X

Формула-1: Меньше слов – больше дела

Как и год, и два назад Panasonic Toyota Racing первой среди команд Формулы-1 провела презентацию своей боевой машины образца 2007 года. Впрочем, на этот раз событие носило скорее деловой, чем развлекательный характер.

Как и год, и два назад Panasonic Toyota Racing первой среди команд Формулы-1 провела презентацию своей боевой машины образца 2007 года. Впрочем, на этот раз событие носило скорее деловой, чем развлекательный характер.

Как и год, и два назад Panasonic Toyota Racing первой среди команд Формулы-1 провела презентацию своей боевой машины образца 2007 года. Впрочем, на этот раз событие носило скорее деловой, чем развлекательный характер.

Mинувший год не принес Toyota особых поводов для веселья. Уже после первых гонок стало ясно, что выполнить задачи, озвученные на старте сезона, не удастся. Машина страдала отсутствием надежности – именно эта проблема по ходу сезона лишила команду многих зачетных очков. Подиум Ральфа Шумахера в Австралии (шестой в истории команды и последний на сегодня) был скорее случайным, чем закономерным. Оргвыводы последовали незамедлительно – Toyota рассталась с техническим директором Майком Гаскойном, поручив работу над шасси французскому инженеру Паскалю Васселону. Именно под его руководством в июле 2006 года началась разработка совершенно нового болида Toyota TF107, который мы и увидели впервые на презентации в Кельне.

Старое и новое

Две ключевые характеристики новой машины на первый взгляд противоречат друг другу: Toyota TF107 консервативна и в то же время абсолютно нова. С одной стороны, Toyota – единственная в пелотоне команда, начинающая новый сезон с теми же моторами, поставщиком резины и боевыми пилотами, что и год назад. С другой – концепция, заложенная Гаскойном в прошлогоднюю TF106, не получила своего развития. «TF107 уникальна, – говорит Васселон. – Работа над ее созданием шла параллельно с процессом совершенствования TF106, но это совершенно разные машины. Главное отличие заключается в том, что мы сдвинули вперед двигатель и коробку передач, стараясь добиться при этом максимальной аэродинамической эффективности».

Что ж, говорить о том, удалось ли это Васселону, пока рано – боевой аэродинамический пакет появится на машине по окончании предсезонных тестов, то есть непосредственно накануне старта первого Гран-при 2007 года. Однако уже сейчас ясно, что основная нагрузка – и ответственность! – ложится именно на плечи Паскаля. Почему? Очень просто. Новый регламент FIA запрещает в течение ближайших четырех сезонов вносить какие-либо радикальные изменения в конструкцию формульных двигателей – следовательно, работы у главного моториста команды Луки Марморини явно поубавится. Вспомним также, что отныне обороты всех формульных двигателей принудительно ограничены на отметке 19000 об/мин. Кроме того, уход из Ф-1 шинной компании Michelin означает, что в отношении резины все команды теперь также находятся в равных условиях – а значит, шинные тесты также утратят былую напряженность (тем более что их количество жестко ограничено). Вот и получается, что при прочих равных преимущество той или иной машине в первую очередь смогут дать аэродинамика и точные настройки шасси. А это как раз по части мсье Васселона…

Работа над ошибками

Презентация Toyota TF107 недвусмысленно показала: ошибки 2006 года учтены. Никто не делает громких заявлений; главные задачи – добиться максимальной надежности машины и одержать наконец первую победу в Формуле-1. Все ключевые фигуры в менеджменте команды остались на своих постах, и громких увольнений больше не предвидится. Радует стабильностью и пилотский состав – третий сезон подряд болиды Toyota поведут в бой Ярно Трулли (с ним подписан новый трехлетний договор) и Ральф Шумахер (его контракт в стадии обсуждения). Единственное изменение – на должности третьего пилота команды ветерана Рикардо Зонту сменил француз Франк Монтаньи, знакомый болельщикам по тестам Renault и нескольким Гран-при, проведенным в 2006 году в составе Super Aguri. В целом же Toyota старательно придерживается кайзена – японского пути поступательного развития, который на все сто оправдал себя в производстве серийных автомобилей. Будет ли он столь же успешным в Формуле-1, покажет время.

 Scuderia Ferrari Marlboro

Экстравагантная Ferrari поразила всех: на презентации нового, 53-го по счету формульного болида F2007 самой машины… не было! Журналистам выдали лишь короткие технические пресс-релизы да компакт-диски с фотографиями. Впрочем, на пресс-конференции были представлены люди, занявшие ключевые должности в Ferrari «постшумахеровской» эпохи. Это не только главная гоночная надежда команды финн Кими Райкконен, но и сменивший Росса Брауна новый технический директор Марио Алмондо, под руководством которого F2007 создавали Альдо Коста (шасси) и Жиль Саймон (двигатель).

 Vodafone McLaren Mercedes

На родине Фернандо Алонсо в Испании McLaren представил модель MP4-22, на которой действующему чемпиону мира предстоит защищать свои титулы. В межсезонье команда Рона Денниса полностью сменила пилотский состав (пару Алонсо составит темнокожий британец Льюис Хэмилтон), команду аэродинамиков и титульного спонсора, причем нового «титульника», сотового оператора Vodafone, Деннис увел у Ferrari. В отличие от Скудерии, презентация McLaren была вполне «реальной», а ее финалом стала короткая поездка Алонсо и Хэмилтона по улицам Валенсии, где их приветствовали 150 тысяч фанатов.

 BMW Sauber F1 Team

Представляя новый болид BMW Sauber F1.07, босс команды Марио Тайссен светился от счастья – ведь это первая формульная машина, самостоятельно разработанная баварским концерном. За год своего существования команда увеличила штат с 275 до 400 сотрудников и модернизировала аэродинамический полигон, что помогло решить проблемы с охлаждением, свойственные предыдущей машине. В остальном же BMW – сама стабильность; и боевые пилоты (Ник Хайдфельд и Роберт Кубица), и руководящий состав команды не изменились.

 Ярно Трулли: Грустный счастливый человек

Признаюсь честно: я был последним, кто в этот суматошный день брал интервью у Ярно Трулли. Я специально дождался, пока наплыв коллег схлынет, чтобы подольше поговорить с одним из самых общительных гонщиков Ф-1, но… Одного взгляда в печальные глаза обычно веселого итальянца хватило, чтобы мысленно сократить список заготовленных вопросов вдвое. С другой стороны, именно уставший вид пилота Toyota подсказал мне, с чего начать…

«Автоцентр»: Ярно, фабрика Toyota находится в Германии, ты живешь в Швейцарии, тесты проходят во Франции и Испании, а Гран-при – по всему миру. Часто ли удается побывать дома? Не тоскуешь по синему небу Италии?

Ярно Трулли: Естественно, я скучаю по своим друзьям, родным и близким, живущим на моей родине в Пескаре. Стараюсь выбраться к ним, как только появляется возможность. Но несчастным я себя не считаю – наоборот, я счастливый человек. Такая возможность путешествовать, знакомиться с новыми людьми, проводить время в разных частях света предоставляется в этой жизни не каждому.

«АЦ»: Что ж, раз счастливым тебя делает работа – поговорим о ней. Ты уже опробовал TF107?

Я. Т.: Нет, пока только переходную версию Toyota TF106B. Тесты новой машины начнутся примерно в конце января – начале февраля, так что пока я не могу даже предположить, насколько она быстра по сравнению с конкурентами.

«АЦ»: При разработке Toyota TF107 учитывались твои пожелания?

Я. Т.: В той же степени, как это бывает обычно. Инженеры всегда обращаются к каждому из гонщиков, стараясь учитывать моменты, которые нравятся ему больше или меньше. Однако повторюсь – сказать, насколько новая машина соответствует моему стилю пилотирования, я пока не могу.

«АЦ»: Много лет подряд в составе Jordan, Renault и Toyota ты работал рука об руку с Майком Гаскойном. Чувствуешь ли ты его отсутствие сейчас, когда Майк в другой команде (Spyker F1 – прим. авт.)?

Я. Т.: Согласен, Майк сделал немало для всех команд, где он работал, – а значит, и для меня. Именно на его машине я завоевал первый для Toyota подиум и первую поул-позишн. Но у каждого свой путь; Toyota и Майк решили расстаться, и я могу только принять такое положение вещей. Если тебя интересует, изменились ли наши отношения – нет, мы остаемся друзьями, периодически созваниваемся, встречаемся…

«АЦ»: В этом году Toyota отмечает 50 лет своего пребывания в автоспорте. Чувствуешь ли ты свою причастность к этому юбилею?

Я. Т.: Конечно – ведь я имею отношение ко многим успехам Toyota . Более того, очень надеюсь, что именно я принесу команде первую победу в Ф-1! А вообще, мои личные амбиции простираются еще дальше – я хочу стать чемпионом мира.

«АЦ»: В этом году?

Я. Т.: В этом, в следующем… Как можно скорее!

Владимир Некрасов
Фото автора

Редакция благодарит компанию «Тойота Украина» за помощь в подготовке материала