«Формула-1». Гран-при США: Таких гонок не было, нет и не надо

«Я рад, что я видел это, но пусть оно никогда больше не повторится» – примерно такой была реакция многих болельщиков на Гран-при США. Впрочем, имели место и гораздо более резкие высказывания – и, поверьте, понять недовольных несложно…

«Формула-1». Гран-при США «Формула-1». Гран-при США «Формула-1». Гран-при США. «Верните наши деньги!» – так отреагировали на увиденное американские болельщики. «Формула-1». Гран-при США. Радость Монтейро понятна – этот подиум запросто может остаться единственным в его карьере.

«Я рад, что я видел это, но пусть оно никогда больше не повторится» – примерно такой была реакция многих болельщиков на Гран-при США. Впрочем, имели место и гораздо более резкие высказывания – и, поверьте, понять недовольных несложно…

С одной стороны, гонка, которую мы видели, была абсолютно уникальной – она вошла в историю, едва начавшись. С другой – болельщики (особенно те, кто за немалые деньги попал на трибуны «Старой Кирпичницы»; а ведь многие еще и приехали в Индианаполис издалека) получили увесистую оплеуху. Если все разговоры о необходимости популяризации «Большого цирка» в Соединенных Штатах были хоть сколько-нибудь искренними, то теперь они потеряли всякий смысл. Американский болельщик возненавидел «Ф-1», потому что «Ф-1» его обманула. Тони Джордж, владелец трассы в Индианаполисе, может начинать искать другие источники дохода, ибо заработать на гонке «Формулы-1» в Америке теперь будет очень сложно.

Но все-таки – что же произошло? И главное – КАК такое могло произойти?!

Только факты

Во время пятничных тренировок попали в аварию сразу два гонщика Toyota – Ральф Шумахер и тест-пилот Рикардо Зонта. И если второй отделался, как говорится, легким испугом, то первый по настоянию врачей отказался от участия в Гран-при США.

Авария Шумахера-младшего произошла в том же самом месте, где он разбился в прошлом году – а именно, на самом скоростном отрезке трассы, так называемом бэнкинге. Он представляет собой профилированный, как на большинстве американских овалов, участок трека, который пилоты проходят «в полный газ»; причем длится это более 20 секунд. Естественно, любая авария здесь может иметь самые серьезные последствия. Поэтому специалисты Toyota и Michelin сразу принялись выяснять, что же оказалось причиной обоих инцидентов.

В результате проведенных расследований стало ясно, что основная вина лежит на шинах – в официальном заявлении Michelin признала, что не может гарантировать безопасность гонщиков, которые будут использовать покрышки из данной партии. К чести французских шинников, они сделали все возможное, чтобы спасти положение: предупредили своих клиентов об опасности и специальным чартерным рейсом привезли в Индианаполис достаточное количество новых шин. Вопрос решен? Как бы не так!

Всегда есть два выхода

О том, что опасность кроется именно в шинах, стало известно лишь в субботу вечером, то есть после окончания квалификации. Если бы месяцем ранее FIA в очередной раз не изменила правила игры, отменив воскресную квалификационную сессию, проблемы не было бы вообще. Однако теперь, когда субботняя сессия осталась единственной зачетной квалификацией, машины прямо с нее отправляются в закрытый парк, где остаются в неприкосновенности до самого старта. И менять покрышки без вмешательства форс-мажорных обстоятельств с этого момента запрещено.

Michelin, признав свою вину, предложила два выхода из сложившейся ситуации. Первый – FIA могла счесть аварии Зонты и Шумахера форс-мажорными обстоятельствами и все же позволить клиентам французских шинников сменить покрышки. Второй – за ночь соорудить посреди бэнкинга стену из отработанных шин; создать искусственную шикану, медленный поворот, который вынуждал бы гонщиков сбрасывать скорость и снижал бы риск.

В принципе, и тот и другой варианты были вполне осуществимы, если бы не одно «но». Для принятия подобных решений необходимо согласие всех без исключения команд. Понятно, что клиенты Michelin в полном составе (а это семь команд – Renault, McLaren, Toyota, Williams, Red Bull, Sauber и BAR) выразили готовность поддержать любую из инициатив. Более того, семерка пригрозила FIA, что не примет участия в гонке, если меры по снижению риска не будут приняты. Дело оставалось за клиентами Bridgestone – точнее, за Ferrari, ибо Jordan и Minardi выразили свою лояльность к предложениям Michelin. И почему-то никто не удивился, когда Ferrari уперлась…

Нас – багато!

А что, интересно знать, сделали бы на месте «красных» вы? Начавшийся сезон грозил стать худшим за последние как минимум лет десять; причем в своих неудачах команда без обиняков обвиняла именно поставщика шин. И вот наконец к Гран-при Канады ситуация вроде бы стала улучшаться – пилоты Ferrari впервые оказались на подиуме вместе. Более того, и к следующей гонке, Гран-при США, Bridgestone подготовил отличные шины, которые наверняка позволили бы «красным» вновь бороться за подиум. Так какой смысл давать в руки соперникам лишний козырь? Если у них плохая резина, то это их проблемы – пусть едут медленно или, если хотят, не едут вообще!

Так или иначе, Ferrari не согласилась ни с одним из предложенных вариантов, настаивая на соблюдении правил и технического регламента. «О’кей», – отреагировала FIA и не стала ничего менять. «О’кей», – сказали клиенты Michelin и отказались от участия в гонке. Точнее, на старт прогревочного круга выехали все 20 машин, но, пройдя его, 14 из них свернули в боксы, где и остались. На стартовой же решетке выстроились лишь 6 болидов – помимо Ferrari это были пары Jordan и Minardi, решившие все же принять сторону своего поставщика резины, Bridgestone.

Камо грядеши?

Можно, я не буду рассказывать о гонке, в которой принимали участие эти шесть машин? Не стану в красках описывать борьбу Кристиана Альберса с Патриком Фризахером, не буду петь дифирамбы Тиаго Монтейро, который первый (и не исключено, что последний) раз в «формульной» карьере поднялся на подиум? Я даже не стану издеваться над пилотами Ferrari, которые и в этих условиях едва не умудрились столкнуться – Шумахер выезжал с пит-лейн, а Баррикелло не хотел ему уступать (хотя повод для иронии есть – Рубенс-то ехал по главной дороге, и наплевать, что Михаэль был для него «помехой справа»).

Я просто выскажу одну, пусть и довольно банальную мысль. Если люди, привыкшие раз в две недели рисковать своей жизнью, называют что-то – неважно, что! – «слишком опасным», значит, это «что-то» действительно опасно! И никакие игры, чемпионаты, очки и подиумы не стоят человеческой жизни. Семь команд поняли это. Три – нет. Пик скандала еще впереди.

 Статистика

Гран-при США, Индианаполис, 18-19 июня 2005 года
Проводится с 1959 года
Дистанция 306,016 км (73 круга по 4192 м)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:29.43,181 с, средняя скорость 204,648 км/ч)
Поул-позишн: Я. Трулли (1.10,625 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.11,497 с)
Рекорд круга в гонке: Р. Баррикелло (1.10,399 с, 2004 год)

 Чем уникальна эта гонка?

1. Никогда ранее на старте первого круга гонки не было так мало машин.
2. Никогда ранее на финиш не прибывали в полном составе все стартовавшие гонщики.
3. Никогда ранее команда Minardi не зарабатывала столько очков за одну гонку.

 Слухи стали явью

Информация, долго бродившая по паддоку «Ф-1» в качестве сплетни, наконец-то получила официальное подтверждение – компания BMW покупает контрольный пакет команды Sauber. Более того, в течение ближайших трех лет главный акционер Sauber, швейцарский банк Credit Suisse также уступит свои акции баварскому концерну. Это означает, что в самом ближайшем будущем BMW впервые в своей истории примет участие в «Формуле-1» как самостоятельная команда (до сих пор, напомним, роль концерна ограничивалась поставкой моторов).

Факт покупки особого удивления у специалистов не вызывает – ведь Sauber заслуженно считается одной из самых успешных частных команд в истории «Ф-1», располагающей отличным персоналом и современной аэродинамической трубой. Однако под вопросом продолжение сотрудничества BMW с командой Williams, которая сейчас пользуется баварскими моторами. В официальном заявлении, по крайней мере, об этом ничего определенного не сказано.

 Итоговые результаты Гран-при США
Поз. Место на старте Пилот Машина Круги Время (ч:мин.с)/причина схода
1 5 Михаэль Шумахер Ferrari F2005 73 1:29.43,181
2 7 Рубенс Баррикелло Ferrari F2005 73 + 01,522
3 17 Тиаго Монтейро Jordan EJ15 72 + 1 круг
4 19 Нарайн Картикеян Jordan EJ15 72 + 1 круг
5 18 Кристиан Альберс Minardi PS05 71 + 2 круга
6 20 Патрик Фризахер Minardi PS05 71 + 2 круга
7 1 Ярно Трулли Toyota TF105 0 не стартовал
8 2 Кими Райкконен McLaren MP4-20 0 не стартовал
9 3 Дженсон Баттон BAR Honda 007 0 не стартовал
10 4 Джанкарло Физикелла Renault R25 0 не стартовал
11 6 Фернандо Алонсо Renault R25 0 не стартовал
12 8 Такума Сато BAR Honda 007 0 не стартовал
13 9 Марк Уэббер Williams FW27 0 не стартовал
14 10 Фелипе Масса Sauber C24 0 не стартовал
15 11 Хуан-Пабло Монтойя McLaren MP4-20 0 не стартовал
16 12 Жак Вильнев Sauber C24 0 не стартовал
17 13 Рикардо Зонта Toyota TF105 0 не стартовал
18 14 Кристиан Клиен Red Bull RB1 0 не стартовал
19 15 Ник Хайдфельд Williams FW27 0 не стартовал
20 16 Дэвид Култхард Red Bull RB1 0 не стартовал

 Кубок конструкторов
1 Команда США Всего
Renault 0 Позиция не изменилась 76
2 McLaren 0 Позиция не изменилась 63
3 Ferrari 18 Улучшение позиции 63
4 Williams 0 Ухудшение позиции 47
5 Toyota 0 Ухудшение позиции 47
6 Red Bull 0 Позиция не изменилась 22
7 Sauber 0 Позиция не изменилась 12
8 Jordan 11 Позиция не изменилась 11
9 Minardi 7 Улучшение позиции 7
10 BAR 0 Ухудшение позиции 0

 Чемпионат пилотов (десятка)
1 Пилот США Всего
Фернандо Алонсо 0 Позиция не изменилась 59
2 Кими Райкконен 0 Позиция не изменилась 37
3 Михаэль Шумахер 8 Улучшение позиции 34
4 Рубенс Баррикелло 6 Улучшение позиции 29
5 Ярно Трулли 0 Ухудшение позиции 27
6 Ник Хайдфельд 0 Ухудшение позиции 25
7 Марк Уэббер 0 Ухудшение позиции 22
8 Ральф Шумахер 0 Позиция не изменилась 20
9 Джанкарло Физикелла 0 Позиция не изменилась 17
10 Дэвид Култхард 0 Позиция не изменилась 17

Владимир Некрасов
Фото AFP, Jordan и BMW

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.