Ну вот и все. Впервые в XXI веке чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1» зовут не Михаэль Шумахер. Собственно, к этому все шло давно, но теперь, после Гран-при Бразилии, предположения и прогнозы стали фактом: Алонсо – чемпион!
| | Ну вот и все. Впервые в XXI веке чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1» зовут не Михаэль Шумахер. Собственно, к этому все шло давно, но теперь, после Гран-при Бразилии, предположения и прогнозы стали фактом: Алонсо – чемпион! |
В отличие от, скажем, Рона Денниса или Жана Тодта, нынешний босс команды Renault Флавио Бриаторе никогда не был ни автогонщиком, ни механиком. Он не относился к гонкам как к священному обряду, в котором принимают участие если не боги, то как минимум архангелы. «Формула-1» всегда была для Флавио бизнесом, и ничем иным. Именно такой подход позволил ему в 1991 году разглядеть талант никому неизвестного немца Михаэля Шумахера, переманить его из Jordan в Benetton и спустя три года сделать чемпионом мира. Выиграв два титула подряд, Михаэль ушел, бросив самому себе новый вызов – поднять из руин некогда гордую, но изрядно потускневшую Ferrari. Флавио расстроился, но виду не подал и «формульный» бизнес не покинул. Бриаторе продавал Фрэнку Уильямсу моторы Supertec, помогал Тому Уолкиншоу удержать на плаву Arrows, но при этом не забывал о главном – внимательно следить за молодыми гонщиками, приходящими в младшие серии вроде «Ф-3» или «Ф-3000». Именно в одной из таких гоночных серий он впервые увидел Алонсо…
Путь воина
Флавио взялся за карьеру Фернандо со свойственной ему решительностью. Уже в 2001 году Алонсо дебютировал в «Формуле-1» – кстати, одновременно с Монтойей, Райкконеном и ныне уже забытым бразильцем Энрико Бернольди. Конечно, в Minardi, куда пристроил юного испанца предприимчивый Бриаторе, Нандо не мог бороться за очки и победы, но продемонстрировать свой исключительный талант он сумел и в команде-аутсайдере. Без ложной скромности замечу, что еще тогда, в 2001-м, «Автоцентр» устами вашего покорного слуги хвалил Алонсо едва ли не в каждой статье о «Формуле-1», неустанно подчеркивая его не по годам взвешенный стиль пилотирования и не вызывающую сомнений скорость. Сезон-2002 Фернандо – опять-таки по наущению мудрого Флавио – провел в роли тест-пилота Renault, обкатывая машину, на которой выступали Дженсон Баттон и Ярно Трулли. Но уже в следующем году Алонсо занял место призового пилота французской команды. В 2004-м он завоевал свой первый поул (Гран-при Малайзии) и одержал первую победу (Гран-при Венгрии), а в 2005-м получил шанс побороться за чемпионскую корону.
Перипетии нынешнего чемпионата, конечно же, еще свежи в памяти болельщиков, но путь Алонсо стоит того, чтобы напомнить о нем еще раз. Первый Гран-при сезона в Австралии Фернандо проигрывает своему напарнику, Физикелле, – как выяснится впоследствии, эта гонка останется единственным триумфом Джанкарло. Далее следует впечатляющая серия из трех побед подряд, которая завершается фантастически красивой борьбой Алонсо и Шумахера на последних кругах Гран-при Сан-Марино. Лишь в Испании Кими Райкконен наносит ответный удар, выигрывая свою первую гонку в сезоне. Монако вновь становится добычей Райкконена, однако на Гран-при Европы финна ждет огромное разочарование – на последнем круге у его McLaren ломается рычаг передней подвески. Именно в этот момент Алонсо впервые заявляет о том, что всерьез рассчитывает на чемпионский титул, и ставит перед собой одну цель – доезжать до финиша целым и невредимым. Именно этим Нандо и занимался всю оставшуюся часть сезона, выиграв по ходу дела еще две гонки (Гран-при Франции и Германии) и стабильно попадая на подиумы в остальных. И вот, перед Гран-при Бразилии, от чемпионской короны Фернандо отделяло лишь шесть очков…
Торопиться не надо!
В принципе, у Алонсо не было ни малейшей причины спешить; однако и в этих условиях он легко взял поул, опередив ставшего вторым Хуана-Пабло на пятнадцать сотых секунды. Впрочем, все – и в первую очередь «серебристые» соперники Алонсо – прекрасно понимали, что лезть на рожон испанец не будет. Так оно и вышло – уже на третьем круге Монтойя играючи разделался с будущим чемпионом и вышел в лидеры гонки. Безусловно, колумбиец мог бы сделать это и раньше, но в течение двух первых кругов пелотон вел пейс-кар, появившийся после стартовой аварии с участием Пиццонии, Култхарда и Уэббера.
После первой волны пит-стопов (а точнее – на 31-м круге) испанца опередил и стартовавший пятым Райкконен; и всем опять-таки было понятно, что для Фернандо это не имеет ни малейшего значения. Первого пилота Renault вполне устраивала третья позиция – вне зависимости от того, каким на финиш приедет первый пилот McLaren…
Естественно, Кими должен был бороться до конца. Более того, в случае схода Алонсо он наверняка вышел бы в лидеры гонки – по крайней мере, Монтойя заранее пообещал пропустить своего напарника вперед, если в этом будет смысл. Однако Фернандо спокойно и уверенно добрался до финиша третьим, и командная тактика McLaren осталась невостребованной – Кими финишировал вторым, а Хуан-Пабло первым.
Вот так все и произошло, буднично и спокойно – Фернандо Алонсо стал первым испанским чемпионом мира и самым молодым в истории «Формулы-1» гонщиком, которому покорилась эта вершина. Кстати, ценность его достижения многократно возрастает из-за того, что Алонсо победил самого Шумахера! Согласитесь, если бы Шумми по окончании прошлого сезона ушел на покой, любого нового триумфатора неминуемо упрекали бы в том, что он-де смог выиграть лишь в отсутствие Михаэля. Но «Красный Барон» остался в «Формуле-1», подарив тем самым Алонсо почетное звание «Гонщик, Победивший Шумахера».
Первый дубль
Впрочем, есть чему порадоваться и «серебристым стрелам». Дубль, который завоевали Хуан-Пабло и Кими, стал первым для McLaren с Гран-при Австрии 2000 года. Благодаря этому «маки» впервые в течение нынешнего чемпионата опередили Renault и вышли в лидеры зачета производителей. Две оставшиеся гонки вполне могут принести McLaren Кубок конструкторов и тем самым хоть как-то подсластить горечь проигранного чемпионства. Очень интересной представляется борьба Монтойи и Шумахера за третье место в личном зачете, а также схватка Ferrari и Toyota за ту же третью позицию, но в Кубке конструкторов. Иными словами, хоть имя чемпиона и известно, интриги в двух оставшихся Гран-при будет все же достаточно.
Статистика |
Гран-при Бразилии, Сан-Паулу, 24-25 сентября 2005 года Проводится с 1973 года Дистанция 305,909 км (71 круг по 4309 м) Победитель гонки: Х.-П. Монтойя (1:29.20,574 с, средняя скорость 205,439 км/ч) Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.11,998 с) Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.12,268 с) Рекорд круга в гонке: Х.-П. Монтойя (1.11,473 с, 2004 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Бразилии |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 2 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 71 | 1:29.20,574 | 2 | 5 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 71 | + 02,527 | 3 | 1 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 71 | + 24,840 | 4 | 7 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 71 | + 35,668 | 5 | 3 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 71 | + 40,218 | 6 | 9 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 71 | + 69,173 | 7 | 4 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 70 | + 1 круг | 8 | 10 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 70 | + 1 круг | 9 | 6 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 70 | + 1 круг | 10 | 19 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 70 | + 1 круг | 11 | 8 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 70 | + 1 круг | 12 | 20 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 70 | + 1 круг | 13 | 17 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 69 | + 2 круга | 14 | 16 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 69 | + 2 круга | 15 | 15 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15B | 68 | + 3 круга | 16 | 11 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15B | 55 | Двигатель | 17 | 12 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 45 | Не классиф. | 18 | 18 | Роберт Доорнбос | Minardi PS05 | 34 | Двигатель | 19 | 13 | Антонио Пиццония | Williams FW27 | 0 | Столкновение | 20 | 14 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 0 | Столкновение |
|
| Кубок конструкторов |
1 | Команда | Бразилия | Всего | McLaren | 18 | Улучшение позиции | 164 | 2 | Renault | 10 | Ухудшение позиции | 162 | 3 | Ferrari | 8 | Позиция не изменилась | 98 | 4 | Toyota | 1 | Позиция не изменилась | 81 | 5 | Williams | 0 | Позиция не изменилась | 59 | 6 | BAR | 2 | Позиция не изменилась | 33 | 7 | Red Bull | 0 | Позиция не изменилась | 27 | 8 | Sauber | 3 | Позиция не изменилась | 17 | 9 | Jordan | 1 | Позиция не изменилась | 12 | 10 | Minardi | 0 | Позиция не изменилась | 7 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
1 | Пилот | Бразилия | Всего | Фернандо Алонсо | 6 | Позиция не изменилась | 117 | 2 | Кими Райкконен | 8 | Позиция не изменилась | 94 | 3 | Хуан-Пабло Монтойя | 10 | Улучшение позиции | 60 | 4 | Михаэль Шумахер | 5 | Ухудшение позиции | 60 | 5 | Джанкарло Физикелла | 4 | Улучшение позиции | 45 | 6 | Ярно Трулли | 0 | Ухудшение позиции | 43 | 7 | Рубенс Баррикелло | 3 | Улучшение позиции | 38 | 8 | Ральф Шумахер | 1 | Ухудшение позиции | 38 | 9 | Дженсон Баттон | 2 | Позиция не изменилась | 32 | 10 | Марк Уэббер | 0 | Позиция не изменилась | 29 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и команд-участниц