Как и год, и два назад Panasonic Toyota Racing первой среди команд Формулы-1 провела презентацию своей боевой машины образца 2007 года. Впрочем, на этот раз событие носило скорее деловой, чем развлекательный характер.
Как и год, и два назад Panasonic Toyota Racing первой среди команд Формулы-1 провела презентацию своей боевой машины образца 2007 года. Впрочем, на этот раз событие носило скорее деловой, чем развлекательный характер.
| | Как и год, и два назад Panasonic Toyota Racing первой среди команд Формулы-1 провела презентацию своей боевой машины образца 2007 года. Впрочем, на этот раз событие носило скорее деловой, чем развлекательный характер. |
Mинувший год не принес Toyota особых поводов для веселья. Уже после первых гонок стало ясно, что выполнить задачи, озвученные на старте сезона, не удастся. Машина страдала отсутствием надежности – именно эта проблема по ходу сезона лишила команду многих зачетных очков. Подиум Ральфа Шумахера в Австралии (шестой в истории команды и последний на сегодня) был скорее случайным, чем закономерным. Оргвыводы последовали незамедлительно – Toyota рассталась с техническим директором Майком Гаскойном, поручив работу над шасси французскому инженеру Паскалю Васселону. Именно под его руководством в июле 2006 года началась разработка совершенно нового болида Toyota TF107, который мы и увидели впервые на презентации в Кельне.
Старое и новое
Две ключевые характеристики новой машины на первый взгляд противоречат друг другу: Toyota TF107 консервативна и в то же время абсолютно нова. С одной стороны, Toyota – единственная в пелотоне команда, начинающая новый сезон с теми же моторами, поставщиком резины и боевыми пилотами, что и год назад. С другой – концепция, заложенная Гаскойном в прошлогоднюю TF106, не получила своего развития. «TF107 уникальна, – говорит Васселон. – Работа над ее созданием шла параллельно с процессом совершенствования TF106, но это совершенно разные машины. Главное отличие заключается в том, что мы сдвинули вперед двигатель и коробку передач, стараясь добиться при этом максимальной аэродинамической эффективности».
Что ж, говорить о том, удалось ли это Васселону, пока рано – боевой аэродинамический пакет появится на машине по окончании предсезонных тестов, то есть непосредственно накануне старта первого Гран-при 2007 года. Однако уже сейчас ясно, что основная нагрузка – и ответственность! – ложится именно на плечи Паскаля. Почему? Очень просто. Новый регламент FIA запрещает в течение ближайших четырех сезонов вносить какие-либо радикальные изменения в конструкцию формульных двигателей – следовательно, работы у главного моториста команды Луки Марморини явно поубавится. Вспомним также, что отныне обороты всех формульных двигателей принудительно ограничены на отметке 19000 об/мин. Кроме того, уход из Ф-1 шинной компании Michelin означает, что в отношении резины все команды теперь также находятся в равных условиях – а значит, шинные тесты также утратят былую напряженность (тем более что их количество жестко ограничено). Вот и получается, что при прочих равных преимущество той или иной машине в первую очередь смогут дать аэродинамика и точные настройки шасси. А это как раз по части мсье Васселона…
Работа над ошибками
Презентация Toyota TF107 недвусмысленно показала: ошибки 2006 года учтены. Никто не делает громких заявлений; главные задачи – добиться максимальной надежности машины и одержать наконец первую победу в Формуле-1. Все ключевые фигуры в менеджменте команды остались на своих постах, и громких увольнений больше не предвидится. Радует стабильностью и пилотский состав – третий сезон подряд болиды Toyota поведут в бой Ярно Трулли (с ним подписан новый трехлетний договор) и Ральф Шумахер (его контракт в стадии обсуждения). Единственное изменение – на должности третьего пилота команды ветерана Рикардо Зонту сменил француз Франк Монтаньи, знакомый болельщикам по тестам Renault и нескольким Гран-при, проведенным в 2006 году в составе Super Aguri. В целом же Toyota старательно придерживается кайзена – японского пути поступательного развития, который на все сто оправдал себя в производстве серийных автомобилей. Будет ли он столь же успешным в Формуле-1, покажет время.
Scuderia Ferrari Marlboro |
Экстравагантная Ferrari поразила всех: на презентации нового, 53-го по счету формульного болида F2007 самой машины… не было! Журналистам выдали лишь короткие технические пресс-релизы да компакт-диски с фотографиями. Впрочем, на пресс-конференции были представлены люди, занявшие ключевые должности в Ferrari «постшумахеровской» эпохи. Это не только главная гоночная надежда команды финн Кими Райкконен, но и сменивший Росса Брауна новый технический директор Марио Алмондо, под руководством которого F2007 создавали Альдо Коста (шасси) и Жиль Саймон (двигатель). |
|
|
Vodafone McLaren Mercedes |
На родине Фернандо Алонсо в Испании McLaren представил модель MP4-22, на которой действующему чемпиону мира предстоит защищать свои титулы. В межсезонье команда Рона Денниса полностью сменила пилотский состав (пару Алонсо составит темнокожий британец Льюис Хэмилтон), команду аэродинамиков и титульного спонсора, причем нового «титульника», сотового оператора Vodafone, Деннис увел у Ferrari. В отличие от Скудерии, презентация McLaren была вполне «реальной», а ее финалом стала короткая поездка Алонсо и Хэмилтона по улицам Валенсии, где их приветствовали 150 тысяч фанатов. |
|
|
BMW Sauber F1 Team |
Представляя новый болид BMW Sauber F1.07, босс команды Марио Тайссен светился от счастья – ведь это первая формульная машина, самостоятельно разработанная баварским концерном. За год своего существования команда увеличила штат с 275 до 400 сотрудников и модернизировала аэродинамический полигон, что помогло решить проблемы с охлаждением, свойственные предыдущей машине. В остальном же BMW – сама стабильность; и боевые пилоты (Ник Хайдфельд и Роберт Кубица), и руководящий состав команды не изменились. |
|
|
Ярно Трулли: Грустный счастливый человек |
Признаюсь честно: я был последним, кто в этот суматошный день брал интервью у Ярно Трулли. Я специально дождался, пока наплыв коллег схлынет, чтобы подольше поговорить с одним из самых общительных гонщиков Ф-1, но… Одного взгляда в печальные глаза обычно веселого итальянца хватило, чтобы мысленно сократить список заготовленных вопросов вдвое. С другой стороны, именно уставший вид пилота Toyota подсказал мне, с чего начать… «Автоцентр»: Ярно, фабрика Toyota находится в Германии, ты живешь в Швейцарии, тесты проходят во Франции и Испании, а Гран-при – по всему миру. Часто ли удается побывать дома? Не тоскуешь по синему небу Италии? Ярно Трулли: Естественно, я скучаю по своим друзьям, родным и близким, живущим на моей родине в Пескаре. Стараюсь выбраться к ним, как только появляется возможность. Но несчастным я себя не считаю – наоборот, я счастливый человек. Такая возможность путешествовать, знакомиться с новыми людьми, проводить время в разных частях света предоставляется в этой жизни не каждому. «АЦ»: Что ж, раз счастливым тебя делает работа – поговорим о ней. Ты уже опробовал TF107? Я. Т.: Нет, пока только переходную версию Toyota TF106B. Тесты новой машины начнутся примерно в конце января – начале февраля, так что пока я не могу даже предположить, насколько она быстра по сравнению с конкурентами. «АЦ»: При разработке Toyota TF107 учитывались твои пожелания? Я. Т.: В той же степени, как это бывает обычно. Инженеры всегда обращаются к каждому из гонщиков, стараясь учитывать моменты, которые нравятся ему больше или меньше. Однако повторюсь – сказать, насколько новая машина соответствует моему стилю пилотирования, я пока не могу. «АЦ»: Много лет подряд в составе Jordan, Renault и Toyota ты работал рука об руку с Майком Гаскойном. Чувствуешь ли ты его отсутствие сейчас, когда Майк в другой команде (Spyker F1 – прим. авт.)? Я. Т.: Согласен, Майк сделал немало для всех команд, где он работал, – а значит, и для меня. Именно на его машине я завоевал первый для Toyota подиум и первую поул-позишн. Но у каждого свой путь; Toyota и Майк решили расстаться, и я могу только принять такое положение вещей. Если тебя интересует, изменились ли наши отношения – нет, мы остаемся друзьями, периодически созваниваемся, встречаемся… «АЦ»: В этом году Toyota отмечает 50 лет своего пребывания в автоспорте. Чувствуешь ли ты свою причастность к этому юбилею? Я. Т.: Конечно – ведь я имею отношение ко многим успехам Toyota . Более того, очень надеюсь, что именно я принесу команде первую победу в Ф-1! А вообще, мои личные амбиции простираются еще дальше – я хочу стать чемпионом мира. «АЦ»: В этом году? Я. Т.: В этом, в следующем… Как можно скорее! |
|
|
Владимир Некрасов
Фото автора
Редакция благодарит компанию «Тойота Украина» за помощь в подготовке материала