«Я рад, что я видел это, но пусть оно никогда больше не повторится» – примерно такой была реакция многих болельщиков на Гран-при США. Впрочем, имели место и гораздо более резкие высказывания – и, поверьте, понять недовольных несложно…
| | «Я рад, что я видел это, но пусть оно никогда больше не повторится» – примерно такой была реакция многих болельщиков на Гран-при США. Впрочем, имели место и гораздо более резкие высказывания – и, поверьте, понять недовольных несложно… |
С одной стороны, гонка, которую мы видели, была абсолютно уникальной – она вошла в историю, едва начавшись. С другой – болельщики (особенно те, кто за немалые деньги попал на трибуны «Старой Кирпичницы»; а ведь многие еще и приехали в Индианаполис издалека) получили увесистую оплеуху. Если все разговоры о необходимости популяризации «Большого цирка» в Соединенных Штатах были хоть сколько-нибудь искренними, то теперь они потеряли всякий смысл. Американский болельщик возненавидел «Ф-1», потому что «Ф-1» его обманула. Тони Джордж, владелец трассы в Индианаполисе, может начинать искать другие источники дохода, ибо заработать на гонке «Формулы-1» в Америке теперь будет очень сложно.
Но все-таки – что же произошло? И главное – КАК такое могло произойти?!
Только факты
Во время пятничных тренировок попали в аварию сразу два гонщика Toyota – Ральф Шумахер и тест-пилот Рикардо Зонта. И если второй отделался, как говорится, легким испугом, то первый по настоянию врачей отказался от участия в Гран-при США.
Авария Шумахера-младшего произошла в том же самом месте, где он разбился в прошлом году – а именно, на самом скоростном отрезке трассы, так называемом бэнкинге. Он представляет собой профилированный, как на большинстве американских овалов, участок трека, который пилоты проходят «в полный газ»; причем длится это более 20 секунд. Естественно, любая авария здесь может иметь самые серьезные последствия. Поэтому специалисты Toyota и Michelin сразу принялись выяснять, что же оказалось причиной обоих инцидентов.
В результате проведенных расследований стало ясно, что основная вина лежит на шинах – в официальном заявлении Michelin признала, что не может гарантировать безопасность гонщиков, которые будут использовать покрышки из данной партии. К чести французских шинников, они сделали все возможное, чтобы спасти положение: предупредили своих клиентов об опасности и специальным чартерным рейсом привезли в Индианаполис достаточное количество новых шин. Вопрос решен? Как бы не так!
Всегда есть два выхода
О том, что опасность кроется именно в шинах, стало известно лишь в субботу вечером, то есть после окончания квалификации. Если бы месяцем ранее FIA в очередной раз не изменила правила игры, отменив воскресную квалификационную сессию, проблемы не было бы вообще. Однако теперь, когда субботняя сессия осталась единственной зачетной квалификацией, машины прямо с нее отправляются в закрытый парк, где остаются в неприкосновенности до самого старта. И менять покрышки без вмешательства форс-мажорных обстоятельств с этого момента запрещено.
Michelin, признав свою вину, предложила два выхода из сложившейся ситуации. Первый – FIA могла счесть аварии Зонты и Шумахера форс-мажорными обстоятельствами и все же позволить клиентам французских шинников сменить покрышки. Второй – за ночь соорудить посреди бэнкинга стену из отработанных шин; создать искусственную шикану, медленный поворот, который вынуждал бы гонщиков сбрасывать скорость и снижал бы риск.
В принципе, и тот и другой варианты были вполне осуществимы, если бы не одно «но». Для принятия подобных решений необходимо согласие всех без исключения команд. Понятно, что клиенты Michelin в полном составе (а это семь команд – Renault, McLaren, Toyota, Williams, Red Bull, Sauber и BAR) выразили готовность поддержать любую из инициатив. Более того, семерка пригрозила FIA, что не примет участия в гонке, если меры по снижению риска не будут приняты. Дело оставалось за клиентами Bridgestone – точнее, за Ferrari, ибо Jordan и Minardi выразили свою лояльность к предложениям Michelin. И почему-то никто не удивился, когда Ferrari уперлась…
Нас – багато!
А что, интересно знать, сделали бы на месте «красных» вы? Начавшийся сезон грозил стать худшим за последние как минимум лет десять; причем в своих неудачах команда без обиняков обвиняла именно поставщика шин. И вот наконец к Гран-при Канады ситуация вроде бы стала улучшаться – пилоты Ferrari впервые оказались на подиуме вместе. Более того, и к следующей гонке, Гран-при США, Bridgestone подготовил отличные шины, которые наверняка позволили бы «красным» вновь бороться за подиум. Так какой смысл давать в руки соперникам лишний козырь? Если у них плохая резина, то это их проблемы – пусть едут медленно или, если хотят, не едут вообще!
Так или иначе, Ferrari не согласилась ни с одним из предложенных вариантов, настаивая на соблюдении правил и технического регламента. «О’кей», – отреагировала FIA и не стала ничего менять. «О’кей», – сказали клиенты Michelin и отказались от участия в гонке. Точнее, на старт прогревочного круга выехали все 20 машин, но, пройдя его, 14 из них свернули в боксы, где и остались. На стартовой же решетке выстроились лишь 6 болидов – помимо Ferrari это были пары Jordan и Minardi, решившие все же принять сторону своего поставщика резины, Bridgestone.
Камо грядеши?
Можно, я не буду рассказывать о гонке, в которой принимали участие эти шесть машин? Не стану в красках описывать борьбу Кристиана Альберса с Патриком Фризахером, не буду петь дифирамбы Тиаго Монтейро, который первый (и не исключено, что последний) раз в «формульной» карьере поднялся на подиум? Я даже не стану издеваться над пилотами Ferrari, которые и в этих условиях едва не умудрились столкнуться – Шумахер выезжал с пит-лейн, а Баррикелло не хотел ему уступать (хотя повод для иронии есть – Рубенс-то ехал по главной дороге, и наплевать, что Михаэль был для него «помехой справа»).
Я просто выскажу одну, пусть и довольно банальную мысль. Если люди, привыкшие раз в две недели рисковать своей жизнью, называют что-то – неважно, что! – «слишком опасным», значит, это «что-то» действительно опасно! И никакие игры, чемпионаты, очки и подиумы не стоят человеческой жизни. Семь команд поняли это. Три – нет. Пик скандала еще впереди.
Статистика |
Гран-при США, Индианаполис, 18-19 июня 2005 года Проводится с 1959 года Дистанция 306,016 км (73 круга по 4192 м) Победитель гонки: М. Шумахер (1:29.43,181 с, средняя скорость 204,648 км/ч) Поул-позишн: Я. Трулли (1.10,625 с) Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.11,497 с) Рекорд круга в гонке: Р. Баррикелло (1.10,399 с, 2004 год) |
|
|
Чем уникальна эта гонка? |
1. Никогда ранее на старте первого круга гонки не было так мало машин. 2. Никогда ранее на финиш не прибывали в полном составе все стартовавшие гонщики. 3. Никогда ранее команда Minardi не зарабатывала столько очков за одну гонку. |
|
|
Слухи стали явью |
Информация, долго бродившая по паддоку «Ф-1» в качестве сплетни, наконец-то получила официальное подтверждение – компания BMW покупает контрольный пакет команды Sauber. Более того, в течение ближайших трех лет главный акционер Sauber, швейцарский банк Credit Suisse также уступит свои акции баварскому концерну. Это означает, что в самом ближайшем будущем BMW впервые в своей истории примет участие в «Формуле-1» как самостоятельная команда (до сих пор, напомним, роль концерна ограничивалась поставкой моторов). Факт покупки особого удивления у специалистов не вызывает – ведь Sauber заслуженно считается одной из самых успешных частных команд в истории «Ф-1», располагающей отличным персоналом и современной аэродинамической трубой. Однако под вопросом продолжение сотрудничества BMW с командой Williams, которая сейчас пользуется баварскими моторами. В официальном заявлении, по крайней мере, об этом ничего определенного не сказано. |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при США |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 5 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 73 | 1:29.43,181 | 2 | 7 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 73 | + 01,522 | 3 | 17 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15 | 72 | + 1 круг | 4 | 19 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 72 | + 1 круг | 5 | 18 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 71 | + 2 круга | 6 | 20 | Патрик Фризахер | Minardi PS05 | 71 | + 2 круга | 7 | 1 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 0 | не стартовал | 8 | 2 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 0 | не стартовал | 9 | 3 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 0 | не стартовал | 10 | 4 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 0 | не стартовал | 11 | 6 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 0 | не стартовал | 12 | 8 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 0 | не стартовал | 13 | 9 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 0 | не стартовал | 14 | 10 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 0 | не стартовал | 15 | 11 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 0 | не стартовал | 16 | 12 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 0 | не стартовал | 17 | 13 | Рикардо Зонта | Toyota TF105 | 0 | не стартовал | 18 | 14 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 0 | не стартовал | 19 | 15 | Ник Хайдфельд | Williams FW27 | 0 | не стартовал | 20 | 16 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 0 | не стартовал |
|
| Кубок конструкторов |
1 | Команда | США | Всего | Renault | 0 | Позиция не изменилась | 76 | 2 | McLaren | 0 | Позиция не изменилась | 63 | 3 | Ferrari | 18 | Улучшение позиции | 63 | 4 | Williams | 0 | Ухудшение позиции | 47 | 5 | Toyota | 0 | Ухудшение позиции | 47 | 6 | Red Bull | 0 | Позиция не изменилась | 22 | 7 | Sauber | 0 | Позиция не изменилась | 12 | 8 | Jordan | 11 | Позиция не изменилась | 11 | 9 | Minardi | 7 | Улучшение позиции | 7 | 10 | BAR | 0 | Ухудшение позиции | 0 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
1 | Пилот | США | Всего | Фернандо Алонсо | 0 | Позиция не изменилась | 59 | 2 | Кими Райкконен | 0 | Позиция не изменилась | 37 | 3 | Михаэль Шумахер | 8 | Улучшение позиции | 34 | 4 | Рубенс Баррикелло | 6 | Улучшение позиции | 29 | 5 | Ярно Трулли | 0 | Ухудшение позиции | 27 | 6 | Ник Хайдфельд | 0 | Ухудшение позиции | 25 | 7 | Марк Уэббер | 0 | Ухудшение позиции | 22 | 8 | Ральф Шумахер | 0 | Позиция не изменилась | 20 | 9 | Джанкарло Физикелла | 0 | Позиция не изменилась | 17 | 10 | Дэвид Култхард | 0 | Позиция не изменилась | 17 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP, Jordan и BMW