«Формула-1». Гран-при Бразилии: Самый юный чемпион

Ну вот и все. Впервые в XXI веке чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1» зовут не Михаэль Шумахер. Собственно, к этому все шло давно, но теперь, после Гран-при Бразилии, предположения и прогнозы стали фактом: Алонсо – чемпион!

«Формула-1». Гран-при Бразилии. Спровоцировав стартовую аварию, Пиццония испортил гонку не только себе и Култхарду, но и своему напарнику Уэбберу. «Формула-1». Гран-при Бразилии. McLaren впервые в сезоне опередил Renault в Кубке конструкторов. «Формула-1». Гран-при Бразилии. Будущие партнеры по Ferrаri Шумахер и Масса опережают Баррикелло. Через две гонки Рубенс уходит в BAR, где заменит провалившего сезон Сато. «Формула-1». Гран-при Бразилии

Ну вот и все. Впервые в XXI веке чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1» зовут не Михаэль Шумахер. Собственно, к этому все шло давно, но теперь, после Гран-при Бразилии, предположения и прогнозы стали фактом: Алонсо – чемпион!

В отличие от, скажем, Рона Денниса или Жана Тодта, нынешний босс команды Renault Флавио Бриаторе никогда не был ни автогонщиком, ни механиком. Он не относился к гонкам как к священному обряду, в котором принимают участие если не боги, то как минимум архангелы. «Формула-1» всегда была для Флавио бизнесом, и ничем иным. Именно такой подход позволил ему в 1991 году разглядеть талант никому неизвестного немца Михаэля Шумахера, переманить его из Jordan в Benetton и спустя три года сделать чемпионом мира. Выиграв два титула подряд, Михаэль ушел, бросив самому себе новый вызов – поднять из руин некогда гордую, но изрядно потускневшую Ferrari. Флавио расстроился, но виду не подал и «формульный» бизнес не покинул. Бриаторе продавал Фрэнку Уильямсу моторы Supertec, помогал Тому Уолкиншоу удержать на плаву Arrows, но при этом не забывал о главном – внимательно следить за молодыми гонщиками, приходящими в младшие серии вроде «Ф-3» или «Ф-3000». Именно в одной из таких гоночных серий он впервые увидел Алонсо…

Путь воина

Флавио взялся за карьеру Фернандо со свойственной ему решительностью. Уже в 2001 году Алонсо дебютировал в «Формуле-1» – кстати, одновременно с Монтойей, Райкконеном и ныне уже забытым бразильцем Энрико Бернольди. Конечно, в Minardi, куда пристроил юного испанца предприимчивый Бриаторе, Нандо не мог бороться за очки и победы, но продемонстрировать свой исключительный талант он сумел и в команде-аутсайдере. Без ложной скромности замечу, что еще тогда, в 2001-м, «Автоцентр» устами вашего покорного слуги хвалил Алонсо едва ли не в каждой статье о «Формуле-1», неустанно подчеркивая его не по годам взвешенный стиль пилотирования и не вызывающую сомнений скорость. Сезон-2002 Фернандо – опять-таки по наущению мудрого Флавио – провел в роли тест-пилота Renault, обкатывая машину, на которой выступали Дженсон Баттон и Ярно Трулли. Но уже в следующем году Алонсо занял место призового пилота французской команды. В 2004-м он завоевал свой первый поул (Гран-при Малайзии) и одержал первую победу (Гран-при Венгрии), а в 2005-м получил шанс побороться за чемпионскую корону.

Перипетии нынешнего чемпионата, конечно же, еще свежи в памяти болельщиков, но путь Алонсо стоит того, чтобы напомнить о нем еще раз. Первый Гран-при сезона в Австралии Фернандо проигрывает своему напарнику, Физикелле, – как выяснится впоследствии, эта гонка останется единственным триумфом Джанкарло. Далее следует впечатляющая серия из трех побед подряд, которая завершается фантастически красивой борьбой Алонсо и Шумахера на последних кругах Гран-при Сан-Марино. Лишь в Испании Кими Райкконен наносит ответный удар, выигрывая свою первую гонку в сезоне. Монако вновь становится добычей Райкконена, однако на Гран-при Европы финна ждет огромное разочарование – на последнем круге у его McLaren ломается рычаг передней подвески. Именно в этот момент Алонсо впервые заявляет о том, что всерьез рассчитывает на чемпионский титул, и ставит перед собой одну цель – доезжать до финиша целым и невредимым. Именно этим Нандо и занимался всю оставшуюся часть сезона, выиграв по ходу дела еще две гонки (Гран-при Франции и Германии) и стабильно попадая на подиумы в остальных. И вот, перед Гран-при Бразилии, от чемпионской короны Фернандо отделяло лишь шесть очков…

Торопиться не надо!

В принципе, у Алонсо не было ни малейшей причины спешить; однако и в этих условиях он легко взял поул, опередив ставшего вторым Хуана-Пабло на пятнадцать сотых секунды. Впрочем, все – и в первую очередь «серебристые» соперники Алонсо – прекрасно понимали, что лезть на рожон испанец не будет. Так оно и вышло – уже на третьем круге Монтойя играючи разделался с будущим чемпионом и вышел в лидеры гонки. Безусловно, колумбиец мог бы сделать это и раньше, но в течение двух первых кругов пелотон вел пейс-кар, появившийся после стартовой аварии с участием Пиццонии, Култхарда и Уэббера.

После первой волны пит-стопов (а точнее – на 31-м круге) испанца опередил и стартовавший пятым Райкконен; и всем опять-таки было понятно, что для Фернандо это не имеет ни малейшего значения. Первого пилота Renault вполне устраивала третья позиция – вне зависимости от того, каким на финиш приедет первый пилот McLaren…

Естественно, Кими должен был бороться до конца. Более того, в случае схода Алонсо он наверняка вышел бы в лидеры гонки – по крайней мере, Монтойя заранее пообещал пропустить своего напарника вперед, если в этом будет смысл. Однако Фернандо спокойно и уверенно добрался до финиша третьим, и командная тактика McLaren осталась невостребованной – Кими финишировал вторым, а Хуан-Пабло первым.

Вот так все и произошло, буднично и спокойно – Фернандо Алонсо стал первым испанским чемпионом мира и самым молодым в истории «Формулы-1» гонщиком, которому покорилась эта вершина. Кстати, ценность его достижения многократно возрастает из-за того, что Алонсо победил самого Шумахера! Согласитесь, если бы Шумми по окончании прошлого сезона ушел на покой, любого нового триумфатора неминуемо упрекали бы в том, что он-де смог выиграть лишь в отсутствие Михаэля. Но «Красный Барон» остался в «Формуле-1», подарив тем самым Алонсо почетное звание «Гонщик, Победивший Шумахера».

Первый дубль

Впрочем, есть чему порадоваться и «серебристым стрелам». Дубль, который завоевали Хуан-Пабло и Кими, стал первым для McLaren с Гран-при Австрии 2000 года. Благодаря этому «маки» впервые в течение нынешнего чемпионата опередили Renault и вышли в лидеры зачета производителей. Две оставшиеся гонки вполне могут принести McLaren Кубок конструкторов и тем самым хоть как-то подсластить горечь проигранного чемпионства. Очень интересной представляется борьба Монтойи и Шумахера за третье место в личном зачете, а также схватка Ferrari и Toyota за ту же третью позицию, но в Кубке конструкторов. Иными словами, хоть имя чемпиона и известно, интриги в двух оставшихся Гран-при будет все же достаточно.

 Статистика

Гран-при Бразилии, Сан-Паулу, 24-25 сентября 2005 года
Проводится с 1973 года
Дистанция 305,909 км (71 круг по 4309 м)
Победитель гонки: Х.-П. Монтойя (1:29.20,574 с, средняя скорость 205,439 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.11,998 с)
Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.12,268 с)
Рекорд круга в гонке: Х.-П. Монтойя (1.11,473 с, 2004 год)

 Итоговые результаты Гран-при Бразилии
Поз. Место на старте Пилот Машина Круги Время (ч:мин.с)/причина схода
1 2 Хуан-Пабло Монтойя McLaren MP4-20 71 1:29.20,574
2 5 Кими Райкконен McLaren MP4-20 71 + 02,527
3 1 Фернандо Алонсо Renault R25 71 + 24,840
4 7 Михаэль Шумахер Ferrari F2005 71 + 35,668
5 3 Джанкарло Физикелла Renault R25 71 + 40,218
6 9 Рубенс Баррикелло Ferrari F2005 71 + 69,173
7 4 Дженсон Баттон BAR Honda 007 70 + 1 круг
8 10 Ральф Шумахер Toyota TF105 70 + 1 круг
9 6 Кристиан Клиен Red Bull RB1 70 + 1 круг
10 19 Такума Сато BAR Honda 007 70 + 1 круг
11 8 Фелипе Масса Sauber C24 70 + 1 круг
12 20 Жак Вильнев Sauber C24 70 + 1 круг
13 17 Ярно Трулли Toyota TF105 69 + 2 круга
14 16 Кристиан Альберс Minardi PS05 69 + 2 круга
15 15 Нарайн Картикеян Jordan EJ15B 68 + 3 круга
16 11 Тиаго Монтейро Jordan EJ15B 55 Двигатель
17 12 Марк Уэббер Williams FW27 45 Не классиф.
18 18 Роберт Доорнбос Minardi PS05 34 Двигатель
19 13 Антонио Пиццония Williams FW27 0 Столкновение
20 14 Дэвид Култхард Red Bull RB1 0 Столкновение

 Кубок конструкторов
1 Команда Бразилия Всего
McLaren 18 Улучшение позиции 164
2 Renault 10 Ухудшение позиции 162
3 Ferrari 8 Позиция не изменилась 98
4 Toyota 1 Позиция не изменилась 81
5 Williams 0 Позиция не изменилась 59
6 BAR 2 Позиция не изменилась 33
7 Red Bull 0 Позиция не изменилась 27
8 Sauber 3 Позиция не изменилась 17
9 Jordan 1 Позиция не изменилась 12
10 Minardi 0 Позиция не изменилась 7

 Чемпионат пилотов (десятка)
1 Пилот Бразилия Всего
Фернандо Алонсо 6 Позиция не изменилась 117
2 Кими Райкконен 8 Позиция не изменилась 94
3 Хуан-Пабло Монтойя 10 Улучшение позиции 60
4 Михаэль Шумахер 5 Ухудшение позиции 60
5 Джанкарло Физикелла 4 Улучшение позиции 45
6 Ярно Трулли 0 Ухудшение позиции 43
7 Рубенс Баррикелло 3 Улучшение позиции 38
8 Ральф Шумахер 1 Ухудшение позиции 38
9 Дженсон Баттон 2 Позиция не изменилась 32
10 Марк Уэббер 0 Позиция не изменилась 29

Владимир Некрасов
Фото AFP и команд-участниц

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.