«Формула-1». Гран-при Монако: Рулетка!
Кими Райкконен выиграл вторую гонку подряд, Фернандо Алонсо первый раз в этом сезоне остался без подиума, а Марк Уэббер, наоборот, впервые за четыре года туда попал. И это далеко не все события прошедшего Гран-при Монако…
Кими Райкконен выиграл вторую гонку подряд, Фернандо Алонсо первый раз в этом сезоне остался без подиума, а Марк Уэббер, наоборот, впервые за четыре года туда попал. И это далеко не все события прошедшего Гран-при Монако… |
Гран-при Монако в представлениях не нуждается – это, пожалуй, самая известная и престижная гонка в мире, конкуренцию которой могут составить разве что «24 часа Ле Мана» да «Инди 500». Езда по узким, огражденным стальными рельсами безопасности улицам старинного города скорее напоминает бобслей, чем автогонки – если, например, в Малайзии на некоторых отрезках трассы бок о бок помещаются пять или даже шесть машин, то здесь не всегда протиснутся и две. В итоге именно нехватка места – как на трассе, так и в боксах – и является главной характерной чертой Монте-Карло, тем фактором, который во многом предопределяет развитие событий.
Риск и шампанское
В который раз мы повторяем заученную фразу: «Обгоны в Монако крайне затруднены, поэтому исход гонки зачастую решает квалификация». Проще говоря, завоюй поул – и ты на 70 процентов обеспечил себе победу. Конечно, это правило работает не всегда; но важность квалификационного результата в любом случае переоценить трудно. Поэтому тот риск, на который пошел Райкконен, достоин всяческого восхищения – ибо он принес финну успех.
Первую, субботнюю квалификационную сессию, которую все пилоты проходят с пустыми баками, Кими выиграл легко, почти на полсекунды опередив ставшего вторым Фернандо. Сохранить лидерство по итогам обеих сессий было несложно – нужно просто залить в машину небольшое количество топлива, однако затем пришлось бы дважды дозаправляться по ходу гонки. С другой стороны, тактика с одним пит-стопом всегда является более привлекательной; но для ее реализации требовалось сберечь поул-позишн, имея на борту почти максимальный запас горючего. И вот с этой задачей Райкконен справился блестяще – будучи гораздо тяжелее Алонсо, он проиграл ему вторую квалификацию, но остался на поуле по сумме двух сессий! После этого, имея в своем распоряжении такую великолепную машину, как нынешний McLaren MP4-20, Кими выиграл заветную «Монакскую рулетку» без особого труда.
Гораздо больше усилий приложил для завоевания зачетных очков его напарник, Хуан-Пабло Монтойя. Колумбийцу пришлось стартовать из предпоследнего ряда – таким было наказание за столкновение четырех машин на свободной тренировке, виновником которого признали гонщика McLaren. Тем не менее, использовав ту же тактику, что и Кими (кстати, единственный пит-стоп Монтойя совершил гораздо позже Райкконена, на 46-м круге против 42-го), Хуан-Пабло сумел-таки финишировать пятым.
Вспоминая Бельгию
Но если для Райкконена гонка сложилась вполне удачно, то всем остальным пилотам пришлось несладко. Интересно, что долгое время главными действующими лицами на трассе были гонщики Minardi. Для начала они заставили говорить о себе весь паддок, впервые за долгое время опередив в квалификации своих главных конкурентов из Jordan. А затем «отличился» Кристиан Альберс, на 23-м круге потеряв управление и поставив свою машину аккурат поперек трассы. Следовавший за ним Култхард затормозить и избежать удара успел, а вот в самого Дэвида благополучно врезался Михаэль Шумахер. Этот эпизод чем-то напомнил столкновение тех же пилотов в Бельгии в 1998 году; только на этот раз чемпион отделался гораздо дешевле. На трассе появился пейс-кар, что позволило Шумми заменить передний спойлер и вернуться в гонку; Култхард же с поврежденной задней подвеской свернул в боксы окончательно.
Впрочем, появление машины безопасности, казалось, сыграло на руку еще нескольким пилотам. Сразу четверо гонщиков – Алонсо, Физикелла, Уэббер и Хайдфельд – заехали на пит-стоп и дозаправились. Однако если пилоты Williams сделали это быстро и четко, то в Renault допустили ошибку. Алонсо, обслуживавшийся первым, позиции не потерял, а вот Физикелла, которому пришлось прождать за спиной партнера добрый десяток секунд, откатился с шестого места на восьмое. Впрочем, после того, как свои плановые пит-стопы совершили Вильнев, Трулли и Масса, Джанкарло вновь выбрался на пятую позицию. В тот момент показалось, что гонка стабилизировалась и ее оставшуюся часть пилоты проведут спокойно, щадя машины и заставляя позевывать многочисленных VIP-зрителей. Но самое интересное было впереди…
Обгоняй и властвуй
Все началось с того, что на 46-м круге дистанции Физикелла начал стремительно терять скорость; семью кругами позже то же стало происходить и с Алонсо. После гонки команда объяснит это повышенным износом задних покрышек на обеих машинах. Допустим. Но почему же эта напасть случилась только с машинами Renault, тогда как других клиентов Michelin она миновала? Не потому ли, что изначально и Алонсо, и Физикелла собирались провести гонку с двумя дозаправками, но неожиданное появление пейс-кара изменило их планы? Похоже, Renault решили перехитрить всех, заправив обе машины «по горлышко» с тем, чтобы они больше на пит-стоп не заезжали. И эта тактика, видимо, оказалась ошибочной, так как болиды с полными баками подвергались воздействию больших инерционных сил при прохождении поворотов и торможениях. Именно это и способствовало повышенному износу покрышек. А вот пилоты Williams, например, свою стратегию не меняли – заправившись во время пейс-кара, они все же заехали на пит-стоп еще раз; их машины все время сохраняли расчетный вес, отчего покрышки изнашивались равномерно. Это, конечно, лишь версия, но, согласитесь, очень правдоподобная.
Так или иначе, износ задних шин существенно сказался на управляемости обеих Renault, что на извилистых улочках Монте-Карло смерти подобно – тормозить приходится раньше, в повороты заходить шире и так далее. Время прохождения круга у Физикеллы и Алонсо стремительно падало; вскоре первого догнали Трулли, Монтойя, Баррикелло, Ральф и Михаэль Шумахеры; второго – Хайдфельд и Уэббер. Тут-то и началась настоящая рулетка.
Описывать невероятные, как для Монако, обгоны нет смысла – это надо было видеть. Трулли обошел Физикеллу в 180-градусном повороте Loews (там, где еще два года назад красовалась самая знаменитая в мире пальма); причем обошел так, как этого не делал никто и никогда, «против всех законов физики», внутри шпильки! Физикелла растерялся, и его тут же опередили все остальные преследователи. Вскоре та же участь постигла и Трулли, который, прыгая по бордюрам во время своего невероятного обгона, повредил подвеску Toyota.
Тем временем на Алонсо наседала пара Williams. И хотя обороняться в Монако гораздо легче, чем обгонять, Фернандо вынужден был уступить. Раз за разом он слишком широко заходил в поворот Nouvelle Chicane, который располагается сразу после выхода из тоннеля – вот где сказалась потеря управляемости! В итоге и Хайдфельд, и Уэббер опередили лидера чемпионата именно в этом месте (правда, первый сделал это чисто и красиво с первой попытки, второму же понадобилось несколько «подходов»), завоевав для Williams первый «двойной подиум» с Гран-при Франции 2003 года. Отметим также, что как для Ника, так и для Марка этот результат – пока что лучший в карьере.
О многом еще стоило бы упомянуть в обзоре Гран-при Монако, но… рассказ подошел к концу. Возможно, следующий Гран-при Европы на Нюрбургринге будет не столь интересным, и мы вернемся к событиям Монте-Карло. Хотя, судя по первой трети сезона-2005, в это как-то не верится…
Статистика | |
| |
Итоговые результаты Гран-при Монако |
|
Кубок конструкторов |
|
Чемпионат пилотов (десятка) |
|