X

«Формула-1». Гран-при США: Таких гонок не было, нет и не надо

«Я рад, что я видел это, но пусть оно никогда больше не повторится» – примерно такой была реакция многих болельщиков на Гран-при США. Впрочем, имели место и гораздо более резкие высказывания – и, поверьте, понять недовольных несложно…

«Я рад, что я видел это, но пусть оно никогда больше не повторится» – примерно такой была реакция многих болельщиков на Гран-при США. Впрочем, имели место и гораздо более резкие высказывания – и, поверьте, понять недовольных несложно…

«Я рад, что я видел это, но пусть оно никогда больше не повторится» – примерно такой была реакция многих болельщиков на Гран-при США. Впрочем, имели место и гораздо более резкие высказывания – и, поверьте, понять недовольных несложно…

С одной стороны, гонка, которую мы видели, была абсолютно уникальной – она вошла в историю, едва начавшись. С другой – болельщики (особенно те, кто за немалые деньги попал на трибуны «Старой Кирпичницы»; а ведь многие еще и приехали в Индианаполис издалека) получили увесистую оплеуху. Если все разговоры о необходимости популяризации «Большого цирка» в Соединенных Штатах были хоть сколько-нибудь искренними, то теперь они потеряли всякий смысл. Американский болельщик возненавидел «Ф-1», потому что «Ф-1» его обманула. Тони Джордж, владелец трассы в Индианаполисе, может начинать искать другие источники дохода, ибо заработать на гонке «Формулы-1» в Америке теперь будет очень сложно.

Но все-таки – что же произошло? И главное – КАК такое могло произойти?!

Только факты

Во время пятничных тренировок попали в аварию сразу два гонщика Toyota – Ральф Шумахер и тест-пилот Рикардо Зонта. И если второй отделался, как говорится, легким испугом, то первый по настоянию врачей отказался от участия в Гран-при США.

Авария Шумахера-младшего произошла в том же самом месте, где он разбился в прошлом году – а именно, на самом скоростном отрезке трассы, так называемом бэнкинге. Он представляет собой профилированный, как на большинстве американских овалов, участок трека, который пилоты проходят «в полный газ»; причем длится это более 20 секунд. Естественно, любая авария здесь может иметь самые серьезные последствия. Поэтому специалисты Toyota и Michelin сразу принялись выяснять, что же оказалось причиной обоих инцидентов.

В результате проведенных расследований стало ясно, что основная вина лежит на шинах – в официальном заявлении Michelin признала, что не может гарантировать безопасность гонщиков, которые будут использовать покрышки из данной партии. К чести французских шинников, они сделали все возможное, чтобы спасти положение: предупредили своих клиентов об опасности и специальным чартерным рейсом привезли в Индианаполис достаточное количество новых шин. Вопрос решен? Как бы не так!

Всегда есть два выхода

О том, что опасность кроется именно в шинах, стало известно лишь в субботу вечером, то есть после окончания квалификации. Если бы месяцем ранее FIA в очередной раз не изменила правила игры, отменив воскресную квалификационную сессию, проблемы не было бы вообще. Однако теперь, когда субботняя сессия осталась единственной зачетной квалификацией, машины прямо с нее отправляются в закрытый парк, где остаются в неприкосновенности до самого старта. И менять покрышки без вмешательства форс-мажорных обстоятельств с этого момента запрещено.

Michelin, признав свою вину, предложила два выхода из сложившейся ситуации. Первый – FIA могла счесть аварии Зонты и Шумахера форс-мажорными обстоятельствами и все же позволить клиентам французских шинников сменить покрышки. Второй – за ночь соорудить посреди бэнкинга стену из отработанных шин; создать искусственную шикану, медленный поворот, который вынуждал бы гонщиков сбрасывать скорость и снижал бы риск.

В принципе, и тот и другой варианты были вполне осуществимы, если бы не одно «но». Для принятия подобных решений необходимо согласие всех без исключения команд. Понятно, что клиенты Michelin в полном составе (а это семь команд – Renault, McLaren, Toyota, Williams, Red Bull, Sauber и BAR) выразили готовность поддержать любую из инициатив. Более того, семерка пригрозила FIA, что не примет участия в гонке, если меры по снижению риска не будут приняты. Дело оставалось за клиентами Bridgestone – точнее, за Ferrari, ибо Jordan и Minardi выразили свою лояльность к предложениям Michelin. И почему-то никто не удивился, когда Ferrari уперлась…

Нас – багато!

А что, интересно знать, сделали бы на месте «красных» вы? Начавшийся сезон грозил стать худшим за последние как минимум лет десять; причем в своих неудачах команда без обиняков обвиняла именно поставщика шин. И вот наконец к Гран-при Канады ситуация вроде бы стала улучшаться – пилоты Ferrari впервые оказались на подиуме вместе. Более того, и к следующей гонке, Гран-при США, Bridgestone подготовил отличные шины, которые наверняка позволили бы «красным» вновь бороться за подиум. Так какой смысл давать в руки соперникам лишний козырь? Если у них плохая резина, то это их проблемы – пусть едут медленно или, если хотят, не едут вообще!

Так или иначе, Ferrari не согласилась ни с одним из предложенных вариантов, настаивая на соблюдении правил и технического регламента. «О’кей», – отреагировала FIA и не стала ничего менять. «О’кей», – сказали клиенты Michelin и отказались от участия в гонке. Точнее, на старт прогревочного круга выехали все 20 машин, но, пройдя его, 14 из них свернули в боксы, где и остались. На стартовой же решетке выстроились лишь 6 болидов – помимо Ferrari это были пары Jordan и Minardi, решившие все же принять сторону своего поставщика резины, Bridgestone.

Камо грядеши?

Можно, я не буду рассказывать о гонке, в которой принимали участие эти шесть машин? Не стану в красках описывать борьбу Кристиана Альберса с Патриком Фризахером, не буду петь дифирамбы Тиаго Монтейро, который первый (и не исключено, что последний) раз в «формульной» карьере поднялся на подиум? Я даже не стану издеваться над пилотами Ferrari, которые и в этих условиях едва не умудрились столкнуться – Шумахер выезжал с пит-лейн, а Баррикелло не хотел ему уступать (хотя повод для иронии есть – Рубенс-то ехал по главной дороге, и наплевать, что Михаэль был для него «помехой справа»).

Я просто выскажу одну, пусть и довольно банальную мысль. Если люди, привыкшие раз в две недели рисковать своей жизнью, называют что-то – неважно, что! – «слишком опасным», значит, это «что-то» действительно опасно! И никакие игры, чемпионаты, очки и подиумы не стоят человеческой жизни. Семь команд поняли это. Три – нет. Пик скандала еще впереди.

 Статистика

Гран-при США, Индианаполис, 18-19 июня 2005 года
Проводится с 1959 года
Дистанция 306,016 км (73 круга по 4192 м)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:29.43,181 с, средняя скорость 204,648 км/ч)
Поул-позишн: Я. Трулли (1.10,625 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.11,497 с)
Рекорд круга в гонке: Р. Баррикелло (1.10,399 с, 2004 год)

 Чем уникальна эта гонка?

1. Никогда ранее на старте первого круга гонки не было так мало машин.
2. Никогда ранее на финиш не прибывали в полном составе все стартовавшие гонщики.
3. Никогда ранее команда Minardi не зарабатывала столько очков за одну гонку.

 Слухи стали явью

Информация, долго бродившая по паддоку «Ф-1» в качестве сплетни, наконец-то получила официальное подтверждение – компания BMW покупает контрольный пакет команды Sauber. Более того, в течение ближайших трех лет главный акционер Sauber, швейцарский банк Credit Suisse также уступит свои акции баварскому концерну. Это означает, что в самом ближайшем будущем BMW впервые в своей истории примет участие в «Формуле-1» как самостоятельная команда (до сих пор, напомним, роль концерна ограничивалась поставкой моторов).

Факт покупки особого удивления у специалистов не вызывает – ведь Sauber заслуженно считается одной из самых успешных частных команд в истории «Ф-1», располагающей отличным персоналом и современной аэродинамической трубой. Однако под вопросом продолжение сотрудничества BMW с командой Williams, которая сейчас пользуется баварскими моторами. В официальном заявлении, по крайней мере, об этом ничего определенного не сказано.

 Итоговые результаты Гран-при США
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
15Михаэль ШумахерFerrari F2005731:29.43,181
27Рубенс БаррикеллоFerrari F200573+ 01,522
317Тиаго МонтейроJordan EJ1572+ 1 круг
419Нарайн КартикеянJordan EJ1572+ 1 круг
518Кристиан АльберсMinardi PS0571+ 2 круга
620Патрик ФризахерMinardi PS0571+ 2 круга
71Ярно ТруллиToyota TF1050не стартовал
82Кими РайкконенMcLaren MP4-200не стартовал
93Дженсон БаттонBAR Honda 0070не стартовал
104Джанкарло ФизикеллаRenault R250не стартовал
116Фернандо АлонсоRenault R250не стартовал
128Такума СатоBAR Honda 0070не стартовал
139Марк УэбберWilliams FW270не стартовал
1410Фелипе МассаSauber C240не стартовал
1511Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-200не стартовал
1612Жак ВильневSauber C240не стартовал
1713Рикардо ЗонтаToyota TF1050не стартовал
1814Кристиан КлиенRed Bull RB10не стартовал
1915Ник ХайдфельдWilliams FW270не стартовал
2016Дэвид КултхардRed Bull RB10не стартовал

 Кубок конструкторов
1Команда СШАВсего
Renault0Позиция не изменилась76
2McLaren0Позиция не изменилась63
3Ferrari18Улучшение позиции63
4Williams0Ухудшение позиции47
5Toyota0Ухудшение позиции47
6Red Bull0Позиция не изменилась22
7Sauber0Позиция не изменилась12
8Jordan11Позиция не изменилась11
9Minardi7Улучшение позиции7
10BAR0Ухудшение позиции0

 Чемпионат пилотов (десятка)
1Пилот СШАВсего
Фернандо Алонсо0Позиция не изменилась59
2Кими Райкконен0Позиция не изменилась37
3Михаэль Шумахер8Улучшение позиции34
4Рубенс Баррикелло6Улучшение позиции29
5Ярно Трулли0Ухудшение позиции27
6Ник Хайдфельд0Ухудшение позиции25
7Марк Уэббер0Ухудшение позиции22
8Ральф Шумахер0Позиция не изменилась20
9Джанкарло Физикелла0Позиция не изменилась17
10Дэвид Култхард0Позиция не изменилась17

Владимир Некрасов
Фото AFP, Jordan и BMW