Если венгерская гонка стала первым в карьере триумфом Дженсона Баттона, то спустя три недели Гран-при Турции подарил нам очередного победителя-дебютанта – Фелипе Массу. Однако если Дженс шел к своему успеху на протяжении семи лет и 115 гонок, то Фелипе для достижения такого же результата потребовалось всего четыре сезона и 67 Гран-при.
| | Если венгерская гонка стала первым в карьере триумфом Дженсона Баттона, то спустя три недели Гран-при Турции подарил нам очередного победителя-дебютанта – Фелипе Массу. Однако если Дженс шел к своему успеху на протяжении семи лет и 115 гонок, то Фелипе для достижения такого же результата потребовалось всего четыре сезона и 67 Гран-при. |
Да и вообще, сходства у этих двух «дебютных» побед было гораздо меньше, чем различий. Вспомните: три недели назад Баттон стартовал 14-м; Масса же к своему триумфу отправился с поул-позишн. Британец победил в дождь, тогда как бразилец – под ярким турецким солнцем. Наконец, победа Дженсона в огромной степени была случайной (это после Гран-при Венгрии признали и сам гонщик, и его команда) и не отражала истинного состояния Honda. Фелипе же провел гонку сверхуверенно, не дав ни соперникам, ни напарнику ни единого шанса, и его небольшой отрыв на финише от преследователей объясняется лишь тем, что на последних кругах Масса решил поосторожничать и откровенно замедлился. Претензии же Ferrari на Кубок конструкторов после этой победы стали еще серьезнее – ведь от лидирующей пока что Renault «красных» теперь отделяют лишь жалкие два очка.
Когда маршалы спят
Еще одно отличие Венгрии от Турции: если три недели назад будущий победитель все время находился вплотную к эпицентру происшествий, то сейчас наиболее интересные события в гонке разворачивались далеко за спиной лидера. Взять хотя бы старт – для Фелипе он был весьма спокойным и даже скучным. А за ним… Михаэль Шумахер резко принял вправо, блокируя таким образом траекторию Алонсо; тот притормозил и, сам того не желая, «подрезал» своего напарника Физикеллу. Джанкарло ударил по тормозам, его машину развернуло, и в нее въехал превосходно стартовавший Хайдфельд. Дальнейшее обычно называют цепной реакцией…
Странно, что на данный инцидент никак не отреагировали маршалы трассы – в тот момент, когда надо было как минимум выпускать автомобиль безопасности, турецкие стюарды не вывесили даже желтых флагов. А ведь помимо болидов Джанкарло и Ника в стартовом завале оказались повреждены машины Сато, Монтейро, Спида и Райкконена! Особенно грустно было последнему – пробитая не без помощи соперника покрышка вынудила финна заезжать в боксы и фактически поставила крест на его турецких надеждах. Несмотря на это, Кими, сменив колесо, вернулся на трассу, но… лишь для того, чтобы тут же с нее улететь. Как оказалось, размотавшаяся резина повредила задние аэродинамические элементы, без которых управлять сверхмощной «формулой» практически нереально.
Круглые цифры Гран-при |
300000-й км дистанции McLaren 2500-е очко Bridgestone 1000-й круг Super Aguri 200-е очко Баттона 80-я победа с поула Ferrari |
|
|
Пять секунд
Лидеры же, благополучно избежав стартовых треволнений, спокойно продолжали гонку в том же порядке, в котором и стартовали. Впрочем, довольно скоро этому суждено было закончиться, и причиной перемен стал вылетевший с траектории болид Витантонио Лиуцци. На этот раз стюарды гонки почему-то решили выпустить на трассу пейс-кар, и, естественно, многие гонщики воспользовались этим для совершения своих дозаправок. Так поступили и в Ferrari; но, поскольку обслужить одновременно две машины невозможно, Михаэлю пришлось несколько секунд прождать у боксов, пока обслужат его лидировавшего напарника. И представьте, именно этих секунд механикам Алонсо хватило, чтобы заправить своего пилота и выпустить его на трассу не за спиной Шумахера, а впереди него!
Оказавшись третьим, Михаэль не потерял самообладания. Тактика чуть более поздней второй дозаправки виртуально позволяла ему вновь опередить Фернандо – но для этого нужно было проходить каждый круг без ошибок. К сожалению для «красных», Шумахеру это не удалось – на 28-м круге он ошибся, слишком широко зашел в поворот и потерял на этом порядка пяти секунд. После этого никакая тактика не могла спасти семикратного чемпиона – со своего второго пит-стопа он выехал вплотную за Алонсо, прессинговал его на протяжении оставшихся 15 кругов, но обойти так и не смог.
Цена вопроса
Возможно, борьба Алонсо и Шумахера и не стала самым ярким моментом Гран-при Турции. Наверняка кому-то больше понравились пикирования Баррикелло и Трулли в борьбе за восьмую позицию или сражение Кубицы и Уэббера за место – как выяснилось! – вне зачетной восьмерки. Но чем ближе финал чемпионата мира, тем больше внимания мы будем уделять двум пилотам-лидерам. Ведь каждый, пусть даже бесцветный Гран-при, проведенный Шумахером или Алонсо на первой позиции, будет стоить гораздо больше, чем самая яркая борьба в глубине пелотона…
История сравнивает |
Выиграв в Стамбуле, Фелипе Масса стал 97-м пилотом, на счету которого есть хотя бы одна победа в Ф-1. Однако несмотря на то, что выигрывать за рулем Ferrari не так уж сложно, Фелипе понадобилось для этого провести в красном болиде аж 14 гонок. Для сравнения – в 1996-м пришедший из Benetton Михаэль Шумахер победил уже в седьмой гонке за Ferrari. |
|
|
Статистика |
Гран-при Турции, Стамбул, 26-27 августа 2006 года Проводится с 2005 года Дистанция 309,356 км (58 кругов по 5378 м) Победитель гонки: Ф. Масса (1:28.51,082 с, средняя скорость 208,904 км/ч) Поул-позишн: Ф. Масса (1.26,907 с) Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.28,005 с) Рекорд круга в гонке: Х.-П. Монтойя (1.24.770 с, 2005 г.) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Турции |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 1 | Фелипе Масса | Ferrari F248 | 58 | 1:28.51,082 | 2 | 3 | Фернандо Алонсо | Renault R26 | 58 | + 05,575 | 3 | 2 | Михаэль Шумахер | Ferrari F248 | 58 | + 05,656 | 4 | 6 | Дженсон Баттон | Honda RA106 | 58 | + 12,334 | 5 | 11 | Педро де ла Роса | McLaren MP4-21 | 58 | + 45,908 | 6 | 4 | Джанкарло Физикелла | Renault R26 | 58 | + 46,594 | 7 | 15 | Ральф Шумахер | Toyota TF106B | 58 | + 59,337 | 8 | 13 | Рубенс Баррикелло | Honda RA106 | 58 | + 60,034 | 9 | 12 | Ярно Трулли | Toyota TF106B | 57 | + 1 круг | 10 | 9 | Марк Уэббер | Williams FW28 | 57 | + 1 круг | 11 | 10 | Кристиан Клиен | Red Bull RB2 | 57 | + 1 круг | 12 | 8 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.06 | 57 | + 1 круг | 13 | 17 | Скотт Спид | Toro Rosso STR01 | 57 | + 1 круг | 14 | 5 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.06 | 56 | + 2 круга. | 15 | 16 | Дэвид Култхард | Red Bull RB2 | 55 | + 3 круга | 16 | 22 | Кристиан Альберс | Midland M16 | 46 | Вылет | 17 | 21 | Такума Сато | Super Aguri SA06 | 41 | Не классиф. | 18 | 14 | Нико Росберг | Williams FW28 | 25 | Двигатель | 19 | 20 | Сакон Ямамото | Super Aguri SA06 | 23 | Вылет | 20 | 18 | Витантонио Лиуцци | Toro Rosso STR01 | 12 | Трансмиссия | 21 | 7 | Кими Райкконен | McLaren MP4-21 | 2 | Вылет | 22 | 19 | Тиаго Монтейро | Midland M16 | 1 | Столкновение |
|
| Чемпионат пилотов |
Пилот | Турция | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 8 | 108 | 2 | Михаэль Шумахер | 6 | 96 | 3 | Фелипе Масса | 10 | 62 | 4 | Джанкарло Физикелла | 3 | 52 | 5 | Кими Райкконен | 0 | 49 | 6 | Дженсон Баттон | 5 | 36 | 7 | Хуан-Пабло Монтойя | 0 | 26 | 8 | Рубенс Баррикелло | 1 | 22 | 9 | Ник Хайдфельд | 0 | 19 | 10 | Ральф Шумахер | 2 | 18 |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Турция | Всего | 1 | Renault | 11 | 160 | 2 | Ferrari | 16 | 158 | 3 | McLaren/Mercedes | 4 | 89 | 4 | Honda | 6 | 58 | 5 | Toyota | 2 | 28 | 6 | BMW Sauber/BMW | 0 | 26 | 7 | Red Bull/Ferrari | 0 | 16 | 8 | Williams/Cosworth | 0 | 10 | 9 | Toro Rosso/Cosworth | 0 | 1 | 10 | Midland/Toyota | 0 | 0 | 11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и команд-участниц