X

«Формула-1». Гран-при Монако: «Рено», вино и казино

У ступенек казино пил шампанское вино призовой пилот Renault… Но довольно каламбуров. Наконец-то в «Формуле-1» итальянский гимн прозвучал для итальянца – Ярно Трулли выиграл первую в карьере гонку. И где – в Монте-Карло!

У ступенек казино пил шампанское вино призовой пилот Renault… Но довольно каламбуров. Наконец-то в «Формуле-1» итальянский гимн прозвучал для итальянца – Ярно Трулли выиграл первую в карьере гонку. И где – в Монте-Карло!

У ступенек казино пил шампанское вино призовой пилот Renault… Но довольно каламбуров. Наконец-то в «Формуле-1» итальянский гимн прозвучал для итальянца – Ярно Трулли выиграл первую в карьере гонку. И где – в Монте-Карло!

Нынешний чемпионат «Ф-1» явно претендует на звание самого загадочного и нелогичного. Скажите на милость, кто мог ожидать, что Гран-при Монако, который из-за отсутствия обгонов обычно называют «гонкой трамваев», станет самым интересным в сезоне? Мистика какая-то… Происшествий непосредственно на трассе было так много, что на сей раз нам не удастся поговорить о каких-либо окологоночных событиях, коих в Монако всегда «выше крыши». Роман Абрамович и Джордж Клуни, Брэд Питт и Наоми Кэмпбелл, Мэтт Дэймон и Дженнифер Анистон – вот далеко не полный список знаменитостей, посетивших это «мероприятие для бомонда». Однако наше внимание будет обращено не на них – гонка и только гонка!

Японская кухня

Итак, стартовая решетка сама по себе обещала многое. Трулли и Баттон на первом ряду, Алонсо третий, Шумахер лишь четвертый, зато Райкконен аж пятый… Правда, стартовать с первого захода пилотам не удалось – после прогревочного круга заглохла Toyota Оливье Паниса. Француза оттолкали на пит-лейн (теперь он должен был стартовать оттуда), дистанцию гонки сократили на один круг… И наконец поехали!

Давно известно, что левая сторона трассы в Монако с точки зрения старта гораздо хуже правой (такой ее делают два фактора: внешний радиус и более грязный асфальт). Но чтоб настолько! Судите сами: стоявшие справа Трулли и Алонсо резво умчались вперед, тогда как «левые» Баттон и Шумахер сразу откатились на третью и шестую позиции соответственно. А главным героем старта стал стоявший седьмым (тоже справа!) Такума Сато, который метеором промчался мимо соперников и в поворот Saint-Devout вошел уже четвертым!

Как ни печально, японец оказался калифом на час – точнее, на пару минут. Уже на втором круге дистанции стало заметно, что B.A.R. Такумы испускает тонкие струйки дыма. Почему команда в тот же момент не приказала Сато сойти с дистанции – уму непостижимо; ведь буквально через минуту мотор Honda не выдержал и сгорел. Клубы дыма окутали и без того узкую трассу настолько плотно, что видимость упала практически до нуля. Кому-то удалось прорваться сквозь дымовую завесу невредимым, а кому-то и нет… На телеэкране это выглядело жутковато: из белого облака медленно вылетает Sauber Физикеллы, задевает заднее антикрыло McLaren Култхарда и, исполняя пируэт, приземляется у отбойника вверх колесами. Чудо, что никто не пострадал…

Не уверен – не обгоняй!

Но гонка продолжалась. Обломки болидов убрали с трассы, желтые флаги сменились зелеными, дым рассеялся, и ситуация более или менее стабилизировалась. Лидировала пара Renault, вплотную за ними шел Баттон, далее – Райкконен, Шумахер, Баррикелло… Первая волна пит-стопов особых изменений не внесла – разве что Шумми, традиционно оттянув дозаправку, опередил и Кими, и Дженсона, выйдя таким образом на третье место. Зрители начали было судить, удастся ли Михаэлю побить еще один рекорд, в шестой раз победив в Монако, когда произошло очередное странное событие. Обгоняя на круг Ральфа Шумахера (пилот Williams проводил гонку очень бледно, постоянно испытывая технические проблемы), Фернандо Алонсо не рассчитал траекторию и врезался в стену в самом быстром повороте трассы и всего чемпионата – в тоннеле. Болид испанца закрутило и дважды бросило в отбойники…

Судя по реакции Фернандо – а его жест в сторону пролетающего мимо Ральфа был интернациональным и потому совершенно недвусмысленным, – он счел виноватым младшего Шумахера. Дескать, не освободил траекторию и все такое прочее… Да, Ральф в этом сезоне участвует едва ли не в каждой аварии, и поэтому повесить на него всех собак проще простого. Но зачем, спрашивается, Алонсо стал обгонять кругового в тоннеле? Резкая смена освещения, бешеная скорость, совершенно иная температура асфальта – достаточно аргументов для того, чтобы обойти соперника в другом месте трассы? Нет, как ни крути, а горячность испанца была абсолютно не оправданна, и искать причины аварии ему надо в самом себе…

Не уверен – не тормози!

Впрочем, своему напарнику Алонсо невольно помог – на трассе появился пейс-кар, и Трулли, воспользовавшись этим, вторично побывал в боксах. Так же поступил и Баттон, а вот Шумахер-старший почему-то на пит-лейн не торопился. В итоге Ferrari чемпиона оказалась непосредственно за автомобилем безопасности; за ней шел Williams отстающего на круг Монтойи, а следом, на некотором отдалении, ехали Трулли с Баттоном.

Дальнейшие события восстановить довольно сложно, ибо происходили они в том самом злосчастном тоннеле. На первый взгляд, все выглядело так: в тоннель Шумахер заехал целехоньким, а выехал из него с разбитым спойлером и оторванным колесом. После некоторой паузы пораженные зрители осознали: шестикратный чемпион мира умудрился разбить машину, следуя прямо за сэфити-каром! По нелепости этот эпизод сравнится разве что с тем случаем, когда Найджел Мэнселл, лидируя с огромным отрывом, на последнем круге гонки начал махать зрителям рукой и въехал в отбойник. А, нет, была еще история, когда Култхард умудрился влететь в стену на пит-лейн при скорости 80 км/ч… Но Шумахер, согласитесь, переплюнул их обоих!

При ближайшем рассмотрении оказалось, что все было не так уж глупо. Дело в том, что Михаэль, прогревая покрышки, оттормозился чуть резче, чем обычно, – может, хотел Монтойю попугать, может, еще зачем-то… Ну а Монтойя, не будь дурак, подтолкнул чуть-чуть Шумахера спойлером в заднее левое колесо, тому и хватило… Так или иначе, конфликт между колумбийцем и немцем, который только-только был улажен, теперь разгорится с новой силой – тут уж к гадалке не ходить.

Первая, но не последняя?

До финиша оставалось еще довольно много кругов, однако ожидать новых происшествий не стоило. Насмотревшись на вышеперечисленные аварии, оставшиеся на трассе гонщики ехали очень осторожно, понимая, что в этих условиях главное – финишировать, а уж зачетные баллы достанутся сами собой. Именно так первые очки в сезоне заработали Toyota и Jordan; да что там – еще один сход, и в зачетную восьмерку попал бы даже Золт Баумгартнер на Minardi!

Что же касается Трулли, то он ехал сверхрасчетливо, но при этом быстро. Да, Баттон догнал итальянца под конец гонки, но в Монако «догнать» еще не значит «обогнать». Умница Ярно не допустил ни одной ошибки и заслуженно занял верхнюю ступень финишного подиума – впервые за 119 гонок, проведенных в первой «Формуле». Теперь осталось понять, был ли этот успех случайным. А ну как Трулли только первой победы не хватало, чтобы поехать наконец по-чемпионски?

Финишировали

1. Я. Трулли Renault 1:45.46,601 с. 2. Д. Баттон B.A.R. + 00,497 с. 3. Р. Баррикелло Ferrari + 75,766 с. 4. Х.-П. Монтойя Williams + 1 кр. 5. Ф. Масса Sauber + 1 кр. 6. К. да Матта Toyota + 1 кр. 7. Н. Хайдфельд Jordan + 2 кр. 8. О. Панис Toyota + 3 кр. 9. З. Баумгартнер Minardi + 6 кр. 10. Р. Шумахер Williams + 8 кр.

Не финишировали

11. М. Шумахер Ferrari 45-й кр., столкновение. 12. Ф. Алонсо Renault 41-й кр., вылет. 13. К. Райкконен McLaren 27-й кр., двигатель. 14. Д. Бруни Minardi 15-й кр., КПП. 15. Д. Пантано Jordan 12-й кр., трансмиссия. 16. М. Уэббер Jaguar 11-й кр., трансмиссия. 17. Д. Физикелла Sauber 2-й кр., столкновение. 18. Д. Култхард McLaren 2-й кр., столкновение. 19. Т. Сато B.A.R. 2-й кр., двигатель. 20. К. Клиен Jaguar 1-й кр., вылет

 Статистика

Гран-при Монако. Монте-Карло. 21 – 23 мая 2004 года
Проводится с 1950 года
Дистанция 257,180 км (77 кругов по 3340 м)
Поул-позишн: Я. Трулли (1.13,985 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.14,439 с)
Победитель гонки: Я. Трулли (1:45.46,601 с, средняя скорость 145,880 км/ч)

Стартовое поле

1. Я. Трулли. 2. Д. Баттон. 3. Ф. Алонсо. 4. М. Шумахер. 5. К. Райкконен. 6. Р. Баррикелло. 7. Т. Сато. 8. Д. Култхард. 9. Х.-П. Монтойя. 10. Д. Физикелла. 11. М. Уэббер. 12. Р. Шумахер. 13. О. Панис. 14. К. Клиен. 15. К. да Матта. 16. Ф. Масса. 17. Н. Хайдфельд. 18. Д. Пантано. 19. З. Баумгартнер. 20. Д. Бруни.

Личный зачет

1. М. Шумахер, 50 очков. 2. Р. Баррикелло, 38. 3. Д. Баттон, 32. 4. Я. Трулли, 31. 5. Х.-П. Монтойя, 23. 6. Ф. Алонсо, 21. 7. Р. Шумахер, 12. 8. Т. Сато, 8. 9. Ф. Масса, 5. 10. Д. Култхард, 4. 11. К. да Матта, 3. 12. Д. Физикелла, 2. 13. Н. Хайдфельд, 2. 14. О. Панис, 1. 15. К. Райкконен, 1. 16. М. Уэббер, 1.

Кубок Конструкторов

1. Ferrari, 88 очков. 2. Renault, 52. 3. B.A.R., 40. 4. Williams, 35. 5. Sauber, 7. 6. McLaren, 5. 7. Toyota, 4. 8. Jordan, 2. 9. Jaguar, 1.

 Прикол гонки

Честно говоря, вся гонка в Монако – сплошной прикол; но все же выделим один. Второй год подряд команда Jaguar в рамках спонсорского соглашения с ювелирной компанией Steinmetz украшает носовые части своих болидов «маленькими» бриллиантами стоимостью «всего» 150 тысяч фунтов (порядка 225 тысяч евро). Год назад Антонио Пиццониа не додумался извлечь из этого выгоду; сменивший его Кристиан Клиен, кажется, оказался умнее. После того, как австрийский пилот разбил свой Jaguar на первом же (!) круге гонки в самом медленном повороте (!!!) всего чемпионата, бриллианта среди обломков машины не оказалось. Интерпол пока молчит…

Владимир Некрасов
Фото AFP, Renault