X

«Формула-1». Гран-при Китая: Грустный праздник

56-й чемпионат «Формулы-1» стал одним из самых интересных в истории Королевских гонок. Изменения в правилах повлекли за собой массу тактических находок, множество обгонов и дали миру нового чемпиона и обладателя Кубка конструкторов. Казалось бы, все хорошо – но почему же нам так грустно? Из этого и других вопросов (а также ответов на них) сложился обзор Гран-при Китая…

56-й чемпионат «Формулы-1» стал одним из самых интересных в истории Королевских гонок. Изменения в правилах повлекли за собой массу тактических находок, множество обгонов и дали миру нового чемпиона и обладателя Кубка конструкторов. Казалось бы, все хорошо – но почему же нам так грустно? Из этого и других вопросов (а также ответов на них) сложился обзор Гран-при Китая…

56-й чемпионат «Формулы-1» стал одним из самых интересных в истории Королевских гонок. Изменения в правилах повлекли за собой массу тактических находок, множество обгонов и дали миру нового чемпиона и обладателя Кубка конструкторов. Казалось бы, все хорошо – но почему же нам так грустно? Из этого и других вопросов (а также ответов на них) сложился обзор Гран-при Китая…

 Откуда взялось столь значительное превосходство Renault в скорости?

Вопрос далеко не праздный, поскольку два болида Renault заняли весь первый ряд стартового поля впервые в прошедшем сезоне. При этом «лучший из остальных» Райкконен проиграл обладателю поул-позишн целых четыре десятых секунды! Откуда же столь нехарактерное для чемпионата-2005 преимущество «сине-желтых»? Секрет прост: Renault приготовила к китайской гонке новую модификацию своего двигателя RS25, обозначенную маркировкой Е. Учитывая, что этому мотору не нужно было выдерживать две гонки, его ресурс уменьшили – соответственно за счет этого возросла мощность. Кстати, косвенно это подтверждает тот факт, что мотор на машине Алонсо… загорелся сразу же по прибытии чемпиона к финишному подиуму! А Райкконен проводил гонку на том же двигателе, который позволил ему победить в Японии, поэтому повышать его мощность было бы неоправданным риском.

 Почему Михаэль Шумахер стартовал из боксов?

Ответ на этот вопрос знают, наверное, лишь те, кто начал смотреть трансляцию задолго до старта. Дело в том, что Шумахер умудрился столкнуться с пилотом Minardi Кристианом Альберсом… на установочном круге, когда гонщики выезжают из боксов, чтобы занять свое место на стартовом поле. После открытия пит-лейн немец не торопясь выехал на трассу и получил удар в боковой понтон от голландца, который тоже ехал к своему стартовому месту, но только чуть быстрее. Обе машины были повреждены; пилотам пришлось воспользоваться запасными, а значит, согласно регламенту, стартовать из боксов. Интересно, что стюарды, внимательно расследовав видеозапись инцидента, признали виновным именно Шумахера.

 Что послужило причиной схода Монтойи и появления на трассе первого пейс-кара?

Уникальный случай – на одном из бордюров китайской трассы разболталась крышка сливного отверстия (по-нашему – канализационный люк). Немудрено, что после многочисленных проездов она не выдержала и выскочила из креплений, оставшись лежать рядом на бордюре. Хуан-Пабло не заметил этого и на полном ходу налетел на кусок металла правым передним колесом. Замена покрышки не помогла – двумя кругами позже колумбиец зарулил в боксы. Тем временем, в ожидании, пока китайские маршалы уберут с трассы злосчастную крышку и проверят состояние бордюра, пелотон следовал за пейс-каром. Это длилось с 19-го по 24-й круг и, естественно, все стратегические планы большей части гонщиков пошли насмарку.

 За что наказали Сато и Физико?

Ну, по поводу Сато особых разночтений нет – его фальстарт на телеповторе был виден совершенно отчетливо. А вот Физико пострадал, как говорится, «за идею». Когда на трассе появился второй пейс-кар, Джанкарло решил повторить прием Райкконена, которым тот воспользовался на Гран-при Бельгии (придержать за своей спиной весь пелотон, дав возможность лидирующему напарнику спокойно дозаправиться). Так вот, если Райкконену этот ход сошел с рук (помнится, мы называли его «чистой работой»), то Физикелла получил наказание в виде проезда по пит-лейн.

 Почему западные СМИ назвали работу маршалов трассы «отвратительной»?

Из-за их реакции на вылет Нарайна Картикеяна, который впоследствии признал эту аварию «самой страшной в своей жизни». Jordan индийца сорвался с траектории, влетел в ограждение трассы и, отброшенный назад, замер на асфальте. Показательно, что за то время, которое понадобилось гонщику, чтобы покинуть загоревшуюся машину и убежать с трассы, никто из маршалов даже не соизволил подойти к разбитому болиду! А ведь пожарные с огнетушителями находились в непосредственной близости от места аварии – это четко зафиксировали телекамеры. Что ж, как выясняется, мало построить самый современный в мире автодром – надо еще научиться его эксплуатировать…

 Как вылетел Михаэль Шумахер?

Печально, но факт – семикратный чемпион мира закончил сезон кошмарным уик-эндом. О предстартовом инциденте мы уже упоминали; а в гонке Михаэль запомнился только странным вылетом, который, к тому же, очень невнятно показали телеоператоры. Казалось бы, как можно вылететь с трассы, следуя за пейс-каром? А ведь именно в низкой (по «формульным» меркам) скорости и кроется причина этой неприятности. Покрышки Ferrari и так были довольно изношены, а тут еще их температура опустилась гораздо ниже рабочей. Следовавший перед Шумахером Масса резко притормозил, Михаэль был вынужден сделать то же самое, его машина сорвалась в занос и просто соскользнула с асфальта. «Принимая во внимание все неудачи, закончить сезон на третьем месте нам помогло чудо», – признался расстроенный немец. От себя добавим, что если чудо и произошло, то случилось это тремя месяцами раньше, в Индианаполисе.

 Как попал на подиум Ральф Шумахер?

Дело в том, что Ральф не заправлялся вместе со всеми во время второго появления пейс-кара на трассе. Кстати, его примеру последовали пилоты Sauber и Red Bull Фелипе Масса и Кристиан Клиен. Сравните их стартовые позиции с финишными, и вы поймете, что на этот раз оригинальное решение принесло всей троице огромные дивиденды.

 И все-таки, почему же нам так грустно?

Да потому, что Гран-при Китая ознаменовал собой окончание целой – не побоимся этого слова! – эпохи. Последнюю гонку провели сразу три команды «из прошлого века»: Minardi (340 Гран-при, 0 побед), Jordan (250 Гран-при, 4 победы) и Sauber (215 Гран-при, 0 побед). Начиная со следующего года, первая будет называться Squadra Toro Rosso (Team Red Bull по-итальянски), вторая – Midland, третья – BMW. Купившая недавно все акции команды BAR компания Honda также, скорее всего, избавится от лишних аббревиатур в названии. Очевидно, не увидим мы в пелотоне веселившего нас весь сезон Такуму Сато; да и будущее Жака Вильнева под большим вопросом. Мало того, над трассами больше не будет разноситься пчелиное жужжание десятицилиндровых моторов – на смену им идут гораздо менее мощные V-образные «восьмерки». «Формула-1» меняет свой облик – и нам остается только надеяться, что новый ее имидж будет не хуже прежнего…

 Статистика

Гран-при Китая, Шанхай, 15-16 октября 2005 года
Проводится с 2004 года
Дистанция 305,066 км (56 кругов по 5451 м)
Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:39.53,618 с, средняя скорость 183,234 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.34,080 с)
Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.33,242 с)
Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.32,238 с, 2004 год)

 Итоговые результаты Гран-при Китая
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
11Фернандо АлонсоRenault R25561:39.53,618
23Кими РайкконенMcLaren MP4-2056+ 04,015
39Ральф ШумахерToyota TF10556+ 25,376
42Джанкарло ФизикеллаRenault R2556+ 26,114
514Кристиан КлиенRed Bull RB156+ 31,839
611Фелипе МассаSauber C2456+ 36,400
710Марк УэбберWilliams FW2756+ 36,842
84Дженсон БаттонBAR Honda 00756+ 41,249
97Дэвид КултхардRed Bull RB156+ 44,247
1016Жак ВильневSauber C2456+ 59,977
1119Тиаго МонтейроJordan EJ15B56+ 84,648
128Рубенс БаррикеллоFerrari F200556+ 92,812
1313Антонио ПиццонияWilliams FW2755+ 1 круг
1420Роберт ДоорнбосMinardi PS0555+ 1 круг
1512Ярно ТруллиToyota TF10555+ 1 круг
1618Кристиан АльберсMinardi PS0551+ 5 кругов
1717Такума СатоBAR Honda 00734Сход
1815Нарайн КартикеянJordan EJ15B28Вылет
195Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-2024Сход
206Михаэль ШумахерFerrari F200522Вылет

 Кубок конструкторов – итоговая таблица
1Команда КитайВсего
Renault15191
2McLaren8182
3Ferrari0100
4Toyota688
5Williams266
6BAR138
7Red Bull434
8Sauber320
9Jordan012
10Minardi07

 Чемпионат пилотов – итоговая таблица
1Пилот КитайВсего
Фернандо Алонсо10133
2Кими Райкконен8112
3Михаэль Шумахер062
4Хуан-Пабло Монтойя060
5Джанкарло Физикелла558
6Ральф Шумахер645
7Ярно Трулли043
8Рубенс Баррикелло038
9Дженсон Баттон137
10Марк Уэббер236
11Ник Хайдфельд028
12Дэвид Култхард024
13Фелипе Масса311
14Жак Вильнев09
15Кристиан Клиен49
16Тиаго Монтейро07
17Александр Вюрц06
18Нарайн Картикеян05
19Кристиан Альберс04
20Педро де ла Роса04
21Патрик Фризахер03
22Антонио Пиццония02
23Такума Сато01
24Витантонио Лиуцци01
25Роберт Доорнбос00
26Энтони Дэвидсон00
27Рикардо Зонта00

Владимир Некрасов
Фото AFP и Toyota