X

«Формула-1». Гран-при Великобритании: Тихие игры

Скандал, вызванный событиями Гран-при США, потихоньку затух; теракты в Лондоне и вовсе отвлекли внимание общественности от «Формулы-1»… И хотя на автодроме «Сильверстоун» был установлен новый рекорд посещаемости, сама гонка получилась какой-то уж очень спокойной и тихой.

Скандал, вызванный событиями Гран-при США, потихоньку затух; теракты в Лондоне и вовсе отвлекли внимание общественности от «Формулы-1»… И хотя на автодроме «Сильверстоун» был установлен новый рекорд посещаемости, сама гонка получилась какой-то уж очень спокойной и тихой.

Скандал, вызванный событиями Гран-при США, потихоньку затух; теракты в Лондоне и вовсе отвлекли внимание общественности от «Формулы-1»… И хотя на автодроме «Сильверстоун» был установлен новый рекорд посещаемости, сама гонка получилась какой-то уж очень спокойной и тихой.

Впрочем, подавленное настроение пилотов и болельщиков – лишь одна из причин того, что мы стали свидетелями далеко не самой интересной гонки. Другая, гораздо более объективная причина – сам автодром «Сильверстоун». Обладая богатейшей гоночной историей (чего стоит хотя бы тот факт, что именно здесь 55 лет назад состоялся самый первый, инаугурационный Гран-при «Формулы-1»), трасса отнюдь не может похвастать интересной конфигурацией. Вспомните, где обычно любят атаковать друг друга пилоты нынешней «Формулы-1»? Правильно, на входе в медленный поворот в конце скоростной прямой, пытаясь при этом опередить соперника за счет более позднего торможения. Такие места есть в Малайзии, в Канаде, во Франции; они есть на многих трассах, но в Сильверстоуне их нет. Таким образом, если только в расклад не вмешивается погода, рассчитывать на красивую борьбу в Британии не приходится.

Ввиду же того, что обгоны здесь крайне затруднены, особый вес приобретает результат в квалификации. Именно поэтому практически все гонщики выехали на нее с наполовину заполненными баками, надеясь занять как можно более высокое место на стартовой решетке, а затем провести гонку с двумя дозаправками. Один лишь Рубенс Баррикелло решил соригинальничать, заправившись меньше других и выбрав тактику трех пит-стопов. Сразу скажем – ничего хорошего это ему не принесло. Да, в квалификации Рубиньо опередил своего титулованного напарника на целых четыре позиции, однако по ходу гонки лишний визит в боксы свел на нет все его преимущество, и финишировал Баррикелло седьмым, как раз за спиной Шумахера-старшего. Остальные же пилоты, повторимся, ехали с двумя дозаправками, и полюбоваться какими-то тактическими изысками, как это было, например, неделю назад во Франции, нам не удалось.

Коротко о главном

С учетом всего вышесказанного становится понятно, почему судьба заезда решилась фактически на старте – и вновь главными героями стали гонщики McLaren. Стоявший третьим Хуан-Пабло Монтойя наконец-то напомнил всем, за что он получил прозвище «колумбийский ураган». Блестяще отреагировав на сигнал светофора, он уже к середине первого круга смог обойти не только традиционно замешкавшегося Баттона, но и славящегося своими стартами обладателя поул-позишн Алонсо. И хотя в дальнейшем Хуан-Пабло не смог оторваться от Фернандо так, как это вышло во Франции у самого Алонсо, сомнения относительно личности победителя Гран-при возникли лишь однажды. Первый пит-стоп Монтойи состоялся чуть раньше, чем дозаправка Алонсо; за счет этого испанец, казалось, смог нагнать колумбийца. Выезжая из боксов, Фернандо оказался практически бок-о-бок с Хуаном-Пабло, однако тот жестко защитил свою позицию и остался лидером гонки. Вторая серия пит-стопов прошла намного спокойнее, и Монтойя одержал наконец-то первую в сезоне и первую в форме McLaren победу.

А вот напарнику Хуана-Пабло, Кими Райкконену, пришлось гораздо труднее – еще на тренировке у него опять, второй раз подряд, отказал мотор. Замена двигателя вновь повлекла за собой потерю десяти позиций, и Кими, показавший в квалификации второе время, был вынужден стартовать двенадцатым. Впрочем, финну не привыкать – уже к концу первого круга он стал восьмым, последовательно обогнав Уэббера, Вильнева и Шумахера-младшего (Сато устранился самостоятельно, когда его болид заглох на прогревочном круге).

Однако дальнейшего прорыва наверх не последовало, так как перед Кими оказались Михаэль Шумахер и явно сдерживающий его Ярно Трулли. И тут во всей красе проявил себя «Сильверстоун». На любой (или почти любой!) другой трассе мы бы давно уже увидели либо три обгона, либо два вылета, либо и то, и другое. Здесь же вся троица гуськом преодолевала круг за кругом, лишь изредка обозначая вялые попытки прессинговать друг друга. Положение изменилось только после первой волны пит-стопов, когда Райкконен, «пересидев» своих соперников на трассе, вырвался-таки на оперативный простор. На недостаток скорости Кими никогда не жаловался, поэтому во время второй волны дозаправок его жертвами аналогичным образом пали Баттон и Физикелла. Вот так, довольно неожиданно, McLaren впервые в сезоне занял два места в призовой тройке. Алонсо же продолжил серию блестящих выступлений, поднявшись на подиум в восьмой раз за одиннадцать гонок.

Проекция сезона

На этом рассказ о Гран-при Великобритании можно было бы и закончить, но… Вы заметили, насколько точно эта гонка отразила положение дел в нынешнем чемпионате? Совпадение просто невероятное; впрочем, судите сами.

Первые четыре места заняли пилоты McLaren и Renault; судя по всему, именно они поведут борьбу за чемпионскую корону и Кубок Конструкторов. Вынося за скобки Монтойю и Физикеллу, которые пока никак не могут найти себя в новых командах, получаем небольшое превосходство Алонсо над Райкконеном – как в гонке, так и в чемпионате.

Далее следует группа из трех команд – Ferrari, BAR и Toyota. «Красные», похоже, достигли максимума в развитии своей машины – отсюда и странные тактические просчеты, и недостаток скорости, и нехватка надежности. BAR, провалив начало чемпионата, оправилась от дисквалификации и постепенно возвращается в первую пятерку, однако говорить о повторении прошлогоднего успеха уже не приходится. Toyota же, наоборот, блестяще начала сезон, но несколько потеряла темп. В итоге каждый из шести пилотов этих команд способен «выстрелить» в квалификации, но не может тягаться с лидерами в гонке – именно так было и в Сильверстоуне.

Следующие три команды – типичные середняки Sauber, Red Bull и, как ни печально, Williams. Для швейцарцев их нынешняя позиция довольно привычна; Red Bull и так прыгнула выше головы, уже сейчас добившись гораздо больших успехов, чем ее предшественница Jaguar. А с Williams происходит что-то странное – если еще полтора месяца назад Хайдфельд и Уэббер вдвоем финишировали на подиуме, то теперь они точно такой же слетанной парой спикировали к середине второго десятка. Причем загадочный спад полностью совпал с решением BMW стать владельцем Sauber, что практически равносильно разрыву баварцев с Williams. Совпадение? Ох, не думаю…

И, наконец, вечные аутсайдеры – Jordan и Minardi. Среди четверки этих пилотов особняком стоит португалец Тиаго Монтейро, единственный в пелотоне, кто смог финишировать во всех одиннадцати гонках нынешнего сезона. Остальные трое обречены бороться между собой – и кстати, все чаще эту борьбу (как минимум в квалификациях) выигрывают гонщики Minardi. Вот и в Сильверстоуне единственным автомобилем, покинувшим трассу досрочно, стал Jordan Нарайна Картикеяна. Есть о чем задуматься Алексу Шнайдеру, зимой ставшему владельцем «первой российской команды «Формулы-1»…

 Статистика

Гран-при Великобритании, Сильверстоун, 9-10 июля 2005 г.
Проводится с 1950 года
Дистанция 308,355 км (60 кругов по 5141 м)
Победитель гонки: Х.-П. Монтойя (1:24.29,588 с, средняя скорость 218,968 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Алонсо (1.19,905 с)
Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.20,502 с)
Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.18,739 с, 2004 год)

 Кубок Конструкторов
1Команда БританияВсего
Renault13Позиция не изменилась102
2McLaren16Позиция не изменилась87
3Ferrari5Позиция не изменилась74
4Toyota1Позиция не изменилась54
5Williams0Позиция не изменилась47
6Red Bull0Позиция не изменилась22
7Sauber0Позиция не изменилась13
8Jordan0Позиция не изменилась11
9BAR4Улучшение позиции9
10Minardi0Ухудшение позиции7

 Чемпионат пилотов (десятка)
1Пилот БританияВсего
Фернандо Алонсо8Позиция не изменилась77
2Кими Райкконен6Позиция не изменилась51
3Михаэль Шумахер3Позиция не изменилась43
4Рубенс Баррикелло2Улучшение позиции31
5Ярно Трулли0Ухудшение позиции31
6Хуан-Пабло Монтойя10Улучшение позиции26
7Джанкарло Физикелла5Улучшение позиции25
8Ник Хайдфельд0Ухудшение позиции25
9Ральф Шумахер1Ухудшение позиции23
10Марк Уэббер0Ухудшение позиции22

 Итоговые результаты Гран-при Великобритании
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
13Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-20601:24.29,588
21Фернандо АлонсоRenault R2560+ 02,739
312Кими РайкконенMcLaren MP4-2060+ 14,463
46Джанкарло ФизикеллаRenault R2560+ 17,914
52Дженсон БаттонBAR Honda 00760+ 40,264
69Михаэль ШумахерFerrari F200560+ 75,322
75Рубенс БаррикеллоFerrari F200560+ 76,576
88Ральф ШумахерToyota TF10560+ 79,212
94Ярно ТруллиToyota TF10560+ 80,851
1016Фелипе МассаSauber C2459+ 1 круг
1111Марк УэбберWilliams FW2759+ 1 круг
1214Ник ХайдфельдWilliams FW2759+ 1 круг
1313Дэвид КултхардRed Bull RB159+ 1 круг
1410Жак ВильневSauber C2459+ 1 круг
1515Кристиан КлиенRed Bull RB159+ 1 круг
167Такума СатоBAR Honda 00758+ 2 круга
1720Тиаго МонтейроJordan EJ1558+ 2 круга
1818Кристиан АльберсMinardi PS0557+ 3 круга
1919Патрик ФризахерMinardi PS0556+ 4 круга
2017Нарайн КартикеянJordan EJ1510Электрика

Владимир Некрасов
Фото AFT и команд-участниц