат в субботу; второй – в воскресенье); отметим сразу, что это лишь вторая поул-позишн в карьере итальянца. Второй же стала и его победа, одержанная в «Альберт Парке» несколькими часами спустя. Но не будем забегать вперед…
Всем сестрам – по серьгам
Если неожиданные результаты квалификации можно было в некоторой степени списать на погоду, то уж гонка, проходившая «посуху», должна была продемонстрировать нам реальную скорость новых машин каждой команды. Тут есть о чем порассуждать, так что, с вашего позволения, рассмотрим гонку с точки зрения конкретных личностей и конюшен.
Начнем, естественно, с Renault. Похоже, «сине-желтые», как и предполагали в межсезонье многие специалисты, построили действительно быструю машину. По крайней мере, Физикелла никаких проблем по ходу гонки не испытывал и уступал соперникам лидерство, лишь заезжая на дозаправки. Алонсо же и вовсе сумел прорваться на подиум с тринадцатой стартовой позиции – правда, здесь ему помогла очень интересная тактика пит-стопов, о которой мы поговорим отдельно.
То же можно сказать и о Баррикелло (стартовал 11-м, финишировал вторым). Более того, как минимум в зачетную восьмерку должен был попасть и Михаэль Шумахер, если бы не столкновение с пилотом Williams Ником Хайдфельдом на 43-м круге. Трудно сказать, кто больше виноват в случившемся – ведь сначала чемпион слегка «подрезал» соотечественника, вытесняя его с трассы, а уж потом Williams, потеряв сцепление с асфальтом, врезался в боковой понтон Ferrari. Так или иначе, стюарды сочли столкновение обычным гоночным инцидентом, решив не наказывать никого из действующих лиц.
Кто удивил, так это Red Bull. Вряд ли ошибусь, если скажу, что никто не ожидал от прошлогоднего Jaguar подобной прыти – Култхард и Клиен для начала оккупировали третий ряд стартового поля, а затем финишировали в зачетной восьмерке. Причем о везении в отношении, например, ДиСи можно говорить лишь в контексте первой квалификации; все остальное же время его RB1 поддерживал скорость лидеров и вообще выглядел более чем пристойно. И это пилот команды, которая лишь в последний момент спаслась от банкротства, после чего новый владелец поменял двух ключевых руководителей и главного конструктора! Бесспорно, Red Bull стал главным открытием Гран-при Австралии, а Култхард утер нос как своей бывшей команде, так и различным критикам со стороны.
Несколько ложек дегтя
Совершенно противоположные эмоции вызвало выступление BAR. Блеклая квалификация, невзрачная гонка, двойной финиш за пределами первой десятки – для серебряного призера прошлого сезона это равносильно провалу. И как это контрастирует с предсезонным бахвальством того же Баттона, который во всеуслышание заявлял, что едет в Мельбурн, чтобы выиграть первую же гонку! Похоже, увольнение экс-шефа BAR Дэвида Ричардса стало не самым удачным решением Honda…
Гораздо труднее оценить выступление Toyota и McLaren. Каждого из пилотов этой пары по ходу уик-энда подстерегали различные неприятности. Так, Ральф Шумахер, как уже было сказано, потерял все в первой квалификации; Трулли же, напротив, хорошо стартовал, но стал жертвой неудачной гоночной стратегии. Лидер McLaren Райкконен заметно нервничал, едва не разбил машину в воскресной сессии, затем заглох на старте, ушел в гонку с пит-лейн, а в довершение своих несчастий еще и повредил правый боковой дефлектор, что не могло не сказаться на аэродинамике его болида. С учетом всего этого восьмое место, равно как и шестая позиция его напарника Монтойи, дают основания предполагать, что новый McLaren пока не раскрыл свой потенциал.
Это же можно сказать и в отношении Williams – о Хайдфельде мы уже упоминали; Уэббер же всю гонку провел за спиной у Култхарда, поэтому о его реальной скорости судить тяжело. Sauber, похоже, пока немного выиграл от перехода с Bridgestone на Michelin – впрочем, швейцарская команда традиционно тяжело входит в сезон. Традицией, к сожалению, является и то, что пилоты Jordan и Minardi по-прежнему борются лишь за сомнительное право быть не последними на финише.
Дальше – больше
Несколько сумбурно, не правда ли? Но именно таким и был первый Гран-при сезона; особенно с учетом всех новинок, которые он нам продемонстрировал. Отметим, что сюрпризы на этом не закончатся – ведь следующий, малайзийский Гран-при пилоты проведут на тех же двигателях, что и австралийский (по новым правилам, один мотор должен использоваться на протяжении двух гонок). А значит, следующая гонка подарит нам множество новых неожиданных событий. Покупайте «тарелки» или занимайте места в спортбарах, господа!
Статистика | |
| |
Итоговые результаты Гран-при Австралии |
|
Кубок конструкторов |
|
Чемпионат пилотов |
|