Гран-при Франции прошел несколько нетипично для нынешнего сезона. В отличие от предыдущих гонок 2005 года, основная борьба между соперниками велась не на трассе, а в боксах, и победителями в ней стали не столько быстрейшие, сколько хитрейшие…
| | Гран-при Франции прошел несколько нетипично для нынешнего сезона. В отличие от предыдущих гонок 2005 года, основная борьба между соперниками велась не на трассе, а в боксах, и победителями в ней стали не столько быстрейшие, сколько хитрейшие… |
Единственный гонщик, к которому не относится все вышесказанное, – Фернандо Алонсо. Испанец вновь, как в Малайзии или Бахрейне, потряс всех именно своей скоростью, а не какими-то тактическими уловками. Его стратегия – три пит-стопа на 20-м, 41-м и 58-м кругах – оказалась, как будет сказано ниже, не самой удачной для данной трассы; но даже при этом Фернандо безоговорочно лидировал со старта до финиша. Вы только представьте – на первых кругах гонки, несмотря на более тяжелую машину, Алонсо привозил шедшему вторым Трулли по полторы секунды на круге! К концу же дистанции великолепный Фернандо обогнал на круг всех, за исключением Райкконена и Шумахера!
И вот поскольку конкуренты Алонсо – по разным причинам – не имели возможности поддерживать темп лидера, им оставалось соревноваться друг с другом в тактических ухищрениях. В итоге мы увидели сразу несколько схем, предложенных своим пилотам разными командами.
«Классика» и авангард
В прошлые годы, когда была разрешена смена резины во время пит-стопов, тактику двух дозаправок во Франции гонщики использовали крайне редко – например, в условиях дождя. Наиболее же разумным решением с точки зрения баланса «вес машины/износ покрышек» были три остановки. Едва ли не единственным исключением из данной схемы стал прошлогодний Гран-при Франции, когда победитель гонки, Михаэль Шумахер, заезжал в боксы четырежды. Однако, повторимся, все это имело смысл, пока шины можно было менять.
Сейчас же, когда всю дистанцию необходимо пройти на одном комплекте покрышек, многие гонщики предпочитают останавливаться в боксах как можно реже. Как ни крути, а каждый визит на пит-лейн – это существенная потеря времени. Именно поэтому во Франции без малого треть пелотона остановила свой выбор на тактике двух пит-стопов. Схема, по которой действовали, например, Трулли, Вильнев, Баттон и Ральф Шумахер, была примерно такой: 17 – 20 кругов, долгая (до 10 секунд) дозаправка, длинный (порядка 30 кругов) второй отрезок, еще одна, но теперь уже короткая (5-6 секунд) дозаправка и финальные два десятка кругов. Если сравнить стартовые и итоговые позиции этих гонщиков, станет ясно – тактика оказалась верной, поскольку все, кроме Трулли, финишировали выше, чем стартовали.
В то же время две трети пелотона остались верны «классике», то есть трем дозаправкам, и поплатились за это. Трудно поверить, но из 14 пилотов, совершавших три пит-стопа, по итогам гонки улучшили свои позиции фактически лишь Култхард и Монтейро. Да и это произошло только благодаря проблемам у впереди идущих. А Михаэль Шумахер, например, как третьим стартовал, так третьим и приехал; он был бы наверняка четвертым, если бы из-за падения давления в гидравлической системе не сошел с трассы Монтойя. Так что «классика», как видим, не всегда в цене.
Пойдем другим путем?
Но, оказывается, существовала еще одна, «самая верная» тактика, которую выбрал только McLaren – причем не от хорошей жизни! Сгоревший еще во время пятничных тренировок мотор на машине Райкконена означал автоматическую потерю десяти позиций по результатам квалификации. Иными словами, даже если бы Кими удалось завоевать поул, он все равно стартовал бы из глубины пелотона, и легкая машина в этом случае никаких дивидендов ему не приносила. Поэтому в McLaren решили залить в баки как можно больше бензина и максимально оттянуть первый визит в боксы; причем эта тактика была предложена не только Райкконену, но и Монтойе. И представьте, это сработало!
В то время как весь пелотон один за другим сворачивал в боксы на первый пит-стоп (а это происходило примерно с 15-го по 20-й круг), Кими и Хуан-Пабло оставались на треке и стабильно наращивали темп. По мере того, как пустели баки McLaren, у Райкконена и Монтойи улучшалось время прохождения круга. И когда настал час побывать в боксах, у «серебристых» образовался весьма внушительный отрыв от всех конкурентов, за исключением недосягаемого Алонсо. Таким образом, уже к 20-му кругу выйдя на вторую и третью позиции, оба пилота McLaren сумели остаться на них даже после пит-стопов. Блестящая реализация великолепного плана! К сожалению для команды, оккупировать две ступеньки пьедестала почета ей не удалось из-за уже упоминавшегося схода Монтойи…
Переходящее знамя
Человек, который не видел этого Гран-при, прочитав все написанное выше, воскликнет: «Да что это за гонка! Ни борьбы, ни обгонов – одни пит-стопы…». Ну почему же – и помимо тактических изысков было на что посмотреть. Например, на Такуму Сато, который так азартно атаковал Ярно Трулли, что умудрился на 26-м круге в знаменитой шпильке Adelaide сорвать свой BAR в боковое скольжение. Тут бы добавить газку да веером войти в поворот «а-ля Колин МакРэй»… Шутка, конечно: «Формула-1» не приемлет раллийных приемов вождения; и все, что могло напомнить Сато о ралли, – это гравий, в который он благополучно вылетел.
Ну а самое забавное событие произошло уже во время церемонии награждения. Организаторы, поднимая флаги над подиумом в честь тройки призеров, перепутали их: над Шумахером взвился финский крест, а над Райкконеном – немецкий триколор. Через несколько секунд ошибку заметили и флаги в спешном порядке спустили; в свою очередь, оператор трансляции решил перестраховаться, и больше флагштоки в кадре не появлялись. Болельщики McLaren тут же усмотрели в этом перст судьбы – дескать, слава Шумахера должна, подобно знамени, перейти к Райкконену… Что ж, может быть. Хотя у Алонсо на этот счет наверняка есть свое мнение.
Статистика |
Гран-при Франции, Маньи-Кур, 2-3 июля 2005 года Проводится с 1950 года Дистанция 308,586 км (70 кругов по 4411 м) Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:31.22,233 с, средняя скорость 202,638 км/ч) Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.14,412 с) Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.16,423 с) Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.15,377 с, 2004 год) |
|
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Франция | Всего | 1 | Renault | 13 | 89 | 2 | McLaren | 8 | 71 | 3 | Ferrari | 6 | 69 | 4 | Toyota | 6 | 53 | 5 | Williams | 0 | 47 | 6 | Red Bull | 0 | 22 | 7 | Sauber | 1 | 13 | 8 | Jordan | 0 | 11 | 9 | Minardi | 0 | 7 | 10 | BAR | 5 | 5 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
Пилот | Франция | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 10 | 69 | 2 | Кими Райкконен | 8 | 45 | 3 | Михаэль Шумахер | 6 | 40 | 4 | Ярно Трулли | 4 | 31 | 5 | Рубенс Баррикелло | 0 | 29 | 6 | Ник Хайдфельд | 0 | 25 | 7 | Марк Уэббер | 0 | 22 | 8 | Ральф Шумахер | 2 | 22 | 9 | Джанкарло Физикелла | 3 | 20 | 10 | Дэвид Култхард | 0 | 17 |
|
| Итоговые результаты Гран-при Франции |
Поз. | Местона старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 70 | 1:31.22,233 | 2 | 13 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 70 | + 11,805 | 3 | 3 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 70 | + 81,914 | 4 | 7 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 69 | + 1 круг | 5 | 2 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 69 | + 1 круг | 6 | 6 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 69 | + 1 круг | 7 | 11 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 69 | + 1 круг | 8 | 10 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 69 | + 1 круг | 9 | 5 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 69 | + 1 круг | 10 | 15 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 69 | + 1 круг | 11 | 4 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 69 | + 1 круг | 12 | 12 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 68 | + 2 круга | 13 | 19 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15 | 67 | + 3 круга | 14 | 14 | Ник Хайдфельд | Williams FW27 | 66 | + 4 круга | 15 | 17 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 66 | + 4 круга | 16 | 8 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 46 | Гидравлика | 17 | 20 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 37 | Покрышка | 18 | 18 | Патрик Фризахер | Minardi PS05 | 33 | Покрышка | 19 | 9 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 30 | Гидравлика | 20 | 16 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 1 | Топливо |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и команд-участниц