X

«Формула-1». Гран-при Европы: Мелочь, ставшая роковой

Когда на 31-м круге Гран-при Европы шедший первым Кими Райкконен потерял траекторию и проехался по гравийной ловушке безопасности, лишь немногие придали этому значение. Выбравшись на асфальт, Кими вновь возглавил гонку, и его лидерству, казалось, ничто не угрожало…

Когда на 31-м круге Гран-при Европы шедший первым Кими Райкконен потерял траекторию и проехался по гравийной ловушке безопасности, лишь немногие придали этому значение. Выбравшись на асфальт, Кими вновь возглавил гонку, и его лидерству, казалось, ничто не угрожало…

Когда на 31-м круге Гран-при Европы шедший первым Кими Райкконен потерял траекторию и проехался по гравийной ловушке безопасности, лишь немногие придали этому значение. Выбравшись на асфальт, Кими вновь возглавил гонку, и его лидерству, казалось, ничто не угрожало…

Позволите ли вы мне, дорогие читатели, совершить небольшую прогулку в прошлое, а именно на Гран-при Испании 2001 года? Вспомните ли вы ту кошмарную для McLaren гонку? На последнем круге дистанции у машины уверенно лидировавшего Мики Хаккинена взрывается двигатель, финн сходит с трассы за пять поворотов до финиша, а его главный соперник Михаэль Шумахер проносится мимо к своей очередной, такой нелогичной победе…

Какое ужасное дежа-вю для McLaren! Опять последний круг, опять безоговорочное лидерство, опять отказ техники (с той лишь разницей, что Кими подвел не двигатель, а подвеска), опять досадная победа главного конкурента… В итоге вместо того, чтобы сократить отрыв от Алонсо на два очка, Райкконен волею судьбы увеличил его на десять, и теперь Фернандо вновь стал безоговорочным фаворитом в борьбе за титул-2005.

В нашем мире случайностей нет

События последнего круга Гран-при Европы породили в среде болельщиков так много споров, что не остановиться на них было бы грешно. Так, неоднократно довелось слышать фразу «Алонсо победил незаслуженно». Ну уж нет, уважаемые, это в корне неверно! Во-первых, вспомним, что Фернандо стартовал с шестой позиции, но по ходу гонки прорвался на вторую. Согласен, во многом это связано с аварией Уэббера и штрафами, наложенными на Трулли и Култхарда. Но, к примеру, стартовавшего с поул-позишн Хайдфельда Алонсо обошел абсолютно «по делу», переиграв пилота Williams тактически, а именно выбрав гоночную стратегию с двумя дозаправками против трех у Ника. То есть говорить о том, что второе место упало к ногам испанца, как пронзенная ножом Кармен к ногам своего возлюбленного, нельзя.

А во-вторых, лично я считаю, что если бы Фернандо, став вторым, не оказывал на Кими давления, аварии Райкконена могло и не быть. Видите ли, в руководстве McLaren тоже не дураки сидят. И о том, что Райкконен испытывает проблемы с правой передней подвеской, инженеры команды во главе с Роном Деннисом прекрасно знали – в конце концов, если недостаточно телекартинки, то существует телеметрия. И они сами – после финиша Рон это признал! – посоветовались с Кими по радио и приняли решение рискнуть и попробовать довести гонку до конца. Просто если бы отрыв Райкконена от Алонсо был более внушительным, финн мог бы существенно сбросить скорость и дотянуть до финиша «на честном слове». Но Фернандо стремительно догонял Кими и в итоге не позволил ему замедлиться настолько, насколько этого требовал «хромающий» McLaren.

Насколько решение команды пойти на риск было оправданным – судить не нам. К счастью, все закончилось благополучно, и Кими жив-здоров (спасибо страховочным тросам, не позволившим колесу оторваться от машины. На одном из многочисленных телеповторов прекрасно видно, что не будь этих тросов, колесо угодило бы прямо в голову пилота). Ну а чемпионат – дело такое; в конце концов, впереди еще двенадцать гонок…

Кто-то теряет…

Но больше ни слова об аварии Райкконена – в этой гонке и без того было на что посмотреть. Например, на Монтойю, который стартовал пятым, но уже к первому повороту подошел третьим. И как же досадно, что именно в колумбийца въехал вновь прозевавший стартовый сигнал светофора Уэббер! Впрочем, свое наказание австралиец понес, вылетев в гравий со сломанным спойлером. Монтойя же остался на трассе, совершил ряд традиционно симпатичных обгонов и пришел к финишу седьмым.

Впрочем, неосторожность Уэббера испортила гонку не только Монтойе – объезжать «забияк» по обочине пришлось, в частности, Михаэлю Шумахеру, который из-за этого утратил реальный шанс побороться как минимум за подиум. Однако был и пилот, которому стартовый завал сыграл на руку, – конечно же, это Дэвид Култхард! Уйдя в гонку с двенадцатой позиции, шотландец грамотно (или случайно – кто знает?) выбрал перед первым поворотом внутреннюю траекторию и, благополучно проскочив мимо сталкивающихся машин, стал четвертым. Словно в лучшие годы, ДиСи удерживал позицию до тех пор, пока его не подвел лимитатор скорости, не сработавший при въезде на пит-лейн. Досадный пенальти отбросил Дэвида на пятое место, которое со сходом Кими вновь превратилось в четвертое. Конечно, для Red Bull и это здорово, но, кабы не штраф, неувядающий горец и вовсе был бы на подиуме!

Впрочем, гонщики, «оккупировавшие» пьедестал почета, были достойны этого не меньше, чем Култхард. Так, Хайдфельд повторил свой лучший результат в карьере, финишировав, как и в Монако, вторым и набрав в двух гонках 16 очков – больше, чем кто-либо в пелотоне! Вновь поднялся на подиум и гонщик в красном – Рубенс Баррикелло. Как и Хайдфельд, он выбрал тактику двух пит-стопов, которая оправдала себя «на все сто». Кстати, той же стратегии придерживался и пилот Toyota Ярно Трулли, но его гонку перечеркнул уже упомянутый нами штраф (а причина-то пустяковая – механики команды не успели покинуть стартовое поле ранее, чем за 15 секунд до начала прогревочного круга). Напарнику же Трулли, Ральфу Шумахеру, не повезло еще больше – сначала он пострадал в стартовом завале, а затем и вовсе вылетел с трассы, став одним из трех пилотов, не закончивших эту гонку.

Быть ли традиции?

Итак, интрига в чемпионате, да простится мне этот штамп, закручивается все больше. Несмотря на сход Райкконена, в силе McLaren никто не сомневается; в то же время Renault не собирается сдавать свои позиции, да и Williams с Ferrari, похоже, постепенно набирают форму… Но позвольте мне все же еще раз на мгновение вернуться в 2001 год. Тогда, победив благодаря сходу Хаккинена в Испании, Михаэль Шумахер выиграл в итоге и чемпионат. Не повторится ли то же самое и теперь? Ведь история развивается по спирали…

 Статистика

Гран-при Европы, Нюрбургринг, 28-29 мая 2005 года

Проводится с 1983 года
Дистанция 303,715 км (59 кругов по 5148 м)
Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:31.46,648 с, средняя скорость 198,555 км/ч)
Поул-позишн: Н. Хайдфельд (1.30,081 с)
Быстрейший круг в гонке: Ф. Алонсо (1.30,711 с)
Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.29,468 с, 2004 год)

 Кубок конструкторов
КомандаЕвропаВсего
1Renault1376
2McLaren253
3Toyota144
4Williams843
5Ferrari1031
6Red Bull519
7Sauber07
8Jordan00
9BAR00
10Minardi00

 Чемпионат пилотов (десятка)
Пилот ЕвропаВсего
1Фернандо Алонсо1059
2Кими Райкконен027
3Ярно Трулли127
4Ник Хайдфельд825
5Марк Уэббер018
6ДжанкарлоФизикелла
317
7Ральф Шумахер017
8Михаэль Шумахер416
9Хуан-Пабло Монтойя216
10Рубенс Баррикелло615

 Итоговые результаты Гран-при Европы
Поз.Местона стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
16Фернандо АлонсоRenault R25591:31.46,648
21Ник ХайдфельдWilliams FW2759+ 16,567
37Рубенс БаррикеллоFerrari F200559+ 18,549
412Дэвид КултхардRed Bull RB159+ 31,588
510Михаэль ШумахерFerrari F200559+ 50,445
69Джанкарло ФизикеллаRenault R2559+ 51,932
75Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-2059+ 58,173
84Ярно ТруллиToyota TF10559+ 71,091
914Витантонио ЛиуцциRed Bull RB159+ 71,529
1013Дженсон БаттонBAR Honda 00759+ 95,786
112Кими РайкконенMcLaren MP4-2058подвеска
1216Такума СатоBAR Honda 00758+ 1 круг
1315Жак ВильневSauber C2458+ 1 круг
1411Фелипе МассаSauber C2458+ 1 круг
1517Тиаго МонтейроJordan EJ1558+ 1 круг
1619Нарайн КартикеянJordan EJ1558+ 1 круг
1720Кристиан АльберсMinardi PS0557+ 2 круга
1818Патрик ФризахерMinardi PS0556+ 3 круга
198Ральф ШумахерToyota TF10533вылет
203Марк УэбберWilliams FW270столкновение

Владимир Некрасов
Фото AFP

Гонки без опасности?

Еще один вопрос, порожденный аварией Райкконена: из-за чего она, собственно, случилась? В официальном протоколе причиной названа поломка подвески; да и увиденное нами подтверждает это. Но задумывались ли вы о том, что привело к этой поломке? Ведь не могут же кевларовые рычаги просто так взять и развалиться? Вот тут мы и возвращаемся к маленькому вылету в гравий, упомянутому в начале статьи. «Прогулявшись» по обочине, Кими слегка повредил правую переднюю покрышку; как следствие, ему пришлось чем дальше, тем больше перетормаживать в правых поворотах. Стирающаяся мало-помалу шина стала «квадратной» и вызвала сильные вибрации подвески, приведшие в конце концов к поломке рычагов…

В связи с этим хочется поднять вот какую тему. Не так давно FIA приказала пилотам на время гонки снимать металлические предметы – кольца, перстни, серьги и т. д. – во избежание возможных травм. Разумно, спору нет. Но, скажите на милость, неужели маленькое колечко опаснее износившейся покрышки? Еще перед началом сезона многие (и, что особенно приятно, некоторые наши читатели в том числе) задавались вопросом – а не приведет ли запрет на смену шин к росту количества аварий? Так не стал ли вылет Кими первым и весьма тревожным звоночком, предвещающим нечто большее? Очень хочется надеяться, что нет.