«Формула-1». Гран-при Китая: Грустный праздник

56-й чемпионат «Формулы-1» стал одним из самых интересных в истории Королевских гонок. Изменения в правилах повлекли за собой массу тактических находок, множество обгонов и дали миру нового чемпиона и обладателя Кубка конструкторов. Казалось бы, все хорошо – но почему же нам так грустно? Из этого и других вопросов (а также ответов на них) сложился обзор Гран-при Китая…

«Формула-1». Гран-при Китая Открывал Гран-при Китая сам Джеки Чан. Оказалось, актер и режиссер еще и прекрасно поет!

56-й чемпионат «Формулы-1» стал одним из самых интересных в истории Королевских гонок. Изменения в правилах повлекли за собой массу тактических находок, множество обгонов и дали миру нового чемпиона и обладателя Кубка конструкторов. Казалось бы, все хорошо – но почему же нам так грустно? Из этого и других вопросов (а также ответов на них) сложился обзор Гран-при Китая…

 Откуда взялось столь значительное превосходство Renault в скорости?

Вопрос далеко не праздный, поскольку два болида Renault заняли весь первый ряд стартового поля впервые в прошедшем сезоне. При этом «лучший из остальных» Райкконен проиграл обладателю поул-позишн целых четыре десятых секунды! Откуда же столь нехарактерное для чемпионата-2005 преимущество «сине-желтых»? Секрет прост: Renault приготовила к китайской гонке новую модификацию своего двигателя RS25, обозначенную маркировкой Е. Учитывая, что этому мотору не нужно было выдерживать две гонки, его ресурс уменьшили – соответственно за счет этого возросла мощность. Кстати, косвенно это подтверждает тот факт, что мотор на машине Алонсо… загорелся сразу же по прибытии чемпиона к финишному подиуму! А Райкконен проводил гонку на том же двигателе, который позволил ему победить в Японии, поэтому повышать его мощность было бы неоправданным риском.

 Почему Михаэль Шумахер стартовал из боксов?

Ответ на этот вопрос знают, наверное, лишь те, кто начал смотреть трансляцию задолго до старта. Дело в том, что Шумахер умудрился столкнуться с пилотом Minardi Кристианом Альберсом… на установочном круге, когда гонщики выезжают из боксов, чтобы занять свое место на стартовом поле. После открытия пит-лейн немец не торопясь выехал на трассу и получил удар в боковой понтон от голландца, который тоже ехал к своему стартовому месту, но только чуть быстрее. Обе машины были повреждены; пилотам пришлось воспользоваться запасными, а значит, согласно регламенту, стартовать из боксов. Интересно, что стюарды, внимательно расследовав видеозапись инцидента, признали виновным именно Шумахера.

 Что послужило причиной схода Монтойи и появления на трассе первого пейс-кара?

Уникальный случай – на одном из бордюров китайской трассы разболталась крышка сливного отверстия (по-нашему – канализационный люк). Немудрено, что после многочисленных проездов она не выдержала и выскочила из креплений, оставшись лежать рядом на бордюре. Хуан-Пабло не заметил этого и на полном ходу налетел на кусок металла правым передним колесом. Замена покрышки не помогла – двумя кругами позже колумбиец зарулил в боксы. Тем временем, в ожидании, пока китайские маршалы уберут с трассы злосчастную крышку и проверят состояние бордюра, пелотон следовал за пейс-каром. Это длилось с 19-го по 24-й круг и, естественно, все стратегические планы большей части гонщиков пошли насмарку.

 За что наказали Сато и Физико?

Ну, по поводу Сато особых разночтений нет – его фальстарт на телеповторе был виден совершенно отчетливо. А вот Физико пострадал, как говорится, «за идею». Когда на трассе появился второй пейс-кар, Джанкарло решил повторить прием Райкконена, которым тот воспользовался на Гран-при Бельгии (придержать за своей спиной весь пелотон, дав возможность лидирующему напарнику спокойно дозаправиться). Так вот, если Райкконену этот ход сошел с рук (помнится, мы называли его «чистой работой»), то Физикелла получил наказание в виде проезда по пит-лейн.

 Почему западные СМИ назвали работу маршалов трассы «отвратительной»?

Из-за их реакции на вылет Нарайна Картикеяна, который впоследствии признал эту аварию «самой страшной в своей жизни». Jordan индийца сорвался с траектории, влетел в ограждение трассы и, отброшенный назад, замер на асфальте. Показательно, что за то время, которое понадобилось гонщику, чтобы покинуть загоревшуюся машину и убежать с трассы, никто из маршалов даже не соизволил подойти к разбитому болиду! А ведь пожарные с огнетушителями находились в непосредственной близости от места аварии – это четко зафиксировали телекамеры. Что ж, как выясняется, мало построить самый современный в мире автодром – надо еще научиться его эксплуатировать…

 Как вылетел Михаэль Шумахер?

Печально, но факт – семикратный чемпион мира закончил сезон кошмарным уик-эндом. О предстартовом инциденте мы уже упоминали; а в гонке Михаэль запомнился только странным вылетом, который, к тому же, очень невнятно показали телеоператоры. Казалось бы, как можно вылететь с трассы, следуя за пейс-каром? А ведь именно в низкой (по «формульным» меркам) скорости и кроется причина этой неприятности. Покрышки Ferrari и так были довольно изношены, а тут еще их температура опустилась гораздо ниже рабочей. Следовавший перед Шумахером Масса резко притормозил, Михаэль был вынужден сделать то же самое, его машина сорвалась в занос и просто соскользнула с асфальта. «Принимая во внимание все неудачи, закончить сезон на третьем месте нам помогло чудо», – признался расстроенный немец. От себя добавим, что если чудо и произошло, то случилось это тремя месяцами раньше, в Индианаполисе.

 Как попал на подиум Ральф Шумахер?

Дело в том, что Ральф не заправлялся вместе со всеми во время второго появления пейс-кара на трассе. Кстати, его примеру последовали пилоты Sauber и Red Bull Фелипе Масса и Кристиан Клиен. Сравните их стартовые позиции с финишными, и вы поймете, что на этот раз оригинальное решение принесло всей троице огромные дивиденды.

 И все-таки, почему же нам так грустно?

Да потому, что Гран-при Китая ознаменовал собой окончание целой – не побоимся этого слова! – эпохи. Последнюю гонку провели сразу три команды «из прошлого века»: Minardi (340 Гран-при, 0 побед), Jordan (250 Гран-при, 4 победы) и Sauber (215 Гран-при, 0 побед). Начиная со следующего года, первая будет называться Squadra Toro Rosso (Team Red Bull по-итальянски), вторая – Midland, третья – BMW. Купившая недавно все акции команды BAR компания Honda также, скорее всего, избавится от лишних аббревиатур в названии. Очевидно, не увидим мы в пелотоне веселившего нас весь сезон Такуму Сато; да и будущее Жака Вильнева под большим вопросом. Мало того, над трассами больше не будет разноситься пчелиное жужжание десятицилиндровых моторов – на смену им идут гораздо менее мощные V-образные «восьмерки». «Формула-1» меняет свой облик – и нам остается только надеяться, что новый ее имидж будет не хуже прежнего…

 Статистика

Гран-при Китая, Шанхай, 15-16 октября 2005 года
Проводится с 2004 года
Дистанция 305,066 км (56 кругов по 5451 м)
Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:39.53,618 с, средняя скорость 183,234 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.34,080 с)
Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.33,242 с)
Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.32,238 с, 2004 год)

 Итоговые результаты Гран-при Китая
Поз. Место на старте Пилот Машина Круги Время (ч:мин.с)/причина схода
1 1 Фернандо Алонсо Renault R25 56 1:39.53,618
2 3 Кими Райкконен McLaren MP4-20 56 + 04,015
3 9 Ральф Шумахер Toyota TF105 56 + 25,376
4 2 Джанкарло Физикелла Renault R25 56 + 26,114
5 14 Кристиан Клиен Red Bull RB1 56 + 31,839
6 11 Фелипе Масса Sauber C24 56 + 36,400
7 10 Марк Уэббер Williams FW27 56 + 36,842
8 4 Дженсон Баттон BAR Honda 007 56 + 41,249
9 7 Дэвид Култхард Red Bull RB1 56 + 44,247
10 16 Жак Вильнев Sauber C24 56 + 59,977
11 19 Тиаго Монтейро Jordan EJ15B 56 + 84,648
12 8 Рубенс Баррикелло Ferrari F2005 56 + 92,812
13 13 Антонио Пиццония Williams FW27 55 + 1 круг
14 20 Роберт Доорнбос Minardi PS05 55 + 1 круг
15 12 Ярно Трулли Toyota TF105 55 + 1 круг
16 18 Кристиан Альберс Minardi PS05 51 + 5 кругов
17 17 Такума Сато BAR Honda 007 34 Сход
18 15 Нарайн Картикеян Jordan EJ15B 28 Вылет
19 5 Хуан-Пабло Монтойя McLaren MP4-20 24 Сход
20 6 Михаэль Шумахер Ferrari F2005 22 Вылет

 Кубок конструкторов – итоговая таблица
1 Команда Китай Всего
Renault 15 191
2 McLaren 8 182
3 Ferrari 0 100
4 Toyota 6 88
5 Williams 2 66
6 BAR 1 38
7 Red Bull 4 34
8 Sauber 3 20
9 Jordan 0 12
10 Minardi 0 7

 Чемпионат пилотов – итоговая таблица
1 Пилот Китай Всего
Фернандо Алонсо 10 133
2 Кими Райкконен 8 112
3 Михаэль Шумахер 0 62
4 Хуан-Пабло Монтойя 0 60
5 Джанкарло Физикелла 5 58
6 Ральф Шумахер 6 45
7 Ярно Трулли 0 43
8 Рубенс Баррикелло 0 38
9 Дженсон Баттон 1 37
10 Марк Уэббер 2 36
11 Ник Хайдфельд 0 28
12 Дэвид Култхард 0 24
13 Фелипе Масса 3 11
14 Жак Вильнев 0 9
15 Кристиан Клиен 4 9
16 Тиаго Монтейро 0 7
17 Александр Вюрц 0 6
18 Нарайн Картикеян 0 5
19 Кристиан Альберс 0 4
20 Педро де ла Роса 0 4
21 Патрик Фризахер 0 3
22 Антонио Пиццония 0 2
23 Такума Сато 0 1
24 Витантонио Лиуцци 0 1
25 Роберт Доорнбос 0 0
26 Энтони Дэвидсон 0 0
27 Рикардо Зонта 0 0

Владимир Некрасов
Фото AFP и Toyota

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ