X

формула-1: Гран-при по-нашему

Тема проведения в Украине гонки «Формулы-1» этим летом вновь всплыла на поверхность. Перспектива, безусловно, заманчивая, но насколько она реальна? За разъяснениями мы обратились к Генеральному директору ФАУ Артему Атояну – человеку, который знает о кольцевых гонках все и даже больше…

Тема проведения в Украине гонки «Формулы-1» этим летом вновь всплыла на поверхность. Перспектива, безусловно, заманчивая, но насколько она реальна? За разъяснениями мы обратились к Генеральному директору ФАУ Артему Атояну – человеку, который знает о кольцевых гонках все и даже больше…

Тема проведения в Украине гонки «Формулы-1» этим летом вновь всплыла на поверхность. Перспектива, безусловно, заманчивая, но насколько она реальна? За разъяснениями мы обратились к Генеральному директору ФАУ Артему Атояну – человеку, который знает о кольцевых гонках все и даже больше…

Украинским, да и российским поклонникам «Ф-1» представлять Артема Атояна нет нужды. Автор двух книг о «Формуле-1», инициатор и вдохновитель постройки отечественных «формул» ныне занимает руководящие посты в Автомобильной федерации Украины (ФАУ). Являясь одновременно ее генеральным директором и председателем комитета кольцевых гонок, Артем Карпович прекрасно знает все нюансы организации и проведения соревнований самого высокого уровня. И если Гран-при Украины когда-нибудь состоится, опыт нашего сегодняшнего собеседника вряд ли останется невостребованным…

Кто уполномочен заявить?

«Автоцентр»: Артем Карпович, наверняка перспектива проведения Гран-при «Формулы-1» в Украине рассматривается национальной федерацией, причем не первый день. А обсуждался ли этот вопрос с международной федерацией FIA?

Артем Атоян: Еще два года назад руководящий орган ФАУ (Провод) создал специальную рабочую группу для изучения такой возможности. За это время проведен анализ факторов, влияющих не только на принятие позитивного решения относительно включения Гран-при Украины в календарь Чемпионата мира «Формулы-1», но и на экономическую целесообразность этого мероприятия. Что же касается обращения по этому поводу в FIA, то это может произойти только в соответствии со стандартной процедурой.

«АЦ»: И какова же эта процедура?

А. А.: Предположим, некое юридическое лицо желает провести этап любого из трех существующих чемпионатов мира, проходящих под эгидой FIA («Ф-1», ралли, картинг). Тогда это лицо должно соблюсти некоторые формальности. Сначала нужно обратиться в национальную федерацию, признанную FIA (в нашем случае – в ФАУ). В свою очередь, она подает в FIA формальную заявку, подтверждая таким образом компетентность в данном вопросе предполагаемого организатора соревнования. В FIA заявка передается на рассмотрение профильной комиссии, которая в случае позитивного заключения рекомендует Всемирному совету автомобильного спорта рассмотреть вопрос о включении соревнования в календарь чемпионата мира.

При этом обязательными условиями принятия заявки к рассмотрению являются наличие соответствующей лицензии FIA у трассы, на которой планируется провести соревнования, а также уплата так называемого заявочного взноса.

Сколько стоит «Формула»

«АЦ»: О каких суммах идет речь в данном случае?

А. А.: Размер заявочного взноса FIA устанавливает ежегодно – например, в этом году он составляет 145860 евро. Оплата же лицензии на гоночную трассу первой категории, то есть соответствующую требованиям к организации и проведению гонок «Ф-1», производится в несколько этапов.

На первом, при подаче досье трассы в Комиссию кольцевых трасс, за его рассмотрение вносится 6120 евро. При этом в случае возникновения замечаний к трассе досье возвращается на доработку, а плата за первое рассмотрение не взимается.

На завершающем этапе строительства FIA по просьбе национальной федерации проводит главную инспекцию трассы (инспекцию категории «А»), которая обойдется кандидату в 6020 евро. После этого готовая трасса должна пройти контрольную инспекцию (инспекцию категории «С») – это еще 3470 евро. Причем состояться она должна не позднее, чем за 90 дней до начала чемпионата мира, в календарный план которого предполагается включить новую трассу. И, наконец, в случае положительного решения контрольной инспекции вносится еще 1120 евро за регистрацию трассы. После этого FIA выдает лицензию, подтверждающую возможность проведения на данной трассе соревнований «Ф-1» под ответственность ее владельца – получателя лицензии.

«АЦ»: Раз уж мы заговорили о деньгах – в какую сумму, по Вашим оценкам, может обойтись строительство трассы для «Формулы-1»?

А. А.: Каких-либо четких цифр здесь, естественно, нет, да и быть не может. Ведь каждый конкретный проект требует привязки к стране, региону, месту расположения объекта, рельефу местности и предполагаемой конфигурации трассы. Но для получения общего представления о возможном порядке затрат, надеюсь, будет достаточно усредненных данных.

С 1999 года по настоящее время в мире было построено четыре подобных комплекса – в Малайзии, Бахрейне, Китае и Турции. Наименьшая стоимость возведения комплекса в Малайзии – $120 млн., наибольшая – $240 млн. – в Китае. Средняя стоимость строительства объекта по всем четырем странам превышает $167 млн. При этом отмечу, что в указанные суммы не входят затраты на включение объекта в существующую дорожную сеть, а также стоимость модернизации туристической инфраструктуры, находящейся в зоне влияния комплекса.

«АЦ»: Существуют ли другие затраты, кроме расходов на строительство?

А. А.: Естественно, как и при проведении любого другого крупного международного спортивного события. Это приобретение коммерческих прав, поддержание объекта в надлежащем для его профильной эксплуатации виде, управление проектом и маркетинг, организация популярных мероприятий и привлечение платежеспособных зрителей, проведение собственно гоночных мероприятий и многое другое. В рамках проекта по организации и проведению этапа Чемпионата мира «Ф-1» эти затраты вряд ли могут превышать $25 – 30 млн. в год.

А судьи кто?

«АЦ»: Вернемся к комиссиям FIA, инспектирующим трассу. Каков их состав?

А. А.: Список комиссии «Ф-1» – 24 человека. В ее состав входят президент FIA г-н Макс Мосли и руководители всех команд, принимающих участие в чемпионате мира «Ф-1». Еще восемь мест отданы промоутерам этапов чемпионата мира, четверо из которых представляют европейские этапы. Остальные места закреплены за двумя представителями спонсоров и двумя официальными поставщиками чемпионата – шин и двигателей. Президентом комиссии является г-н Бернард Экклстоун.

Сегодня комиссия кольцевых трасс состоит из 19 человек, из которых 14 представляют национальные федерации. В состав комиссии также входят президент спортивной комиссии FIA, делегат по безопасности и представитель гонщиков. Возглавляет ее г-н Роберт Пирт.

«АЦ»: Каковы же требования, выдвигаемые этими комиссиями?

А. А.: FIA в соответствии с заявкой, поданной национальной федерацией, оценивает спортивную составляющую объекта, а именно «дорожку», поребрики, гардрейли и прочее оборудование, обеспечивающее безопасность соревнований. Основные требования к спортивной составляющей объекта строго регламентированы и сведены в два специальных приложения («Н» и «О») к Международному спортивному кодексу FIA. В то же время все вопросы оптимизации месторасположения трассы, ее конфигурации, количество мест для зрителей, зданий и сооружений неспортивного назначения в составе комплекса и прочее находятся в компетенции владельца объекта.

«АЦ»: Оказывает ли FIA какую-либо помощь в проектировании и строительстве трассы и инфраструктуры?

А. А.: FIA – международная общественная организация, являющаяся регламентирующим и контролирующим органом в сфере автомобильного спорта. Подобный статус практически исключает возможность ее участия в каких-либо коммерческих проектах. Исключительная компетенция FIA – спортивная составляющая и вопросы безопасности.

«АЦ»: И все же, может ли FIA гарантировать проведение Гран-при стране, в которой на момент подачи заявки нет соответствующей трассы?

А. А.: FIA может гарантировать только то, что в случае соответствия трассы всем требованиям организатору будет выдано разрешение на проведение гонки «Формулы-1».

Беседовал Владимир Некрасов
Фото AFP и Сергея Кузьмича