X

«Формула-1». Гран-при Бразилии: Самый юный чемпион

Ну вот и все. Впервые в XXI веке чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1» зовут не Михаэль Шумахер. Собственно, к этому все шло давно, но теперь, после Гран-при Бразилии, предположения и прогнозы стали фактом: Алонсо – чемпион!

Ну вот и все. Впервые в XXI веке чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1» зовут не Михаэль Шумахер. Собственно, к этому все шло давно, но теперь, после Гран-при Бразилии, предположения и прогнозы стали фактом: Алонсо – чемпион!

Ну вот и все. Впервые в XXI веке чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1» зовут не Михаэль Шумахер. Собственно, к этому все шло давно, но теперь, после Гран-при Бразилии, предположения и прогнозы стали фактом: Алонсо – чемпион!

В отличие от, скажем, Рона Денниса или Жана Тодта, нынешний босс команды Renault Флавио Бриаторе никогда не был ни автогонщиком, ни механиком. Он не относился к гонкам как к священному обряду, в котором принимают участие если не боги, то как минимум архангелы. «Формула-1» всегда была для Флавио бизнесом, и ничем иным. Именно такой подход позволил ему в 1991 году разглядеть талант никому неизвестного немца Михаэля Шумахера, переманить его из Jordan в Benetton и спустя три года сделать чемпионом мира. Выиграв два титула подряд, Михаэль ушел, бросив самому себе новый вызов – поднять из руин некогда гордую, но изрядно потускневшую Ferrari. Флавио расстроился, но виду не подал и «формульный» бизнес не покинул. Бриаторе продавал Фрэнку Уильямсу моторы Supertec, помогал Тому Уолкиншоу удержать на плаву Arrows, но при этом не забывал о главном – внимательно следить за молодыми гонщиками, приходящими в младшие серии вроде «Ф-3» или «Ф-3000». Именно в одной из таких гоночных серий он впервые увидел Алонсо…

Путь воина

Флавио взялся за карьеру Фернандо со свойственной ему решительностью. Уже в 2001 году Алонсо дебютировал в «Формуле-1» – кстати, одновременно с Монтойей, Райкконеном и ныне уже забытым бразильцем Энрико Бернольди. Конечно, в Minardi, куда пристроил юного испанца предприимчивый Бриаторе, Нандо не мог бороться за очки и победы, но продемонстрировать свой исключительный талант он сумел и в команде-аутсайдере. Без ложной скромности замечу, что еще тогда, в 2001-м, «Автоцентр» устами вашего покорного слуги хвалил Алонсо едва ли не в каждой статье о «Формуле-1», неустанно подчеркивая его не по годам взвешенный стиль пилотирования и не вызывающую сомнений скорость. Сезон-2002 Фернандо – опять-таки по наущению мудрого Флавио – провел в роли тест-пилота Renault, обкатывая машину, на которой выступали Дженсон Баттон и Ярно Трулли. Но уже в следующем году Алонсо занял место призового пилота французской команды. В 2004-м он завоевал свой первый поул (Гран-при Малайзии) и одержал первую победу (Гран-при Венгрии), а в 2005-м получил шанс побороться за чемпионскую корону.

Перипетии нынешнего чемпионата, конечно же, еще свежи в памяти болельщиков, но путь Алонсо стоит того, чтобы напомнить о нем еще раз. Первый Гран-при сезона в Австралии Фернандо проигрывает своему напарнику, Физикелле, – как выяснится впоследствии, эта гонка останется единственным триумфом Джанкарло. Далее следует впечатляющая серия из трех побед подряд, которая завершается фантастически красивой борьбой Алонсо и Шумахера на последних кругах Гран-при Сан-Марино. Лишь в Испании Кими Райкконен наносит ответный удар, выигрывая свою первую гонку в сезоне. Монако вновь становится добычей Райкконена, однако на Гран-при Европы финна ждет огромное разочарование – на последнем круге у его McLaren ломается рычаг передней подвески. Именно в этот момент Алонсо впервые заявляет о том, что всерьез рассчитывает на чемпионский титул, и ставит перед собой одну цель – доезжать до финиша целым и невредимым. Именно этим Нандо и занимался всю оставшуюся часть сезона, выиграв по ходу дела еще две гонки (Гран-при Франции и Германии) и стабильно попадая на подиумы в остальных. И вот, перед Гран-при Бразилии, от чемпионской короны Фернандо отделяло лишь шесть очков…

Торопиться не надо!

В принципе, у Алонсо не было ни малейшей причины спешить; однако и в этих условиях он легко взял поул, опередив ставшего вторым Хуана-Пабло на пятнадцать сотых секунды. Впрочем, все – и в первую очередь «серебристые» соперники Алонсо – прекрасно понимали, что лезть на рожон испанец не будет. Так оно и вышло – уже на третьем круге Монтойя играючи разделался с будущим чемпионом и вышел в лидеры гонки. Безусловно, колумбиец мог бы сделать это и раньше, но в течение двух первых кругов пелотон вел пейс-кар, появившийся после стартовой аварии с участием Пиццонии, Култхарда и Уэббера.

После первой волны пит-стопов (а точнее – на 31-м круге) испанца опередил и стартовавший пятым Райкконен; и всем опять-таки было понятно, что для Фернандо это не имеет ни малейшего значения. Первого пилота Renault вполне устраивала третья позиция – вне зависимости от того, каким на финиш приедет первый пилот McLaren…

Естественно, Кими должен был бороться до конца. Более того, в случае схода Алонсо он наверняка вышел бы в лидеры гонки – по крайней мере, Монтойя заранее пообещал пропустить своего напарника вперед, если в этом будет смысл. Однако Фернандо спокойно и уверенно добрался до финиша третьим, и командная тактика McLaren осталась невостребованной – Кими финишировал вторым, а Хуан-Пабло первым.

Вот так все и произошло, буднично и спокойно – Фернандо Алонсо стал первым испанским чемпионом мира и самым молодым в истории «Формулы-1» гонщиком, которому покорилась эта вершина. Кстати, ценность его достижения многократно возрастает из-за того, что Алонсо победил самого Шумахера! Согласитесь, если бы Шумми по окончании прошлого сезона ушел на покой, любого нового триумфатора неминуемо упрекали бы в том, что он-де смог выиграть лишь в отсутствие Михаэля. Но «Красный Барон» остался в «Формуле-1», подарив тем самым Алонсо почетное звание «Гонщик, Победивший Шумахера».

Первый дубль

Впрочем, есть чему порадоваться и «серебристым стрелам». Дубль, который завоевали Хуан-Пабло и Кими, стал первым для McLaren с Гран-при Австрии 2000 года. Благодаря этому «маки» впервые в течение нынешнего чемпионата опередили Renault и вышли в лидеры зачета производителей. Две оставшиеся гонки вполне могут принести McLaren Кубок конструкторов и тем самым хоть как-то подсластить горечь проигранного чемпионства. Очень интересной представляется борьба Монтойи и Шумахера за третье место в личном зачете, а также схватка Ferrari и Toyota за ту же третью позицию, но в Кубке конструкторов. Иными словами, хоть имя чемпиона и известно, интриги в двух оставшихся Гран-при будет все же достаточно.

 Статистика

Гран-при Бразилии, Сан-Паулу, 24-25 сентября 2005 года
Проводится с 1973 года
Дистанция 305,909 км (71 круг по 4309 м)
Победитель гонки: Х.-П. Монтойя (1:29.20,574 с, средняя скорость 205,439 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.11,998 с)
Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.12,268 с)
Рекорд круга в гонке: Х.-П. Монтойя (1.11,473 с, 2004 год)

 Итоговые результаты Гран-при Бразилии
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
12Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-20711:29.20,574
25Кими РайкконенMcLaren MP4-2071+ 02,527
31Фернандо АлонсоRenault R2571+ 24,840
47Михаэль ШумахерFerrari F200571+ 35,668
53Джанкарло ФизикеллаRenault R2571+ 40,218
69Рубенс БаррикеллоFerrari F200571+ 69,173
74Дженсон БаттонBAR Honda 00770+ 1 круг
810Ральф ШумахерToyota TF10570+ 1 круг
96Кристиан КлиенRed Bull RB170+ 1 круг
1019Такума СатоBAR Honda 00770+ 1 круг
118Фелипе МассаSauber C2470+ 1 круг
1220Жак ВильневSauber C2470+ 1 круг
1317Ярно ТруллиToyota TF10569+ 2 круга
1416Кристиан АльберсMinardi PS0569+ 2 круга
1515Нарайн КартикеянJordan EJ15B68+ 3 круга
1611Тиаго МонтейроJordan EJ15B55Двигатель
1712Марк УэбберWilliams FW2745Не классиф.
1818Роберт ДоорнбосMinardi PS0534Двигатель
1913Антонио ПиццонияWilliams FW270Столкновение
2014Дэвид КултхардRed Bull RB10Столкновение

 Кубок конструкторов
1Команда БразилияВсего
McLaren18Улучшение позиции164
2Renault10Ухудшение позиции162
3Ferrari8Позиция не изменилась98
4Toyota1Позиция не изменилась81
5Williams0Позиция не изменилась59
6BAR2Позиция не изменилась33
7Red Bull0Позиция не изменилась27
8Sauber3Позиция не изменилась17
9Jordan1Позиция не изменилась12
10Minardi0Позиция не изменилась7

 Чемпионат пилотов (десятка)
1Пилот БразилияВсего
Фернандо Алонсо6Позиция не изменилась117
2Кими Райкконен8Позиция не изменилась94
3Хуан-Пабло Монтойя10Улучшение позиции60
4Михаэль Шумахер5Ухудшение позиции60
5Джанкарло Физикелла4Улучшение позиции45
6Ярно Трулли0Ухудшение позиции43
7Рубенс Баррикелло3Улучшение позиции38
8Ральф Шумахер1Ухудшение позиции38
9Дженсон Баттон2Позиция не изменилась32
10Марк Уэббер0Позиция не изменилась29

Владимир Некрасов
Фото AFP и команд-участниц