В преддверии Гран-при Италии все без исключения поклонники Ferrari ждали от своих любимцев чуда. И в самом деле – где, как не в родных стенах, «жеребцы из Маранелло» могли бы переломить неудачно складывавшийся сезон?
| | В преддверии Гран-при Италии все без исключения поклонники Ferrari ждали от своих любимцев чуда. И в самом деле – где, как не в родных стенах, «жеребцы из Маранелло» могли бы переломить неудачно складывавшийся сезон? |
Атмосфера, царящая в Монце во время гоночного уик-энда, – нечто совершенно фантастическое, и пытаться передать ее словами бессмысленно. Но есть один, совершенно загадочный момент: почему-то болельщики Ferrari каждый год убеждены в том, что Гран-при Италии непременно достанется кому-то из «красных». Может быть, такую уверенность подарил им легендарный 1988 год, когда Гран-при Италии стал единственной гонкой сезона, победа в которой не досталась гонщикам McLaren? Тогда две верхние ступеньки подиума заняли «ферраристы» Герхард Бергер и Микеле Альборето, и на фоне тотального превосходства McLaren в том сезоне это действительно казалось чудом! Хотя, если вдуматься, провидение в тот раз имело совершенно определенный облик – его роль исполнил Жан-Луи Шлессер, известнейший раллист, проводивший свою вторую и последнюю гонку в «Формуле-1». За два круга до финиша он, неуклюже пропуская лидировавшего Айртона Сенну, выбил его с трассы и открыл таким образом Ferrari дорогу к дублю.
Но в этом году рассчитывать на подобное чудо тиффози не приходится. Ведь чтобы подкараулить ошибку лидера, воспользоваться ею и победить, надо как минимум постоянно этого лидера преследовать. А у нынешней Ferrari, к сожалению, не хватает сил даже на это, и Монца лишний раз подтвердила сей печальный факт. Заняв в квалификации лишь шестое и седьмое места, в гонке Михаэль и Рубенс попросту провалились, из-за проблем с резиной опустившись на 10-ю и 12-ю позиции соответственно. Что ж, вместо чуда болельщики получили окончательный вердикт: в этом году у Шумми не осталось даже теоретических шансов на чемпионский титул.
Еще одна покрышка…
Впрочем, разочарованными покинули Италию не только Шумахер и Баррикелло – конечно же, в первую очередь мы имеем в виду Кими Райкконена. Финну необходимо побеждать во всех оставшихся гонках, и Монца должна была стать первой в этом ряду. Поначалу все к тому и шло – Кими был безусловно быстрейшим пилотом во всех тренировочных и зачетных сессиях. Представьте, каким разочарованием для Райкконена стала замена двигателя на его машине, вызванная поломкой впускного клапана! Потеря десяти позиций на старте – что может быть хуже для одного из претендентов на корону?
К чести Кими и его команды, сдаваться они и не думали. Для начала финн взял поул-позишн, сведя к минимуму таким образом потери, связанные с заменой мотора. После получения штрафа Кими стал одиннадцатым, что в принципе оставляло ему неплохие шансы на попадание в зачетную восьмерку. Но того, что случилось на самом деле, не ожидал никто!
Когда после двадцати кругов дистанции прошла первая волна пит-стопов (а абсолютное большинство гонщиков выбрало тактику двух дозаправок), соперники и зрители с изумлением обнаружили, что Райкконен занимает вторую (!) позицию и, благодаря пустеющим бакам, стремительно догоняет лидирующего Монтойю. Еще несколькими кругами позже стало ясно, что своему первому пилоту McLaren предложил тактику одного пит-стопа. Кими совершил его на 26-м круге и вернулся в гонку пятым. Учитывая, что все впереди идущие пилоты должны были заезжать в боксы еще по разу, у Райкконена появился реальный шанс… выиграть эту безумную гонку! К сожалению для финна, воплотить эту тактику в жизнь помешала начавшая пузыриться левая задняя покрышка – для ее замены Кими завернул в боксы еще раз, после чего о победе пришлось забыть.
К титулу без побед
Что интересно, точно такая же проблема с той же покрышкой возникла и у лидировавшего в течение всей гонки Монтойи. Правда, в этот момент до финиша оставалось буквально пять кругов, и вторая в карьере колумбийца победа на Гран-при Италии была как никогда близка… Хуан-Пабло решил рискнуть и довести гонку до конца, не меняя проблемное колесо. В аналогичной ситуации на Гран-при Европы его напарнику не повезло – Кими тогда не дотянул до финиша один круг. Хуану-Пабло же фортуна улыбнулась – несмотря на угрожающее состояние резины, колесо выдержало, и Монтойя победил.
А в общем, на фоне других Гран-при нынешнего сезона итальянская гонка была далеко не самой интересной. Борьбы на трассе практически не было, а все изменения позиций происходили за счет более ранних или, наоборот, поздних визитов тех или иных пилотов в боксы. Именно так, из-за крайне неудачной тактики потерял массу позиций Дженсон Баттон; в то же время, например, Джанкарло Физикелла сумел прорваться с восьмого места на третье – опять-таки, благодаря своевременным дозаправкам. Лидер же чемпионата Фернандо Алонсо провел абсолютно спокойную и беспроблемную гонку, еще больше увеличив свой отрыв от Райкконена – единственного оставшегося конкурента в борьбе за титул. Занятно, что испанец не побеждает уже три гонки подряд, однако это вовсе не мешает ему с каждым Гран-при все плотнее приближаться к первому в карьере чемпионству.
Формула надежности
Еще один вопрос, который не должен оставаться без ответа, – откуда вдруг в стартовом и финишном протоколах взялся Антонио Пиццония? Все дело в том, что буквально в пятницу стало известно, что основной пилот Williams Ник Хайдфельд не сможет принять участия в Гран-при из-за последствий аварии, в которую он попал на тестах неделей раньше. Тут же по телефону был вызван Антонио, являющийся официальным тест-пилотом команды; бразилец прибыл на трассу в субботу утром, откатал тренировки, а затем и квалификацию с гонкой. И что интересно – год назад, здесь же, в Монце, Пиццония заменял травмированного Ральфа Шумахера и точно так же финишировал седьмым!
Ну а напоследок нельзя не упомянуть еще об одном моменте, благодаря которому прошедшая гонка все же войдет в «формульную» историю, – а заодно и извиниться за неточность, допущенную нами пару месяцев назад. В обзоре скандального Гран-при США мы назвали ту гонку единственной, в которой до финиша доехали все стартовавшие пилоты. Однако на самом деле был еще один такой Гран-при – в 1961 году в Голландии клетчатый флаг увидели все 15 вышедших на старт гонщиков. Соответственно, прошедший Гран-при Италии стал третьим аналогичным случаем в «Формуле-1» – с той лишь разницей, что в Монце стартовало и финишировало 20 машин, что является абсолютным рекордом за всю историю «Королевских гонок».
Статистика |
Гран-при Италии, Монца, 3-4 сентября 2005 года Проводится с 1950 года Дистанция 306,720 км (53 круга по 5793 м) Победитель гонки: Х-П. Монтойя (1:14.28,659 с, средняя скорость 247,096 км/ч) Поул-позишн: Х.-П. Монтойя (1.21,054 с) Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.21,504 с) Рекорд круга в гонке: Р. Баррикелло (1.21,046 с, 2004 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Италии |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 53 | 1:14.28,659 | 2 | 2 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 53 | + 02,479 | 3 | 8 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 53 | + 17,975 | 4 | 11 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 53 | + 22,775 | 5 | 5 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 53 | + 33,786 | 6 | 9 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 53 | + 43,925 | 7 | 16 | Антонио Пиццония | Williams FW27 | 53 | + 44,643 | 8 | 3 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 53 | + 63,635 | 9 | 15 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 53 | + 75,413 | 10 | 6 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 53 | + 96,070 | 11 | 12 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 52 | + 1 круг | 12 | 7 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 52 | + 1 круг | 13 | 13 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 52 | + 1 круг | 14 | 14 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 52 | + 1 круг | 15 | 10 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 52 | + 1 круг | 16 | 4 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 52 | + 1 круг | 17 | 17 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15B | 51 | + 2 круга | 18 | 18 | Роберт Доорнбос | Minardi PS05 | 51 | + 2 круга | 19 | 20 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 51 | + 2 круга | 20 | 19 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 50 | + 3 круга |
|
| Кубок конструкторов |
1 | Команда | Италия | Всего | Renault | 14 | Позиция не изменилась | 144 | 2 | McLaren | 15 | Позиция не изменилась | 136 | 3 | Ferrari | 0 | Позиция не изменилась | 86 | 4 | Toyota | 7 | Позиция не изменилась | 78 | 5 | Williams | 2 | Позиция не изменилась | 54 | 6 | Red Bull | 0 | Позиция не изменилась | 27 | 7 | BAR | 1 | Позиция не изменилась | 25 | 8 | Sauber | 0 | Позиция не изменилась | 14 | 9 | Jordan | 0 | Позиция не изменилась | 11 | 10 | Minardi | 0 | Позиция не изменилась | 7 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
1 | Пилот | Италия | Всего | Фернандо Алонсо | 10 | Позиция не изменилась | 103 | 2 | Кими Райкконен | 2 | Позиция не изменилась | 76 | 3 | Михаэль Шумахер | 0 | Позиция не изменилась | 55 | 4 | Хуан-Пабло Монтойя | 8 | Улучшение позиции | 50 | 5 | Ярно Трулли | 0 | Ухудшение позиции | 43 | 6 | Джанкарло Физикелла | 0 | Позиция не изменилась | 41 | 7 | Ральф Шумахер | 0 | Позиция не изменилась | 35 | 8 | Рубенс Баррикелло | 0 | Позиция не изменилась | 31 | 9 | Ник Хайдфельд | 0 | Позиция не изменилась | 28 | 10 | Дженсон Баттон | 1 | Улучшение позиции | 24 |
|
Владимир Некрасов
Фото команд-участниц