Температура воздуха – 42 градуса, асфальта – 55; кокпит же гоночного болида может нагреваться и до 70 – 80 градусов Цельсия. Гонки в таких условиях представляют собой настоящее испытание на жаростойкость, причем это касается как пилотов, так и техники…
| | Температура воздуха – 42 градуса, асфальта – 55; кокпит же гоночного болида может нагреваться и до 70 – 80 градусов Цельсия. Гонки в таких условиях представляют собой настоящее испытание на жаростойкость, причем это касается как пилотов, так и техники… |
Второй в истории Бахрейна Гран-при «Формулы-1» получился совсем не таким праздничным, как первый. Пришедшее в субботу вечером из Ватикана печальное известие о смерти Его Святейшества Иоанна Павла II наложило свой отпечаток на атмосферу гонки, пусть даже она проходила в мусульманской стране. Команды и пилоты отреагировали на эту новость по-разному – Ferrari, например, покрасила носовые обтекатели машин в черный цвет, а гонщик Toyota Ярно Трулли просто написал на своем шлеме «Thank You, Pope!». Раздавались даже голоса, предлагающие вовсе отменить заезды. Впрочем, «Формула-1» – это, прежде всего, грандиозное шоу, которое должно состояться при любых обстоятельствах. И несмотря на «траурные» настроения участников, гонка удалась на славу.
Несбывшиеся надежды
Наибольший интерес, естественно, вызывал ожидаемый дебют новой Ferrari F2005 – машины, на которую «красные» возлагают огромные надежды. Начало сезона сложилось для Скудерии крайне неудачно, и новый болид был просто обязан эту ситуацию изменить. К сожалению, дебют новинки получился неоднозначным. Без сомнений, F2005 весьма быстра, что и доказал воскресным утром Михаэль Шумахер, заняв вторую стартовую позицию (поул уже привычно достался Фернандо Алонсо). Да и в гонке чемпионская Ferrari была единственной машиной, способной что-либо противопоставить набравшей великолепную форму Renault. Шумми не то что не отставал от Алонсо – наоборот, он жестко прессинговал его, на каждом круге обозначая намерение атаковать. Скажем больше – дойди дело до пит-стопов, Михаэль запросто мог бы обойти Фернандо за счет тактики; ведь в этом компоненте Ferrari традиционно сильна. Однако на этот раз заправщикам поработать с чемпионом не пришлось – уже на 12-м круге проблемы с гидравлической системой вынудили Шумахера сначала вылететь с трассы, а затем и вовсе сойти с дистанции. Что интересно – это первый сход Михаэля по техническим причинам за последние 58 Гран-при!
После этого соперников у Алонсо не осталось – ставший после схода Шумахера вторым Трулли вновь, как и в Малайзии, никого к себе не подпускал, но и шансов догнать лидера не имел. Таким образом, реальной борьбы за победу в этом сезоне мы пока не видели – пилоты Renault выигрывают так же легко, как еще недавно это делали гонщики Ferrari. Впрочем, данная победа Алонсо стала в некотором роде особенной – сотой для машин Renault (кроме того, французская команда впервые в своей истории смогла победить трижды подряд). Трулли, же, второй раз кряду поднявшись на подиум, стал с шестнадцатью очками самым успешным гонщиком в истории команды Toyota.
Ах, этот дон Педро!
Если борьбы за лидерство не получилось, то в середине зачетной восьмерки ее было предостаточно. И кто бы, вы думали, стал главным действующим лицом этих баталий? Подзабытый всеми Педро де ла Роса, второй год работающий тест-пилотом McLaren! Еще за неделю до гонки основной пилот команды Хуан-Пабло Монтойя, играя в теннис, травмировал плечо и в Гран-при участвовать не смог. Замена была очевидной – у Педро немалый гоночный опыт (четыре сезона выступлений в «Ф-1» за Arrows и Jaguar) и к тому же он прекрасно знает McLaren MP4-20. Однако такого дебюта не ожидал никто!
Для начала донна Роза… простите, де ла Роса опередил своего напарника Кими Райкконена в квалификации (восьмое место против девятого). Затем, как бы закрепляя успех, показал лучший круг гонки. А потом, по ходу дела, совершил как минимум четыре сногсшибательных обгона, жертвами которых пали не кто-нибудь, а пилоты Williams (Уэббер), BAR (Баттон и Сато) и Ferrari (Баррикелло)!
Что это было за зрелище! Поскольку гоночный опыт дона Педро сводился к выступлениям за относительно слабые команды, часто обгонять соперников ему ранее не приходилось. То есть высокая скорость – это одно, а умение обойти противника на трассе – совсем другое! Поэтому выглядело все примерно так: де ла Роса догонял очередную жертву, садился ей на хвост и несколько кругов безрезультатно атаковал. Затем, выбрав момент, обгонял ее, но промахивался с торможением и вылетал с трека. Поскольку ловушки безопасности в Бахрейне не гравийные, а асфальтовые, испанец возвращался на трассу, опять догонял ушедшего вперед соперника, и все повторялось снова… Зрители выли и плакали от восторга!
Но вот какой интересный нюанс. При всей зрелищности этого процесса Педро финишировал пятым. Его же напарник Райкконен, стартовавший, как мы уже говорили, девятым, ехал далеко не так эффектно, но оказался на подиуме! Вот и думайте после этого, что важнее – дарить радость болельщикам или прагматично приносить требуемый результат…
Жара, жара…
Другим же героем гонки можно назвать бахрейнскую жару. Именно она стала причиной отказов моторов на Renault Физикеллы и Williams Хайдфельда. Именно она привела к повышенному износу тормозов у Сато и проблемам с переключением передач у Баррикелло. Именно она не позволила стартовать Кристиану Клиену, чей Red Bull заглох перед стартом прогревочного круга. И только в вылете с трассы Жака Вильнева виноват не климат, а Дэвид Култхард, который прорывался в зачетную восьмерку после крайне неудачной квалификации. В итоге героический шотландец стал-таки восьмым – на последнем круге, чуть ли не под клетчатым флагом обогнав жутко замедлившегося Баррикелло.
Из других неординарных событий стоит отметить седьмое место Фелипе Массы (первые очки Sauber в сезоне) и первое попадание в десятку пилота Jordan Тиаго Монтейро. Может быть, на заведомом аутсайдере пока рано ставить крест? Ведь Jordan, напомним, использует моторы Toyota – те же, с которыми блестяще выступают Ярно Трулли и Ральф Шумахер… Впрочем, ответов на этот и другие вопросы придется подождать три недели – именно тогда, с Гран-при Сан-Марино, начнется серия европейских этапов интереснейшего чемпионата «Формулы-1» образца 2005 года.
Статистика |
Гран-при Бахрейна, «Сахир», 2-3 апреля 2005 года Проводится с 2004 года Дистанция 308,523 км (57 кругов по 5417 м) Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:29.18,531 с, средняя скорость 207,082 км/ч) Поул-позишн: Ф. Алонсо (3.01,902 с) Быстрейший круг в гонке: П. де ла Роса (1.31,447 с) Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.30,252 с, 2004 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Малайзии |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 57 | 1:29.18,531 | 2 | 3 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 57 | + 13,409 | 3 | 9 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 57 | + 32,063 | 4 | 6 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 57 | + 53,272 | 5 | 8 | Педро де ла Роса | McLaren MP4-20 | 57 | + 64,988 | 6 | 5 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 57 | + 74,701 | 7 | 12 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 56 | + 1 круг | 8 | 14 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 56 | + 1 круг | 9 | 20 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 56 | + 1 круг | 10 | 16 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15 | 55 | + 2 круга | 11 | 15 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 54 | столкновение | 12 | 19 | Патрик Фризахер | Minardi PS04M | 54 | + 3 круга | 13 | 18 | Кристиан Альберс | Minardi PS04M | 53 | + 4 круга | 14 | 11 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 46 | сцепление | 15 | 13 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 27 | тормоза | 16 | 4 | Ник Хайдфельд | Williams FW27 | 25 | двигатель | 17 | 2 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 12 | гидравлика | 18 | 10 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 4 | двигатель | 19 | 17 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 2 | электрика | 20 | 7 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 0 | электрика |
|
| Кубок конструкторов |
1 | Команда | Бахрейн | Позиция не изменилась | Всего | Renault | 10 | 36 | 2 | Toyota | 13 | Позиция не изменилась | 25 | 3 | McLaren | 10 | Улучшение позиции | 19 | 4 | Williams | 3 | Улучшение позиции | 13 | 5 | Red Bull | 1 | Ухудшение позиции | 12 | 6 | Ferrari | 0 | Ухудшение позиции | 10 | 7 | Sauber | 2 | Позиция не изменилась | 2 | 8 | Jordan | 0 | Позиция не изменилась | 0 | 9 | BAR | 0 | Позиция не изменилась | 0 | 10 | Minardi | 0 | Позиция не изменилась | 0 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
1 | Пилот | Бахрейн | Позиция не изменилась | Всего | Фернандо Алонсо | 10 | 26 | 2 | Ярно Трулли | 8 | Улучшение позиции | 16 | 3 | Джанкарло Физикелла | 0 | Ухудшение позиции | 10 | 4 | Ральф Шумахер | 5 | Улучшение позиции | 9 | 5 | Дэвид Култхард | 1 | Улучшение позиции | 9 | 6 | Рубенс Баррикелло | 0 | Ухудшение позиции | 8 | 7 | Хуан-Пабло Монтойя | 3 | Ухудшение позиции | 8 | 8 | Кими Райкконен | 6 | Улучшение позиции | 7 | 9 | Марк Уэббер | 3 | Позиция не изменилась | 7 | 10 | Ник Хайдфельд | 0 | Ухудшение позиции | 6 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP, EPA/UPG, Renault, BMW