X

Формула-1: Под диктовку трассы

Настройки автомобиля Формулы-1.

Настройки автомобиля Формулы-1.

В гоночном автомобиле Формулы-1 все должно быть прекрасно – и мотор, и шины, и тормоза, и аэродинамика. Однако не секрет, что от трассы к трассе конфигурации и настройки всех этих составляющих постоянно меняются. Происходит это не только потому, что инженеры все время внедряют в конструкцию машин новые перспективные решения, но и потому, что каждая из трасс Ф-1 диктует свои требования к облику болида. Где-то большему износу подвергаются покрышки, где-то основная нагрузка ложится на тормоза… В итоге, как это ни парадоксально, но, к примеру, одинаковые болиды Renault R26, подготовленные к Гран-при Монако и Канады, являются фактически двумя разными машинами.

Естественно, многие параметры кузова, шасси, двигателя остаются неизменными, поскольку строго ограничены действующим техническим регламентом. Однако и в рамках этого регламента можно изменить очень многое. Что именно? Мы предлагаем вам разобраться в этом при помощи весьма наглядной, на наш взгляд, схемы.

 Покрышки

Особое внимание: Малайзия, Австралия, Сан-Марино, Европа, Испания, Великобритания, Франция, Германия, Венгрия, Китай, Япония, Бразилия

Причины: Повышенный износ шин является едва ли не самой большой головной болью инженеров. Привести к нему может все что угодно – абразивный асфальт, пыль или песок на трассе, неожиданное повышение температуры, даже сильный ветер… Сильный износ покрышек наблюдается почти на всех трассах чемпионата – как на скоростных, так и на медленных, как на старых, так и на новых.

Следствия: Каждый раз, принимая во внимание массу сиюминутных факторов, инженерам и стратегам команд приходится решать очередную головоломку – какой тип и состав резины выбрать, как распределить семь комплектов колес на три дня Гран-при, сколько пит-стопов запланировать на гонку и так далее… Побеждает в итоге тот, кто учтет абсолютно все факторы и примет единственно верное решение!

 Аэродинамика

Особое внимание: Монако, Канада, Венгрия, Италия

Причины: В нынешнем календаре Формулы-1 есть только четыре трассы, требующие значительного увеличения или уменьшения прижимной силы – «медленные» Хунгароринг и Монако и «быстрые» Монца и Монреаль. Не секрет, что на первых двух прижимная сила должна быть как можно большей (это обусловлено извилистой конфигурацией трека), тогда как на двух других требуется максимально снизить аэродинамическое сопротивление (и, как следствие, прижимную силу).

Следствия: Безусловно, основной параметр, влияющий на увеличение или уменьшение прижимной силы, – угол наклона переднего и заднего антикрыльев, который можно регулировать даже на пит-стопах во время гонки. Однако каждый внимательный зритель может заметить и то, что на трассах вроде Монако болиды обрастают невероятным количеством дополнительных крыльев и крылышек. В общем, в ход идет все, что а) увеличивает прижимную силу и б) не запрещено регламентом.

 Тормоза

Особое внимание: Бахрейн, Австралия, Сан-Марино, Испания, Монако, Канада, Венгрия, Италия

Причины: Скоростные прямые очень часто заканчиваются крутыми медленными поворотами, где пилотам приходится сбрасывать скорость с 300–320 до 80–90 км/ч. Немудрено, что даже карбоновые тормозные диски не выдерживают подобного обращения. Другой тип трасс, на которых тормоза эксплуатируются беспощадно, – медленные автодромы с большим количеством поворотов и грязным покрытием, вроде Бахрейна или Венгрии.

Следствия: Поскольку толщина и диаметр тормозных дисков строго оговорены в регламенте FIA, поставить какие-то нестандартные элементы команды не могут. В итоге основная нагрузка ложится на плечи гонщиков – чтобы сберечь тормоза в целости и сохранности до финиша Гран-при, им необходимо очень точно выбирать точки начала торможения и постоянно следить за состоянием дисков при помощи расположенного на руле дисплея.

 Система охлаждения

Особое внимание: Бахрейн, Малайзия, Испания, Канада, США, Германия, Венгрия, Турция, Италия, Китай, Бразилия

Причины: Дополнительных проблем инженерам и гонщикам добавляют трассы с жарким климатом (или же просто те трассы, гонки на которых проходят в разгар лета). Недостаточно эффективная работа системы охлаждения двигателя в два счета может привести к его перегреву и выходу из строя – тут и дополнительных комментариев не нужно.

Следствия: Как ни странно, но, чтобы улучшить охлаждение двигателя, иногда приходится менять… аэродинамику болида! Дополнительные антикрылья (или даже небольшое изменение в кофигурации существующих) могут направить встречный поток воздуха в необходимом направлении – в боковые понтоны, а через них – на радиаторы.

 Двигатель

Особое внимание: Австралия, Сан-Марино, Испания, Канада, США, Италия, Япония, Бразилия

Причины: Наибольшей нагрузке двигатель подвергается на трассах, изобилующих длинными скоростными прямыми. В основном это старые автодромы, до которых еще не добралась рука «придворного» архитектора Ф-1 Германа Тильке. К их числу ранее принадлежали и старый Хоккенхайм, и Спа, и Нюрбургринг, но… «Иных уж нет, а те далече». Ныне же наиболее опасными для моторов принято считать автодромы в Монце, Монреале и Индианаполисе, где большую часть дистанции пилоты проходят, выжав газ «в пол».

Следствия: Некоторые команды предпочитают искусственно ограничить обороты двигателя, справедливо полагая, что выигрывает не тот, кто ехал быстрее всех, а тот, кто вообще смог доехать. Особенно актуальным применение ограничителя становится в том случае, если мотор уже прошел дистанцию одного Гран-при. Иногда во время гонки действие ограничителя может быть кратковременно приостановлено – это позволяет пилоту легче совершить обгон или пройти несколько очень быстрых кругов.

Владимир Некрасов
Фото команд-участниц