Сюжет и развязка Гран-при Японии были достойны пера О. Генри, Стивена Кинга и сэра Артура Конан Дойла. Комедия, триллер и детектив – три в одном! Еще в субботу, когда посреди квалификации пошел сильный дождь, стало понятно, что гонка получится незаурядной.
|
Круг предпоследний закончили воины в шлемах – Битва жестокая только сильней разгорелась. Финский расчет победил итальянскую дерзость… Современное японское хокку |
|
|
Сюжет и развязка Гран-при Японии были достойны пера О. Генри, Стивена Кинга и сэра Артура Конан Дойла. Комедия, триллер и детектив – три в одном! Еще в субботу, когда посреди квалификации пошел сильный дождь, стало понятно, что гонка получится незаурядной. Последним, кому удалось показать более или менее приличное время на круге, стал Джанкарло Физикелла; остальные же гонщики, выехавшие вслед за Физико, стали жертвами водной стихии. В итоге лидеры чемпионата – Алонсо, Райкконен и Монтойя – смогли занять лишь 16-ю, 17-ю и 18-ю стартовые позиции соответственно. Завязка что надо, не находите? Впрочем, до кульминации было еще далеко…
Крадущийся Таку
Главным героем первой трети гонки стал, бесспорно, Такума Сато. Видимо, слегка «перегорев» под грузом ответственности (все-таки домашняя трасса!), японец на первом же круге ошибся с выбором траектории и вылетел в гравий, подняв облако пыли. Въехавший в это облако Рубенс Баррикелло буквально «ослеп» и также оказался на обочине, где его ткнул в заднее левое колесо возвращавшийся на трассу Сато. Естественно, гонка для обоих пилотов была потеряна – замена колеса у бразильца и переднего спойлера у японца отбросили их в самый хвост пелотона. Отметим, что последний «формульный» самурай и на этом не успокоился, восемью кругами позже буквально протаранив шедшего перед ним Трулли. «Увидев Сато в зеркалах, я понял, что обречен» – так впоследствии прокомментировал аварию расстроенный Ярно. Пилота Toyota можно понять – ведь для него гонка закончилась, тогда как его обидчик сумел остаться на трассе! Впрочем, Такуме это не помогло – вышеописанный инцидент не остался без внимания судей, которые после окончания гонки аннулировали результат Сато.
Возвращаясь же к первому кругу, упомянем еще и вылет Монтойи, который в борьбе с Жаком Вильневом слишком широко зашел в поворот и закончил гонку в отбойнике. Жак, кстати, после финиша также был наказан стюардами – правда, в отличие от Такумы, ему всего лишь добавили 25 штрафных секунд. Прямо скажем, на результате Вильнева это не отразилось – канадец как был за пределами зачетной восьмерки, так там и остался. А вот Монтойя, досрочно покинув гонку, резко ухудшил шансы своей команды на завоевание Кубка конструкторов.
Впрочем, из всех этих событий кое-кто сумел извлечь и пользу. Так, благодаря упомянутым авариям, появлению на трассе пейс-кара и последовавшему за этим рестарту чемпион и вице-чемпион нынешнего сезона прорвались на 8-ю и 11-ю позиции соответственно. Лидерами же гонки по окончании первого десятка кругов оставались завоевавший первый в составе Toyota поул Ральф Шумахер и вырвавшийся еще на старте на вторую позицию Физикелла.
Затаившийся Кими
Впрочем, лидерство Ральфа длилось недолго – как оказалось, Toyota предложила своему гонщику тактику трех дозаправок. Решение смелое, но абсолютно бестолковое – если после первого пит-стопа Шумахер-младший хотя бы остался в тройке лидеров, то вторая и третья дозаправки отбросили его аж на восьмое место, откуда он так и не выбрался. Пелотон же тем временем возглавил Физикелла, который, имея преимущество в скорости перед всеми конкурентами, за исключением Райкконена и Алонсо, мог до поры до времени чувствовать себя спокойно.
Тем более что Райкконен-то плотно завяз в середине пелотона. И, что интересно, финн, казалось, никуда особенно не торопился – как выяснится впоследствии, у него был свой план на эту гонку. Гораздо ярче и агрессивнее вел себя Алонсо. Сбросив с плеч довлевший над ним груз ответственности за чемпионский титул, испанец вновь продемонстрировал те черты, за которые его и полюбили миллионы зрителей, – скорость и храбрость. Фернандо отчаянно обогнал Кристиана Клиена, срезав при этом шикану, затем пропустил его вперед, чтобы избежать наказания за срезку, повторно – теперь уже чисто! – обогнал Клиена, а затем одолел и Михаэля Шумахера… Правда, после этого Нандо свернул на пит-стоп и разом откатился за спину Райкконена. Кими же, в свою очередь нагнавший Красного Барона, лишь раз обозначил намерение обойти его, а затем успокоился и стал выжидать…
Растерявшийся Физи
Чего ждал Райкконен, стало ясно на первом пит-стопе, куда пилоты McLaren и Ferrari заехали одновременно на 26-м круге. Дозаправка Кими длилась на пару секунд дольше, чем Михаэля, однако скорость McLaren от этого нисколько не упала. Напротив, через три круга после пит-стопа двукратный вице-чемпион мира сумел-таки обогнать семикратного чемпиона и наконец-то получил в свое распоряжение чистый трек. Резко взвинтив темп и поставив по ходу дела новый рекорд трассы, Райкконен бросился догонять тройку лидеров, которую на тот момент составляли Физикелла, Баттон и Уэббер. На 45-м круге, до предела оттянув второй визит в боксы, Райкконен опередил и Марка, и Дженсона. До финиша оставалось 8 кругов, до лидировавшего Физико – 5 секунд. И Кими устремился в атаку…
Что это была за погоня! Невозможно описать словами ту страсть, с которой всегда спокойный и рассудительный Райкконен проходил каждый поворот, да что там поворот – каждый метр дистанции! Отыгрывая примерно по секунде на круге, финн приблизился к итальянцу на расстояние атаки, когда до финиша оставалось всего ничего. Учитывая, что практически единственную реальную возможность для обгона на «Сузуке» предоставляет правый поворот в конце прямой старт – финиш, у Кими оставалось всего-навсего две попытки. Первую Джанкарло отбил, а вот вторую… Вторую не сумел. В принципе, Физи все сделал правильно – следя за соперником по зеркалам заднего вида, он закрыл внутреннюю траекторию входа в желанный поворот. Но болидом Кими в этот день управляла сама Фортуна – и, резко бросив McLaren влево, Райкконен еле заметно притормозил, вошел в вираж по внешней траектории, добавил газу на апексе и оказался впереди соперника! А через минуту перед носом «серебристой стрелы» взметнулся клетчатый флаг…
Дальнейшее, как говорится, – молчанье. Отчаянный финишный спурт Кими не позволил McLaren удержать лидерство в Кубке конструкторов, но хотя бы сделал минимальным отрыв. Теперь команды разделяет всего два очка; и самое обидное, что эта статья попадет к вам в руки, когда чемпионат уже закончится – ведь последний Гран-при сезона пройдет на трассе в Шанхае через неделю…
Статистика |
Гран-при Японии, «Сузука», 8-9 октября 2005 года Проводится с 1976 года Дистанция 307,573 км (53 круга по 5807 м) Победитель гонки: К. Райкконен (1:29.02,212 с, средняя скорость 207,266 км/ч) Поул-позишн: Р. Шумахер (1.46,106 с) Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.31,540 с) Рекорд круга в гонке: К. Райкконен (1.31,540 с, 2005 год) |
|
|
| Итоговые результаты Гран-при Японии |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 17 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 53 | 1:29.02,212 | 2 | 3 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 53 | + 01,633 | 3 | 16 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 53 | + 17,456 | 4 | 7 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 53 | + 22,274 | 5 | 2 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 53 | + 29,507 | 6 | 6 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 53 | + 31,601 | 7 | 14 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 53 | + 33,879 | 8 | 1 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 53 | + 49,548 | 9 | 4 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 53 | + 51,925 | 10 | 10 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 53 | + 57,509 | 11 | 9 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 53 | + 60,633 | 12 | 8 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 53 | + 83,221 | 13 | 20 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15B | 52 | + 1 круг | 14 | 15 | Роберт Доорнбос | Minardi PS05 | 51 | + 2 круга | 15 | 11 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15B | 51 | + 2 круга | 16 | 13 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 49 | + 4 круга | 17 | 5 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 52 | Дисквал. | 18 | 12 | Антонио Пиццония | Williams FW27 | 9 | Вылет | 19 | 19 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 9 | Столкновение | 20 | 18 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 0 | Вылет |
|
| Кубок конструкторов |
1 | Команда | Япония | Всего | Renault | 14 | Улучшение позиции | 176 | 2 | McLaren | 10 | Ухудшение позиции | 174 | 3 | Ferrari | 2 | Позиция не изменилась | 100 | 4 | Toyota | 1 | Позиция не изменилась | 82 | 5 | Williams | 5 | Позиция не изменилась | 64 | 6 | BAR | 4 | Позиция не изменилась | 37 | 7 | Red Bull | 3 | Позиция не изменилась | 30 | 8 | Sauber | 0 | Позиция не изменилась | 17 | 9 | Jordan | 0 | Позиция не изменилась | 12 | 10 | Minardi | 0 | Позиция не изменилась | 7 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
1 | Пилот | Япония | Всего | Фернандо Алонсо | 6 | Позиция не изменилась | 123 | 2 | Кими Райкконен | 10 | Позиция не изменилась | 104 | 3 | Михаэль Шумахер | 2 | Улучшение позиции | 62 | 4 | Хуан-Пабло Монтойя | 0 | Ухудшение позиции | 60 | 5 | Джанкарло Физикелла | 8 | Позиция не изменилась | 53 | 6 | Ярно Трулли | 0 | Позиция не изменилась | 43 | 7 | Ральф Шумахер | 1 | Улучшение позиции | 39 | 8 | Рубенс Баррикелло | 0 | Ухудшение позиции | 38 | 9 | Дженсон Баттон | 4 | Позиция не изменилась | 36 | 10 | Марк Уэббер | 5 | Позиция не изменилась | 34 |
|
Владимир Некрасов
Фото EPA/UPG, AFP и DaimlerChrysler