X

«Формула-1». Гран-при Малайзии: Переоценка ценностей

Малайзия подарила нам две сенсации – вторую стартовую позицию Марка Уэббера и подиум Дженсона Баттона. Ах, да – очередную рекордную победу одержал Михаэль Шумахер; впрочем, этим-то уже никого не удивишь…

Малайзия подарила нам две сенсации – вторую стартовую позицию Марка Уэббера и подиум Дженсона Баттона. Ах, да – очередную рекордную победу одержал Михаэль Шумахер; впрочем, этим-то уже никого не удивишь…

Малайзия подарила нам две сенсации – вторую стартовую позицию Марка Уэббера и подиум Дженсона Баттона. Ах, да – очередную рекордную победу одержал Михаэль Шумахер; впрочем, этим-то уже никого не удивишь…

И все же как странно устроены люди! Вот перед нами Михаэль Шумахер – человек, достигший в своей профессии невиданных высот, «Цезарь среди патрициев», как метко выразился российский комментатор «Ф-1» Алексей Попов. Казалось бы, восхищайся им, пока он не закончил карьеру. Ан нет – нам, видите ли, «скучно»; нам новые лица подавай! Вот и спешим мы провозгласить героем всякого, кто хотя бы на мгновение сумел выделиться среди равных. Забывая, что нет ничего более недолговечного, чем слава: сегодня ты на коне, а завтра растоптан его копытами. Именно об этом и напомнила малайзийская гонка…

Герои и изгои

Взять хотя бы того же Марка Уэббера. Австралиец сумел вклиниться на стартовом поле между двумя Ferrari, чье преимущество пока особых сомнений не вызывает. Герой? Еще бы! Ведь это был не только лучший результат в трехлетней карьере самого Марка, но еще и самое высокое стартовое место за всю историю команды Jaguar. Даже самому Эдди Ирвайну такое не удавалось – правда, при старом формате квалификации.

Но что же принесла Марку столь удачная стартовая позиция? А ровным счетом ничего. Точнее, что-то вроде «Большого шлема» наоборот – провальный старт, прокол колеса, штраф за превышение скорости на пит-лейн и, наконец, досрочный сход с трассы. Се ля ви – многообещающее начало уик-энда обернулось полным крахом.

Впрочем, согласно законам физики, если кому-то не повезло, другим должно было подфартить. «Другими» на этот раз стали гонщики Renault и B.A.R. Фернандо Алонсо и Такума Сато. Ошибки, допущенные ими на зачетных кругах второй квалификационной сессии, автоматически отбрасывали упомянутых пилотов на последний ряд. Но это не помешало Фернандо блестяще прорваться в зачетную восьмерку уже в течение нескольких первых кругов! Более того, если бы не досаднейший – иного слова не подобрать – сход Сато за три круга до окончания гонки, японец тоже финишировал бы в очковой зоне!

А где же лидеры?

Но довольно о превратностях судьбы – обратим внимание на тех, кого мы привыкли называть лидерами. На этот раз такого звания безоговорочно может удостоиться лишь один человек – Михаэль Шумахер. Нет, его преимущество не было столь подавляющим, как две недели назад. Однако никто из конкурентов так и не смог подобраться к Шумми на расстояние, позволяющее хотя бы задуматься об обгоне. Единственным исключением был Хуан-Пабло Монтойя – да и тот обозначал какое-то подобие атак лишь в течение двух первых кругов. На протяжении же остальной дистанции колумбиец поддерживал темп Михаэля, временами был даже быстрее него, однако до реальной борьбы дело так и не дошло. Причем если после первых двух дозаправок Монтойя начинал приближаться к Шумахеру, то на последнем отрезке дистанции его темп значительно упал. Кстати, судя по недовольному лицу Хуана-Пабло на подиуме и послегоночной пресс-конференции, можно предположить, что тут не обошлось без вмешательства боссов Williams, посчитавших, что восемь очков и второе место лучше, чем взрыв мотора и «баранка» в личном зачете.

Остальные же «топ-пилоты» откровенно разочаровали. Ральфа Шумахера и Кими Райкконена подвели сгоревшие двигатели – видимо, правило одного мотора на уик-энд начинает приносить свои «плоды». Рубенс Баррикелло уже на втором круге гонки совершил труднообъяснимую ошибку, пропустив вперед Монтойю и Райкконена; и счастье еще, что бразильцу удалось финишировать хотя бы четвертым. Неплохо выглядел Ярно Трулли, однако неоправданно ранний второй пит-стоп отбросил его на пару позиций вниз. Дэвид Култхард провел гонку довольно стабильно, никого не обгоняя и не пропуская. Замкнувший же зачетную восьмерку Фелипе Масса добился этого результата лишь благодаря сходам идущих впереди.

Заклятие Малайзии

И наконец – пара слов о том, кто по праву может называться героем гонки. Дважды подряд, в 2002-м и 2003-м именно в Малайзии Дженсон Баттон был в шаге от подиума. И дважды на последних кругах технические проблемы вынуждали его упустить столь желанное место на пьедестале. Что ж, теперь «заклятие Малайзии» снято – молодой лидер B.A.R. провел гонку безупречно, неоднократно отражая атаки конкурентов (в первую очередь Ярно Трулли) и вполне заслуженно занял третье место в этой сложнейшей, но и красивейшей гонке. Для любителей статистики сообщим, что это первый подиум Дженсона за проведенные в «Ф-1» 69 гонок, а также первый подиум B.A.R. с 29 июля 2001 года, когда на третью ступеньку пьедестала Гран-при Германии поднялся Жак Вильнев.

Итак, ситуация понемногу проясняется. Очевидно, что Ferrari сильна, как никогда; что Jordan и Minardi по-прежнему «пасут задних»; что огромный шаг вперед сделала B.A.R., а разной величины шаги назад – McLaren, Toyota и Jaguar. Однако впереди Бахрейн – трасса, одинаково незнакомая для всех участников чемпионата; возможно, она внесет свои коррективы в расстановку сил в пелотоне.

 Прикол гонки

На 45-м круге Оливье Панис решил, что команда по радио зовет его на пит-стоп. Каково же было его удивление, когда, заехав в боксы, он увидел там… мирно жующих механиков, даже не подозревавших о скором появлении своего пилота! Оливье так расстроился из-за подобного

равнодушия, что при возвращении на трассу превысил скорость и был оштрафован… еще одним сквозным проездом по той же самой пит-лейн! Как жаль, что комментаторы УТ-1 не заметили этих событий – интересно было бы послушать их версию произошедшего.

Финишировали

1. М. Шумахер Ferrari 1:31.07,490 с. 2. Х.-П. Монтойя Williams + 05,022 с. 3. Д. Баттон B.A.R. + 11,568 с. 4. Р. Баррикелло Ferrari + 13,616 с. 5. Я. Трулли Renault + 37,360 с. 6. Д. Култхард McLaren + 53,098 с. 7. Ф. Алонсо Renault + 67,877 с. 8. Ф. Масса Sauber + 1 кр. 9. К. да Матта Toyota + 1 кр. 10. Д. Физикелла Sauber + 1 кр. 11. К. Клиен Jaguar + 1 кр. 12. О. Панис Toyota + 1 кр. 13. Д. Пантано Jordan + 2 кр. 14. Д. Бруни Minardi + 3 кр. 15. Т. Сато B.A.R. + 4 кр. 16. З. Баумгартнер Minardi + 4 кр.

 

Не финишировали

17. К Райкконен McLaren 40-й кр., двигатель. 18. Н. Хайдфельд Jordan 34-й кр., КПП. 19. Р. Шумахер Williams 27-й кр., двигатель. 20. М. Уэббер Jaguar 23-й кр., разворот

 Гран-при Малайзии. Автодром «Сепанг». 19 – 21 марта 2004 года.

Проводится с 1999 года
Дистанция 310,408 км (56 кругов по 5543 м)
Поул-позишн: М. Шумахер (1.33,074 с)
Быстрейший круг в гонке: Х.-П. Монтойя (1.34,223 с)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:31.07,490 с, средняя скорость 204,384 км/ч)

 Стартовое поле

1. М. Шумахер. 2. М. Уэббер. 3. Р. Баррикелло. 4. Х.-П. Монтойя. 5. К. Райкконен. 6. Д. Баттон. 7. Р. Шумахер. 8. Я. Трулли. 9. Д. Култхард. 10. К. да Матта. 11. Ф. Масса. 12. Д. Физикелла. 13. К. Клиен. 14. О. Панис. 15. Н. Хайдфельд. 16. Д. Бруни. 17. З. Баумгартнер. 18. Д. Пантано. 19. Ф. Алонсо. 20. Т. Сато.

 Кубок Конструкторов

1. Ferrari, 33 очка. 2. Williams, 17. 3. Renault, 14. 4. B.A.R., 9. 5. McLaren, 4. 6. Sauber, 1.

 Личный зачет

1. М. Шумахер, 20 очков. 2. Р. Баррикелло, 13. 3. Х.-П. Монтойя, 12. 4. Д. Баттон, 9. 5. Ф. Алонсо, 8. 6. Я. Трулли, 6. 7. Р. Шумахер, 5. 8. Д. Култхард, 4. 9. Ф. Масса, 1.

Владимир Некрасов
Фото AFP и McLaren