«Формула-1». Гран-при Европы: Мелочь, ставшая роковой

Когда на 31-м круге Гран-при Европы шедший первым Кими Райкконен потерял траекторию и проехался по гравийной ловушке безопасности, лишь немногие придали этому значение. Выбравшись на асфальт, Кими вновь возглавил гонку, и его лидерству, казалось, ничто не угрожало…

«Формула-1». Гран-при Европы Сход Райкконена позволил Алонсо одержать четвертую победу в сезоне. Столкнувшись с Монтойей (вверху), Уэббер испортил гонку не только себе (справа), но и другим – в частности, Ральфу Шумахеру (внизу).

Когда на 31-м круге Гран-при Европы шедший первым Кими Райкконен потерял траекторию и проехался по гравийной ловушке безопасности, лишь немногие придали этому значение. Выбравшись на асфальт, Кими вновь возглавил гонку, и его лидерству, казалось, ничто не угрожало…

Позволите ли вы мне, дорогие читатели, совершить небольшую прогулку в прошлое, а именно на Гран-при Испании 2001 года? Вспомните ли вы ту кошмарную для McLaren гонку? На последнем круге дистанции у машины уверенно лидировавшего Мики Хаккинена взрывается двигатель, финн сходит с трассы за пять поворотов до финиша, а его главный соперник Михаэль Шумахер проносится мимо к своей очередной, такой нелогичной победе…

Какое ужасное дежа-вю для McLaren! Опять последний круг, опять безоговорочное лидерство, опять отказ техники (с той лишь разницей, что Кими подвел не двигатель, а подвеска), опять досадная победа главного конкурента… В итоге вместо того, чтобы сократить отрыв от Алонсо на два очка, Райкконен волею судьбы увеличил его на десять, и теперь Фернандо вновь стал безоговорочным фаворитом в борьбе за титул-2005.

В нашем мире случайностей нет

События последнего круга Гран-при Европы породили в среде болельщиков так много споров, что не остановиться на них было бы грешно. Так, неоднократно довелось слышать фразу «Алонсо победил незаслуженно». Ну уж нет, уважаемые, это в корне неверно! Во-первых, вспомним, что Фернандо стартовал с шестой позиции, но по ходу гонки прорвался на вторую. Согласен, во многом это связано с аварией Уэббера и штрафами, наложенными на Трулли и Култхарда. Но, к примеру, стартовавшего с поул-позишн Хайдфельда Алонсо обошел абсолютно «по делу», переиграв пилота Williams тактически, а именно выбрав гоночную стратегию с двумя дозаправками против трех у Ника. То есть говорить о том, что второе место упало к ногам испанца, как пронзенная ножом Кармен к ногам своего возлюбленного, нельзя.

А во-вторых, лично я считаю, что если бы Фернандо, став вторым, не оказывал на Кими давления, аварии Райкконена могло и не быть. Видите ли, в руководстве McLaren тоже не дураки сидят. И о том, что Райкконен испытывает проблемы с правой передней подвеской, инженеры команды во главе с Роном Деннисом прекрасно знали – в конце концов, если недостаточно телекартинки, то существует телеметрия. И они сами – после финиша Рон это признал! – посоветовались с Кими по радио и приняли решение рискнуть и попробовать довести гонку до конца. Просто если бы отрыв Райкконена от Алонсо был более внушительным, финн мог бы существенно сбросить скорость и дотянуть до финиша «на честном слове». Но Фернандо стремительно догонял Кими и в итоге не позволил ему замедлиться настолько, насколько этого требовал «хромающий» McLaren.

Насколько решение команды пойти на риск было оправданным – судить не нам. К счастью, все закончилось благополучно, и Кими жив-здоров (спасибо страховочным тросам, не позволившим колесу оторваться от машины. На одном из многочисленных телеповторов прекрасно видно, что не будь этих тросов, колесо угодило бы прямо в голову пилота). Ну а чемпионат – дело такое; в конце концов, впереди еще двенадцать гонок…

Кто-то теряет…

Но больше ни слова об аварии Райкконена – в этой гонке и без того было на что посмотреть. Например, на Монтойю, который стартовал пятым, но уже к первому повороту подошел третьим. И как же досадно, что именно в колумбийца въехал вновь прозевавший стартовый сигнал светофора Уэббер! Впрочем, свое наказание австралиец понес, вылетев в гравий со сломанным спойлером. Монтойя же остался на трассе, совершил ряд традиционно симпатичных обгонов и пришел к финишу седьмым.

Впрочем, неосторожность Уэббера испортила гонку не только Монтойе – объезжать «забияк» по обочине пришлось, в частности, Михаэлю Шумахеру, который из-за этого утратил реальный шанс побороться как минимум за подиум. Однако был и пилот, которому стартовый завал сыграл на руку, – конечно же, это Дэвид Култхард! Уйдя в гонку с двенадцатой позиции, шотландец грамотно (или случайно – кто знает?) выбрал перед первым поворотом внутреннюю траекторию и, благополучно проскочив мимо сталкивающихся машин, стал четвертым. Словно в лучшие годы, ДиСи удерживал позицию до тех пор, пока его не подвел лимитатор скорости, не сработавший при въезде на пит-лейн. Досадный пенальти отбросил Дэвида на пятое место, которое со сходом Кими вновь превратилось в четвертое. Конечно, для Red Bull и это здорово, но, кабы не штраф, неувядающий горец и вовсе был бы на подиуме!

Впрочем, гонщики, «оккупировавшие» пьедестал почета, были достойны этого не меньше, чем Култхард. Так, Хайдфельд повторил свой лучший результат в карьере, финишировав, как и в Монако, вторым и набрав в двух гонках 16 очков – больше, чем кто-либо в пелотоне! Вновь поднялся на подиум и гонщик в красном – Рубенс Баррикелло. Как и Хайдфельд, он выбрал тактику двух пит-стопов, которая оправдала себя «на все сто». Кстати, той же стратегии придерживался и пилот Toyota Ярно Трулли, но его гонку перечеркнул уже упомянутый нами штраф (а причина-то пустяковая – механики команды не успели покинуть стартовое поле ранее, чем за 15 секунд до начала прогревочного круга). Напарнику же Трулли, Ральфу Шумахеру, не повезло еще больше – сначала он пострадал в стартовом завале, а затем и вовсе вылетел с трассы, став одним из трех пилотов, не закончивших эту гонку.

Быть ли традиции?

Итак, интрига в чемпионате, да простится мне этот штамп, закручивается все больше. Несмотря на сход Райкконена, в силе McLaren никто не сомневается; в то же время Renault не собирается сдавать свои позиции, да и Williams с Ferrari, похоже, постепенно набирают форму… Но позвольте мне все же еще раз на мгновение вернуться в 2001 год. Тогда, победив благодаря сходу Хаккинена в Испании, Михаэль Шумахер выиграл в итоге и чемпионат. Не повторится ли то же самое и теперь? Ведь история развивается по спирали…

 Статистика

Гран-при Европы, Нюрбургринг, 28-29 мая 2005 года

Проводится с 1983 года
Дистанция 303,715 км (59 кругов по 5148 м)
Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:31.46,648 с, средняя скорость 198,555 км/ч)
Поул-позишн: Н. Хайдфельд (1.30,081 с)
Быстрейший круг в гонке: Ф. Алонсо (1.30,711 с)
Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.29,468 с, 2004 год)

 Кубок конструкторов
Команда Европа Всего
1 Renault 13 76
2 McLaren 2 53
3 Toyota 1 44
4 Williams 8 43
5 Ferrari 10 31
6 Red Bull 5 19
7 Sauber 0 7
8 Jordan 0 0
9 BAR 0 0
10 Minardi 0 0

 Чемпионат пилотов (десятка)
Пилот Европа Всего
1 Фернандо Алонсо 10 59
2 Кими Райкконен 0 27
3 Ярно Трулли 1 27
4 Ник Хайдфельд 8 25
5 Марк Уэббер 0 18
6 ДжанкарлоФизикелла
3 17
7 Ральф Шумахер 0 17
8 Михаэль Шумахер 4 16
9 Хуан-Пабло Монтойя 2 16
10 Рубенс Баррикелло 6 15

 Итоговые результаты Гран-при Европы
Поз. Местона старте Пилот Машина Круги Время (ч:мин.с)/причина схода
1 6 Фернандо Алонсо Renault R25 59 1:31.46,648
2 1 Ник Хайдфельд Williams FW27 59 + 16,567
3 7 Рубенс Баррикелло Ferrari F2005 59 + 18,549
4 12 Дэвид Култхард Red Bull RB1 59 + 31,588
5 10 Михаэль Шумахер Ferrari F2005 59 + 50,445
6 9 Джанкарло Физикелла Renault R25 59 + 51,932
7 5 Хуан-Пабло Монтойя McLaren MP4-20 59 + 58,173
8 4 Ярно Трулли Toyota TF105 59 + 71,091
9 14 Витантонио Лиуцци Red Bull RB1 59 + 71,529
10 13 Дженсон Баттон BAR Honda 007 59 + 95,786
11 2 Кими Райкконен McLaren MP4-20 58 подвеска
12 16 Такума Сато BAR Honda 007 58 + 1 круг
13 15 Жак Вильнев Sauber C24 58 + 1 круг
14 11 Фелипе Масса Sauber C24 58 + 1 круг
15 17 Тиаго Монтейро Jordan EJ15 58 + 1 круг
16 19 Нарайн Картикеян Jordan EJ15 58 + 1 круг
17 20 Кристиан Альберс Minardi PS05 57 + 2 круга
18 18 Патрик Фризахер Minardi PS05 56 + 3 круга
19 8 Ральф Шумахер Toyota TF105 33 вылет
20 3 Марк Уэббер Williams FW27 0 столкновение

Владимир Некрасов
Фото AFP

Гонки без опасности?

Еще один вопрос, порожденный аварией Райкконена: из-за чего она, собственно, случилась? В официальном протоколе причиной названа поломка подвески; да и увиденное нами подтверждает это. Но задумывались ли вы о том, что привело к этой поломке? Ведь не могут же кевларовые рычаги просто так взять и развалиться? Вот тут мы и возвращаемся к маленькому вылету в гравий, упомянутому в начале статьи. «Прогулявшись» по обочине, Кими слегка повредил правую переднюю покрышку; как следствие, ему пришлось чем дальше, тем больше перетормаживать в правых поворотах. Стирающаяся мало-помалу шина стала «квадратной» и вызвала сильные вибрации подвески, приведшие в конце концов к поломке рычагов…

В связи с этим хочется поднять вот какую тему. Не так давно FIA приказала пилотам на время гонки снимать металлические предметы – кольца, перстни, серьги и т. д. – во избежание возможных травм. Разумно, спору нет. Но, скажите на милость, неужели маленькое колечко опаснее износившейся покрышки? Еще перед началом сезона многие (и, что особенно приятно, некоторые наши читатели в том числе) задавались вопросом – а не приведет ли запрет на смену шин к росту количества аварий? Так не стал ли вылет Кими первым и весьма тревожным звоночком, предвещающим нечто большее? Очень хочется надеяться, что нет.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.