X

Формула-1: Не видим будущего!

Формульный сезон-2006 будет последним, в котором примут участие два производителя покрышек – по окончании чемпионата компания Michelin покинет «королеву автоспорта». Почему так получилось? Хорошо это или плохо? И, в конце концов, понравится ли это нам, болельщикам?

Формульный сезон-2006 будет последним, в котором примут участие два производителя покрышек – по окончании чемпионата компания Michelin покинет «королеву автоспорта». Почему так получилось? Хорошо это или плохо? И, в конце концов, понравится ли это нам, болельщикам?

Так говорят представители Michelin, комментируя свой уход из Формулы-1

Формульный сезон-2006 будет последним, в котором примут участие два производителя покрышек – по окончании чемпионата компания Michelin покинет «королеву автоспорта». Почему так получилось? Хорошо это или плохо? И, в конце концов, понравится ли это нам, болельщикам?

Вопросы эти далеко не просты – ведь, несмотря на громкие заявления, о зрителях, по большому счету, никто не думает. Федерация декларирует заботу о снижении расходов команд; команды, в свою очередь, пуще всего пекутся о собственных дивидендах – как о финансовых прибылях, так и об улучшении имиджа компаний-партнеров. Зрители же, как источник доходов, интересуют лишь обладателей прав на телетрансляции и промоутеров каждого из этапов, но их мнение учитывается далеко не всегда.

Кто кого обидел?

Первой ласточкой, насторожившей формульную общественность, стал приснопамятный Гран-при США 2005 года. Тогда, если помните, команды, использующие покрышки Michelin, по совету представителей французской компании отказались от участия в гонке из соображений безопасности. FIA была разгневана данным демаршем, однако, как ни странно, никакого серьезного наказания ни команды, ни шинники не понесли. В итоге больше всех пострадали болельщики, собравшиеся на трибунах и у телеэкранов ради жалкого каравана из шести машин – клиентов Bridgestone.

Следующим событием, подтолкнувшим Michelin к уходу из Формулы-1, стало опубликование Федерацией спортивного и технического регламентов Ф-1 на ближайшие годы. Во-первых, начиная с 2006 года, отменялся запрет на смену покрышек во время Гран-при, что также объяснялось соображениями безопасности. Возможно, само по себе это решение и правильно. Странно другое – упомянутый запрет был введен год назад в качестве меры, направленной на повышение зрелищности гонок. Что же, теперь FIA сочла гонки чересчур зрелищными? Вряд ли – ведь зрителям-то как раз нововведение понравилось…

Так или иначе, столь частые смены «правил игры» вызвали у Michelin вполне объяснимое недовольство. А когда выяснилось, что к 2008 году Федерация предполагает законодательно оставить в Ф-1 только одного производителя покрышек, назревавшее решение сформировалось окончательно.

Явное и тайное

В декабре 2005 года компания Michelin опубликовала официальный пресс-релиз, в котором сообщала о своем уходе из Формулы-1 по окончании сезона-2006. «Наше решение – следствие несоответствия между многолетним подходом Michelin к созданию гоночных шин и нынешними методами руководства Формулы-1, – заявил глава фирмы Эдуард Мишлен. – Монополизация поставок резины – это прямой запрет на конкуренцию, а значит – путь к регрессу, к топтанию на месте. Нам неинтересно быть простым поставщиком; без прямого сравнения с конкурентами поставка резины превращается в рутину, и мы не хотим в этом участвовать».

Между тем, у главы Michelin могли быть и другие аргументы, которые он предпочел не озвучивать. К примеру, уход на пенсию его «правой руки» – Пьера Дюпаскье, с 1996 года занимавшего пост директора Michelin Motorsport; человека, с именем которого связаны все успехи компании в автоспорте за последние десять лет. Или же то явное преимущество, которое получили команды Bridgestone от разрешения вновь менять покрышки по ходу гонки. Ведь не секрет, что Ferrari проиграла минувший чемпионат в том числе и из-за того, что Bridgestone так и не предоставил ей шины, способные выдерживать высокий темп на протяжении всего Гран-при.

Он улетел, но обещал вернуться

Так или иначе, решение принято – но каковы же будут последствия? Без сомнений, в течение грядущего сезона Michelin будет работать со своими командами с полной отдачей и сделает все, чтобы уйти из Ф-1 непобежденной. Однако долгосрочные исследования наверняка будут свернуты – а это означает, что уже к середине года преимущество, скорее всего, будет у клиентов Bridgestone. Если же говорить о сезоне-2007, то можно выделить два основных момента. Первый – расходы команд на тесты покрышек, скорее всего, сократятся, а освободившиеся средства будут пущены на усовершенствование других элементов (двигателей, аэродинамики и т. д.). И это, без сомнений, хорошо. Однако одна из ключевых составляющих спортивной интриги – «шинные войны» – исчезнет, и на зрелищности гонок это наверняка скажется негативно. И это, к сожалению, плохо – по крайней мере, для нас с вами.

Куда же направит свои усилия Michelin? «Наш уход из Ф-1 ни в коем случае не означает, что мы полностью «завязываем» с автоспортом, в котором Michelin непосредственно участвует на протяжении 117 лет, – признается Эдуард Мишлен. – Если же в делах Ф-1 произойдут изменения, мы не замедлим вновь предложить свои услуги отдельным командам».

 Победы Michelin в 2005-м

Год рекордов

Владимир Некрасов
Фото AFP и фирм-производителей