X

Формула-1: Считаные секунды

Питстопы в современной Формуле-1 проходят столь стремительно, что порой мы не успеваем заметить – поменяли механики колеса или просто долили в бак топливо. Давайтека включим «замедленный режим» и внимательно посмотрим, что же происходит с машиной Ф-1 за эти считаные секунды…

Питстопы в современной Формуле-1 проходят столь стремительно, что порой мы не успеваем заметить – поменяли механики колеса или просто долили в бак топливо. Давайтека включим «замедленный режим» и внимательно посмотрим, что же происходит с машиной Ф-1 за эти считаные секунды…

Питстопы в современной Формуле-1 проходят столь стремительно, что порой мы не успеваем заметить – поменяли механики колеса или просто долили в бак топливо. Давайтека включим «замедленный режим» и внимательно посмотрим, что же происходит с машиной Ф-1 за эти считаные секунды…

0 с – Aвтомобиль, едущий по пит-лейн, останавливается возле боксов своей команды в месте, отмеченном на асфальте. Чтобы избежать ошибки, выпускающий механик заранее указывает пилоту на его место специальной табличкой«леденцом», на которой написано «Brakes On» («Тормози»).

1 с – четыре механика, по одному у каждого колеса, при помощи электрических гайковертов откручивают крепежные гайки. Двое заправщиков держат топливный шланг; третий совмещает его сопло с горловиной бензобака, а затем при помощи рычага-фиксатора закрывает замок сцепного механизма, обеспечивая тем самым герметичность соединения.

1,5–6,5 с – двое механиков, по одному с каждой стороны машины, очищают радиаторы, находящиеся в боковых понтонах, от грязи, листьев, мусора и т. п. При необходимости, в условиях жарких тропиков, в радиаторы добавляют сухой лед.

1,5–6,5 с – один-два механика при помощи специальной отвертки регулируют угол атаки переднего антикрыла или его отдельных элементов.

1,5 с – как только герметичность обеспечена, в топливном шланге открывается клапан и топливо начинает поступать в бензобак со скоростью примерно 12 л в секунду.

1,7 с – двое механиков спереди и сзади подводят под машину передвижные домкраты и поднимают ее над землей для замены колес.

2,5 с – механики, снявшие использованные колеса со ступиц, отходят от машины, чтобы не мешать своим коллегам, ожидающим со свежими колесами наготове.

3,5 с – четверо других механиков занимают их места и ставят на ступицы новые колеса.

4,5 с – механики фиксируют колеса на ступицах при помощи крепежных гаек.

5,3 с – закончив фиксировать колесо, каждый механик поднимает руку в знак готовности. Когда все четверо подняли руки, выпускающий переворачивает «леденец» таким образом, что перед гонщиком появляется надпись «1st gear» («1-я передача»).

6,0 с – машина опускается с домкратов на асфальт, механики отбегают в стороны.

6,5 с – как только подача топлива заканчивается, клапан в шланге перекрывается, а замок сцепного механизма разблокируется. Это опять-таки делает один из заправщиков, поворачивая рычагфиксатор.

6,9 с – заправщики вынимают топливный шланг из горловины бензобака, выпускающий синхронно поднимает вверх «леденец», освобождая гонщику путь.

7,7 с – машина стартует.

 Знаете ли вы, что…

…дозаправки автомобилей топливом во время гонки проводились в Ф-1 с 1950 по 1958 год, после чего были запрещены. На некоторое время (1981–1983 гг.) их легализовали, но потом вновь запретили. И лишь в 1994 году дозаправки опять разрешили.

…для дозаправок все команды Ф-1 используют сертифицированные FIA заправочные машины французской фирмы Intertechnique стоимостью порядка $60 тыс. каждая. Причем у каждой команды на каждом Гран-при их минимум две – основная и запасная.

…хотя в 2005 году менять покрышки по ходу гонки запрещалось, вся бригада механиков попрежнему была наготове – как минимум для того, чтобы сменить пробитое или разбортировавшееся колесо или установить дождевую резину.

…в пит-стопе участвуют от 13 (только смена колес) до 20 (дозаправка, изменение настроек) механиков.

 Кроме того…

Все время, пока автомобиль находится на пит-стопе, наготове стоят еще несколько механиков. Один держит в руках огнетушитель, который будет необходим при внезапно возникшем возгорании топлива. Второй располагается возле задней части машины на случай, если во время пит-стопа заглохнет двигатель. Тогда к мотору подключают внешний стартер, с помощью которого мотор запускают вновь, после чего машина может продолжать движение.

Еще двое или трое механиков находятся в боксах на случай, если пилоту во время пит-стопа понадобится срочно поменять какую-нибудь поврежденную деталь автомобиля или экипировки: передний или задний обтекатель, руль, шлем и так далее.

Владимир Некрасов
Фото команд Ф-1