Недовольный вид Фернандо Алонсо на подиуме Гран-при Малайзии породил у болельщиков немало вопросов. Что это – усталость после тяжелейшей гонки? Разочарование от того, что победа досталась напарнику? А может быть, чемпион мира задумался – не совершил ли он ошибку, заранее объявив о своем уходе из столь успешной команды как Renault? Попробуем разобраться…
| | Недовольный вид Фернандо Алонсо на подиуме Гран-при Малайзии породил у болельщиков немало вопросов. Что это – усталость после тяжелейшей гонки? Разочарование от того, что победа досталась напарнику? А может быть, чемпион мира задумался – не совершил ли он ошибку, заранее объявив о своем уходе из столь успешной команды как Renault? Попробуем разобраться… |
На фоне шумихи, вызванной обновленным регламентом Формулы-1, все как-то позабыли о том, что и некоторые старые правила никто не отменял. Так, каждый двигатель по-прежнему должен выдерживать дистанцию двух гонок, а смена мотора на отдельно взятой машине по ходу Гран-при по-прежнему приводит к потере десяти позиций на стартовом поле. С учетом этого пилотов, выступавших в Малайзии, можно условно поделить на три группы. Первые – те, кто не финишировал в Бахрейне (Иде, Вильнев, Физикелла и Альберс) – поставили на свои машины новые двигатели, а значит, имели некоторое преимущество перед соперниками. Другие (оба Шумахера, Масса, Баррикелло и Култхард) испытывали различные проблемы в ходе тренировок и квалификации уже в Малайзии; последовавшие за этим смены моторов отбросили данную пятерку на задние ряды стартовой решетки.
Но наиболее массовой была третья группа – те, кто благополучно провел гонку в Бахрейне, а за ней и все пятничные и субботние заезды в Малайзии. На их машинах перед стартом гонки по-прежнему стояли те же самые, «бахрейнские» моторы, которые, как ни крути, надо было беречь. В число таких пилотов среди прочих попали и герои предыдущего Гран-при Райкконен и Росберг, и их партнеры Монтойя и Уэббер, и бахрейнский триумфатор Алонсо. В результате, как бы нелепо это ни звучало, победив в Бахрейне, Фернандо значительно ухудшил свои шансы на успех в Малайзии…
Пришел, взял поул, победил
Совершенно очевидно, что ресурс нового мотора, стоявшего на машине Физикеллы, был намного больше, чем у прошедшего более 400 км двигателя Алонсо. В свете этого вполне логично было бы немного «придушить» двигатель Фернандо перед квалификацией – тогда как мотор Джанкарло вовсе не требовал столь бережного обращения. В итоге нет ничего удивительного в том, что на последних секундах квалификации Физи блестяще взял поул-позишн, тогда как Нандо смог выжать из менее мощного (и более тяжелого) болида лишь седьмой результат.
Естественно, и тактика, которую Renault предложила своим пилотам, была абсолютно разной. Джанкарло на пустой и быстрой машине должен был оторваться от преследователей, достаточно рано заехать на первую «длинную» дозаправку, а под конец гонки побывать на пит-лейн еще раз, чтобы получить минимум топлива. Фернандо же предлагалось выиграть как можно больше позиций на старте, оставаться на трассе дольше напарника и получать в ходе двух оттянутых пит-стопов примерно равные порции бензина.
Справедливости ради отметим, что обе тактики были воплощены в жизнь просто блестяще. Особенно красивым был стартовый маневр в исполнении Алонсо: проскользнув между двумя McLaren, он увидел впереди борьбу Росберга с Уэббером и благоразумно сместился от греха подальше на внешнюю часть трассы. В итоге, пока пилоты Williams выясняли отношения, Нандо размашисто зашел в первый поворот и выскочил из него на третьей позиции!
Новая цель?
Ну а дальше все пошло по вышеизложенному плану. За счет удачно проведенных пит-стопов Фернандо смог нагнать и опередить шедшего вторым Баттона, однако Физико в этот день был недосягаем. Надо было слышать радиопереговоры Джанкарло и его гоночного инженера Алена Пермейна! «Чтобы быть впереди Фернандо, ты должен проходить каждый круг на полсекунды быстрее». – «Окей, я попробую». – «У Фернандо в запасе пять кругов, жми на всю катушку». – «Спасибо, понял!»… Честное слово, создавалось впечатление, что Физи и Алена не интересуют другие соперники; главное – опередить Алонсо.
И вот тут мы подходим к самому главному выводу, который при желании можно сделать из этой гонки. А что, если Renault решили сосредоточить усилия на Физикелле, посчитав, что Алонсо – уже отрезанный ломоть? Да, он действующий чемпион мира – но меньше чем через год он станет пилотом McLaren… Зачем же тратить силы на пилота, который неминуемо уйдет – и, уйдя, унесет с собой первый номер, нарисованный на носу его болида. Не лучше ли сделать чемпионом верного, преданного, «своего» Физико – и оставить «единичку» у себя еще как минимум на год?
Первый и остальные
Мы сознательно уделили столько внимания пилотам, занявшим первые два места на подиуме Малайзии. Конечно, и в других частях пелотона происходили не менее – а иногда и более! – яркие события. Труднообъяснимое столкновение Клиена с Райкконеном на первом же круге; досадные «технические» сходы Росберга, Уэббера и Хайдфельда; нелепый штраф «стоп-энд-гоу» для прорывавшегося наверх Баррикелло; первый в этом году подиум в исполнении Баттона; великолепный прорыв братьев Шумахеров со дна пелотона в зачетную восьмерку; первые очки BMW и Toyota… Однако всех болельщиков всех видов спорта во все времена в первую очередь интересовали победители – а уж потом остальные…
История учит |
C 1958 года, когда в Формуле-1 впервые разыгрывался Кубок конструкторов, только семь раз первые две гонки сезона выигрывали два разных пилота из одной команды. При этом лишь однажды упомянутый Кубок по итогам сезона не достался этой конюшне! Это произошло совсем недавно, в 2003 году, когда первые две гонки выиграли Дэвид Култхард и Кими Райкконен на McLaren, а лучшей командой года стала Ferrari. |
|
|
Круглые цифры Гран-при |
1000-й километр | лидирования Физикеллы | 1000-й круг | Альберса | 100-й поул | шин Michelin | 25-й подиум | Алонсо |
|
|
|
Читая регламент |
Квалификация, к которой мы пока не можем привыкнуть, требует ныне крайне внимательного отношения к каждой букве закона. К примеру, есть такое правило: по окончании последней двадцатиминутки в баки тех, кто в ней участвовал, доливается столько топлива, сколько было израсходовано в ходе этой сессии. Казалось бы, пилоты могут воспользоваться этим правилом «по-хитрому»: в течение 18 минут медленно-медленно кружить по трассе, щадя покрышки и выжигая бензин, а за последние две минуты показать единственный по-настоящему быстрый круг. Казалось бы – но FIA предусмотрела и это. У данного правила есть одно уточнение – каждый гонщик должен проходить свои круги, укладываясь в 110% времени лидера. Круги же, пройденные хуже, по окончании сессии не учитываются, и топливо, сожженное на них, пилотам не возмещается! Кстати, именно это правило, по словам Михаэля Шумахера, помешало ему выиграть в Бахрейне. Дескать, один из квалификационных кругов Шумми прошел медленнее 110%; в итоге именно этих двух с лишним килограммов недолитого топлива ему как раз и не хватило, чтобы опередить Алонсо на втором пит-стопе. Мелочь – но какая важная! |
|
|
Статистика |
Гран-при Малайзии, Сепанг, 18-19 марта 2006 года Проводится с 1999 года Дистанция 310,408 км (56 кругов по 5543 м) Победитель гонки: Д. Физикелла (1:30.40,529 с, средняя скорость 205,397 км/ч) Поул-позишн: Д. Физикелла (1.31,431 с) Быстрейший круг в гонке: Ф. Алонсо (1.34,803 с) Рекорд круга в гонке: Х.-П. Монтойя (1.34,223 с, 2004 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Малайзии |
Поз. | Местона старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Джанкарло Физикелла | Renault R26 | 56 | 1:29.46,205 | 2 | 7 | Фернандо Алонсо | Renault R26 | 56 | + 4.585 | 3 | 2 | Дженсон Баттон | Honda RA106 | 56 | + 9,631 | 4 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-21 | 56 | + 39.351 | 5 | 21 | Фелипе Масса | Ferrari F248 | 56 | + 43.254 | 6 | 14 | Михаэль Шумахер | Ferrari F248 | 56 | + 43.854 | 7 | 10 | Жак Вильнев | BMW Sauber F1.06 | 56 | + 80.461 | 8 | 22 | Ральф Шумахер | Toyota TF106 | 56 | + 81.288 | 9 | 9 | Ярно Трулли | Toyota TF106 | 55 | + 1 круг | 10 | 20 | Рубенс Баррикелло | Honda RA106 | 55 | + 1 круг | 11 | 13 | Витантонио Лиуцци | Toro Rosso STR01 | 54 | + 2 круга | 12 | 15 | Кристиан Альберс | Midland M16 | 54 | + 2 круга | 13 | 16 | Тиаго Монтейро | Midland M16 | 54 | + 2 круга | 14 | 17 | Такума Сато | Super Aguri SA05 | 53 | + 3 круга | 15 | 11 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.06 | 48 | Двигатель | 16 | 12 | Скотт Спид | Toro Rosso STR01 | 41 | Не указана | 17 | 18 | Юдзи Иде | Super Aguri SA05 | 33 | Не указана | 18 | 8 | Кристиан Клиен | Red Bull RB2 | 26 | Гидравлика | 19 | 4 | Марк Уэббер | Williams FW28 | 15 | Гидравлика | 20 | 19 | Дэвид Култхард | Red Bull RB2 | 10 | Гидравлика | 21 | 3 | Нико Росберг | Williams FW28 | 6 | Двигатель | 22 | 6 | Кими Райкконен | McLaren MP4-21 | 0 | Столкновение |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
Пилот | Малайзия | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 8 | 18 | 2 | Михаэль Шумахер | 3 | 11 | 3 | Дженсон Баттон | 6 | 11 | 4 | Джанкарло Физикелла | 10 | 10 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | 5 | 9 | 6 | Кими Райкконен | 0 | 6 | 7 | Фелипе Масса | 4 | 4 | 8 | Марк Уэббер | 3 | 3 | 9 | Нико Росберг | 0 | 2 | 10 | Жак Вильнев | 2 | 2 |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Малайзия | Всего | 1 | Renault | 18 | 28 | 2 | Ferrari | 7 | 15 | 3 | McLaren/Mercedes | 5 | 15 | 4 | Honda | 6 | 11 | 5 | Williams/Cosworth | 0 | 5 | 6 | BMW Sauber/BMW | 2 | 2 | 7 | Toyota | 1 | 1 | 8 | Red Bull/Ferrari | 0 | 1 | 9 | Toro Rosso/Cosworth | 0 | 0 | 10 | Midland/Toyota | 0 | 0 | 11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
|
Владимир Некрасов
Фото Renault