X

Формула-1. Гран-при Турции: Стамбул – город контрастов

Как ни крути, но первое, что приходит в голову при слове «Стамбул» – бессмертная фраза из «Бриллиантовой руки». Аналогия становится полной, если вспомнить, что «Формула-1», как и Семен Семеныч Горбунков, прибыла в Турцию впервые.

Как ни крути, но первое, что приходит в голову при слове «Стамбул» – бессмертная фраза из «Бриллиантовой руки». Аналогия становится полной, если вспомнить, что «Формула-1», как и Семен Семеныч Горбунков, прибыла в Турцию впервые.

Как ни крути, но первое, что приходит в голову при слове «Стамбул» – бессмертная фраза из «Бриллиантовой руки». Аналогия становится полной, если вспомнить, что «Формула-1», как и Семен Семеныч Горбунков, прибыла в Турцию впервые.

Впрочем, нас, в отличие от героев Никулина и Миронова, в турецком мегаполисе интересуют не памятники старины или котрабандное золото, а автодром, построенный неподалеку от Стамбула по проекту… конечно же, архитектора Германа Тильке. Именно он разрабатывал все новые трассы «Формулы-1»: Малайзия, Бахрейн, Китай, а также перепроектированный Хоккенхаймринг. Однако, как единодушно отметили практически все гонщики, при постройке турецкой трассы Тильке превзошел самое себя. Трасса получилась такой же широкой, как, например, «Сахир» или «Сепанг», однако в силу особенностей рельефа местности она изобилует подъемами и спусками, что делает ее похожей на бельгийскую Спа. Интересная конфигурация в сочетании с «неправильным» направлением движения (Турция стала третьей после Бразилии и Сан-Марино страной, где гонка «Ф-1» идет против часовой стрелки) вполне естественно вызвала неподдельное восхищение пилотов.

Однако у любой медали есть и оборотная сторона. Из-за сложного рельефа трассы порывы ветра, и так весьма значительно влияющие на поведение болидов, приобрели тут архиважное значение. К примеру, именно сильный попутный (!) ветер испортил квалификационный круг Дженсону Баттону, который, претендуя на место в первой пятерке, вынужден был стартовать лишь 13-м. На воздушные потоки жаловались и пилоты Ferrari – Рубенс Баррикелло, уходящий в следующем сезоне в BAR, смог показать лишь 11-й результат; а Михаэль Шумахер и вовсе вылетел с трассы и был вынужден довольствоваться предпоследним местом на стартовой решетке. Кстати, занявший последнюю позицию Такума Сато также ошибся в одном из поворотов – возможно, без ветра не обошлось и тут.

Шьорт побьери!

Естественно, всем этим пилотам пришлось прорываться вперед по ходу гонки, что положительно сказалось на ее зрелищности. Взять хотя бы Баттона – он последовательно обогнал Баррикелло, обоих пилотов Red Bull и Ярно Трулли, став в итоге пятым. Что ж, учитывая, что BAR набирает форму, вполне понятно желание Дженсона остаться в этой команде еще на сезон. Единственная загвоздка – контракт на 2006 год с Williams, который Баттон активно пытается оспорить.

А Williams явно не в форме. Неплохие результаты Хайдфельда и Уэббера в квалификации обернулись полным провалом в гонке. Судя по всему, в погоне за скоростью инженеры «сине-белых» пошли на неоправданный риск, то ли слишком сильно понизив давление в задних покрышках, то ли аэродинамически перегрузив заднюю ось. В итоге каждый из пилотов Williams дважды получил прокол правой задней шины (немудрено, что на трассе, изобилующей левыми поворотами, сильнее всего нагружается именно она). Естественно, и тот и другой сошли досрочно; но Ник сделал это «без шуму и пыли», а вот Марк отличился.

Хоть и редко, но в «Формуле-1» бывают ситуации, когда пилот, отстающий на круг, по ходу гонки обгоняет идущих впереди, возвращаясь таким образом в один круг с ними. Именно это пытался сделать на 16-м круге Уэббер с идущим гораздо медленнее его Шумахером-старшим. Вернувшись на трассу после замены покрышки, Марк решил обогнать Михаэля, но получил жесткий отпор. После непродолжительной схватки пилоты столкнулись и вскоре, хоть и не одновременно, но закончили гонку. Случай, казалось бы, ерундовый, но странный. Зачем было Михаэлю столь жестко обороняться – ведь Марк, повторимся, обгонял его, всего лишь возвращаясь в тот же круг? Австралиец все равно не смог бы отыграть этот круг и в любом случае оказался в итоговом протоколе ниже немца! Так какой же смысл в подобной «обороне»?

Облико морале?

Довольно разговоров о середняках – ведь, как это ни печально, вчерашние лидеры Ferrari и Williams обретаются ныне именно в середине пелотона. Борьбу же за победу в Турции, как повелось в последнее время, вели пилоты Renault и MacLaren. Точнее, борьбу за подиум – поскольку относительно фамилии победителя сомнений практически не было. Лишь на несколько метров дистанции Кими Райкконен утратил лидерство – это произошло сразу же после старта, когда его блестяще обогнал Физикелла. Впрочем, уже к концу первого круга Кими предпринял стремительную контратаку и вернул себе первое место – как говорится, раз и навсегда.

Джанкарло же в дальнейшем позиции только терял. Сначала он по приказу из боксов пропустил вперед своего напарника Алонсо (поправьте меня, если я ошибаюсь, но если это не запрещенная правилами «командная тактика», то что тогда?). А затем во время пит-стопа Физикеллы традиционно замешкались заправщики, и Физико лишился даже подиума, уступив третью позицию Хуану-Пабло Монтойе. Странно, что невезучего итальянца не опередил еще и прорывавшийся наверх Баттон…

Чтобы закончить рассказ об этой гонке, отметим еще двух пилотов даже не второго, а третьего эшелона. Роберт Доорнбос, проводящий за Minardi всего лишь третью гонку в карьере, сумел опередить оба болида Jordan; причем те не испытывали никаких технических проблем! То есть в данном случае речь идет о чистой скорости, и она у Minardi, как ни странно, выше. Впрочем, свое достоинство есть и у Jordan – вот уже четырнадцать гонок проводит без сходов с дистанции Тиаго Монтейро! О такой надежности могут только мечтать абсолютно все остальные пилоты нынешней «Формулы-1».

Ай-лю-лю – потом

Итак, за пять этапов до конца чемпионата стало вполне очевидно, что претендентов на титул только двое. Теоретически шансы, конечно, есть и у Михаэля Шумахера, однако в то, что он выиграет четыре из пяти оставшихся гонок (при этом ни Алонсо, ни Райкконен не наберут в них ни единого очка), как-то не очень верится. Таким образом, остаются Кими и Фернандо, Фернандо и Кими… Кто кого? С точки зрения скорости предпочтительнее выглядит McLaren, но вот с надежностью у «серебристых» туговато. В то же время Алонсо стабильно финиширует на подиумах, в силу этого обстоятельства сократить

24-очковое отставание Райкконену будет не так уж просто. Впрочем, произойти может все что угодно, и начинать праздновать победу Фернандо лично я пока бы не стал…

 Статистика

Гран-при Турции, Стамбул, 20-21 августа 2005 года
Проводится впервые
Дистанция 309,396 км (58 кругов по 5338 м)
Победитель гонки: К. Райкконен (1:24.34,454 с, средняя скорость 219,496 км/ч)
Поул-позишн: К. Райкконен (1.26,797 с)
Быстрейший круг в гонке: Х-П. Монтойя (1.24,770 с)
Рекорд круга в гонке: Х-П. Монтойя (1.24,770 с, 2005 год)

 Кубок конструкторов
Команда ТурцияВсего
1Renault13130
2McLaren16121
3Ferrari086
4Toyota371
5Williams052
6Red Bull327
7BAR424
8Sauber014
9Jordan011
10Minardi07

 Чемпионат пилотов (десятка)
ПилотТурцияВсего
1Фернандо Алонсо895
2Кими Райкконен1071
3Михаэль Шумахер055
4Ярно Трулли342
5Хуан-Пабло Монтойя640
6Джанкарло Физикелла535
7Ральф Шумахер032
8Рубенс Баррикелло031
9Ник Хайдфельд028
10Марк Уэббер024

 Итоговые результаты Гран-при Турции
Поз.Местона стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
11Кими РайкконенMcLaren MP4-20581:24.34,454
23Фернандо АлонсоRenault R2558+ 18,609
34Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-2058+ 19,635
42Джанкарло ФизикеллаRenault R2558+ 37,973
513Дженсон БаттонBAR Honda 00758+ 39,304
65Ярно ТруллиToyota TF10558+ 55,420
712Дэвид КултхардRed Bull RB158+ 69,296
810Кристиан КлиенRed Bull RB158+ 71,622
920Такума СатоBAR Honda 00758+ 109,987
1011Рубенс БаррикеллоFerrari F200557+ 1 круг
1116Жак ВильневSauber C2457+ 1 круг
129Ральф ШумахерToyota TF10557+ 1 круг
1317Роберт ДоорнбосMinardi PS0555+ 3 круга
1418Нарайн КартикеянJordan EJ1555+ 3 круга
1514Тиаго МонтейроJordan EJ1555+ 3 круга
1615Кристиан АльберсMinardi PS0548Не квалиф.
1719Михаэль ШумахерFerrari F200532Не квалиф.
186Ник ХайдфельдWilliams FW2729Покрышка
198Фелипе МассаSauber C2428Двигатель
207Марк УэбберWilliams FW2720Покрышка

Владимир Некрасов
Фото AFP и Toyota