Начиная с 2006 года, в Формуле-1 впервые было введено жесткое ограничение по объему и конфигурации двигателей – теперь болиды оснащаются 2,4-литровыми моторами V8 (ранее – 3,0 V10).
Начиная с 2006 года, в Формуле-1 впервые было введено жесткое ограничение по объему и конфигурации двигателей – теперь болиды оснащаются 2,4-литровыми моторами V8 (ранее – 3,0 V10). Все семеро «играющих» в высшей лиге автоспорта мотористов были вынуждены построить новые агрегаты с чистого листа – и все оказались в равных условиях. Но так ли равны эти условия?
Мы решили оценить… нет, не шансы того или иного моториста на победу в чемпионате-2006, а, так сказать, степень его подготовленности к игре по новым правилам. Для этого помимо километража, пройденного каждым двигателем во время предсезонных тестов, мы сравнили мотористов по трем показателям: опыт постройки моторов для Ф-1, опыт создания других гоночных двигателей и опыт производства серийных «восьмерок» для дорожных машин. Сумма этих трех показателей, каждый из которых оценивался по пятибалльной системе, дала довольно занимательную картину. Впрочем, возможно, первые же гонки сезона разобьют наши теории в пух и прах – кто знает? Ведь мотор – лишь одна из составляющих успеха; многое зависит от гонщика, шасси, инженеров… К тому же, Формула-1 пока еще достаточно непредсказуема…
Мотор: BMW P86 |
Команда: BMW Sauber F1 Team Тестовый километраж: 15812 км Моторы Ф-1: Для машин Формулы-1 баварцы построили «восьмерки» впервые – до этого у них были только 2,0-литровые моторы R6 (1952 – 54), турбированные 1,5-литровые «четверки» (1981 – 87) и 3,0-литровые V10 (2000 – 2005). При этом в большинстве случаев (за исключением далеких 50-х) BMW выcтупала лишь в роли поставщика двигателей – так было и с Brabham, ATS и Arrows в 80-е, и с Williams в XXI веке. Учитывая, что с проблемой адаптации шасси к мотору баварцы также столкнулись впервые, начисляем три балла. Гоночные моторы: В настоящее время BMW участвует, помимо Ф-1, в кузовном Чемпионате мира WTCC, а также поставляет двигатели для кольцевых серий Formula BMW, проходящих в Германии, Британии и США. И хотя ни в одной из этих дисциплин «восьмерки» не используются, опыт постройки и обслуживания гоночных моторов у баварцев есть, и немалый – четыре балла. Серийные моторы: Несмотря на то, что визитной карточкой мюнхенских машин являются рядные «шестерки», моторов V8 в модельном ряду BMW предостаточно. На автомобили 6-й и 7-й серий, а также на внедорожник Х5 устанавливаются три 32-клапанные «восьмерки» – 4,0 л/306 л. с., 4,4 л/333 л. с. и 4,8 л/367 л. с. Более того, с одного из этих моторов (4,4 л) – правда, оснащенного компрессором, – «придворное» тюнинговое ателье Alpina снимает целых 500 «лошадей». Пять баллов – без вопросов. |
|
|
Мотор: Ferrari 056 |
Команды: Scuderia Ferrari Marlboro и Red Bull Racing Тестовый километраж: 25161 км Моторы Ф-1: «Жеребцы из Маранелло» – единственная конюшня, присутствующая в Формуле-1 с самого ее основания. За эти 55 лет Ferrari приходилось строить разнообразнейшие двигатели – от простых «четверок» до экзотических B12. Были среди них и V-образные «восьмерки»: 2,5-литровые (1955 – 57) и 1,5-литровые (1964 – 65). Правда, особенно успешными эти моторы не были – на их долю пришлось лишь семь побед и один чемпионский титул. И все же по части опыта постройки «формульных» движков с Ferrari тягаться некому – чистые пять баллов. Гоночные моторы: Участие Ferrari как моториста в других гоночных сериях не ограничивается «24 часами Ле Мана» и Чемпионатом FIA GT. Не забывайте про моносерию Trofeo Maserati, где под капотами машин скрываются как раз 4,3-литровые V-образные «восьмерки» производства Ferrari. С серийной версии этого силового агрегата инженеры Maserati снимают 400 «лошадей»; с гоночной – 425. И тут максимальная оценка. Серийные моторы: На современные дорожные Ferrari устанавливаются преимущественно 12-цилиндровые моторы, в которых ребята из Маранелло – доки. «Восьмерка» лишь одна – компрессорный 490-сильный агрегат объемом 4,3 л, которым оснащается модель F430. И хотя раньше двигатели V8 стояли едва ли не на каждой второй Ferrari (348, Mondial, F40, 288 GTO), наш вердикт – четыре балла. |
|
|
Мотор: Honda RA806E |
Команды: Lucky Strike Honda Racing F1 Team и Super Aguri F1 Team Тестовый километраж: 27538 км Моторы Ф-1: Парадоксально, но факт: за всю историю выступлений Honda в Формуле-1 у нее был единственный V8, который прошел… 13 км по трассе Гран-при Франции 1968 года! А все победы, которыми в конце восьмидесятых прославили японцев Ален Прост и Айртон Сенна, добывались с помощью двигателей V6 и V10. Впрочем, опыт, полученный за это время, недооценивать нельзя – за всю историю Ф-1 моторы Honda приняли участие в 287 Гран-при; по этому показателю впереди только Ferrari (725), Ford (523) и Renault (372). Твердые четыре балла. Гоночные моторы: Забудьте о европейских сериях – кроме Civic Type R в «кузовах», японские машины не участвуют в большинстве чемпионатов. Зато за океаном Honda вот уже несколько лет является одним из трех поставщиков двигателей для кольцевой серии IRL (Indy Racing League). Догадайтесь с трех раз, какие именно моторы там используются? 3,0-литровые «восьмерки» мощностью более 700 л. с.! Вопросов нет – максимальный балл. Серийные моторы: Любовь японцев к шестицилиндровым моторам столь велика, что они даже 3,5-литровым агрегатам придают конфигурацию V6. Поэтому говорить, собственно, не о чем: в настоящее время у Honda нет ни одного серийного автомобиля с восьмицилиндровым двигателем… К сожалению, лишь два балла. |
|
|
Мотор: Toyota RVX-06 |
Команды: Panasonic Toyota Racing и MF1 Racing Тестовый километраж: 30131 км Моторы Ф-1: Toyota – самый молодой из мотористов, представленных в нынешнем чемпионате: на ее счету всего 70 стартов в Гран-при и ни одной (пока!) победы. Соответственно, и опыта постройки «восьмерок» для Ф-1 у японцев нет. И хотя Toyota с ее наибольшим в пелотоне бюджетом может позволить себе какие угодно разработки, исследования и испытания, – всего два балла. Гоночные моторы: Если Honda прекрасно чувствует себя в IRL, то Toyota поставляет двигатели и для Indy, и для популярной кузовной американской серии NASCAR Nextel Cup. И те, и те – V-образные «восьмерки»; только в IRL они 3,0-литровые, а в NASCAR – 5,8-литровые. Если же вспомнить об опыте участия Toyota в Чемпионате WRC, то становится очевидным – гоночных традиций японцам не занимать: твердые пять баллов. Серийные моторы: Наиболее популярной из «восьмерок» стоит признать 4,3-литровую мощностью 280 л. с. – она устанавливается и на Toyota Crown, и на Lexus LS430. Кроме нее, есть еще 4,5- и 4,7-литровые моторы, которыми оснащаются модели Land Cruiser и Sequoia; они более тяговитые, но менее мощные – 224 и 243 л. с. соответственно. Результат – четыре балла. |
|
|
Мотор: Renault RS26 |
Команда: Mild Seven Renault F1 Team Тестовый километраж: 21866 км Моторы Ф-1: Один из трех самых опытных мотористов Формулы-1, Renault одержала в ней 105 побед – больше только у Ferrari (183) и Ford/Cosworth (176). Но, как и в случае с Honda, все они были одержаны либо с турбированными V6 (1979 – 86), либо с 3,0-литровыми V10 (1989 – 2005). «Восьмерки» же французы не делали никогда, и в этом 2006-й год стал для них дебютным. Тем не менее, победный дух после суперудачного сезона-2005 наверняка заменит нехватку опыта – в сумме четыре балла. Гоночные моторы: Renault участвует в массе гоночных чемпионатов, хотя моторы V8, увы, для них не строит. Кольцевых моносерий, где французы являются поставщиками двигателей, можно насчитать с полдюжины; своя Formula Renault есть едва ли не в каждой европейской стране. И хотя все они – 2,0-литровые, гоночного опыта французам не занимать; вновь четыре балла. Серийные моторы: Основная причина, по которой французская компания не производит серийные «восьмерки», – их некуда устанавливать. Renault не выпускает ни мощных внедорожников, ни скоростных спорткаров. Самая быстрая в ее модельном ряду машина – Clio V6 с максимальной скоростью 250 км/ч оснащается 3,0-литровой атмосферной «шестеркой». Очень жаль, но… всего два балла. |
|
|
Мотор: Mercedes FO108S |
Команда: McLaren Mercedes Тестовый километраж: 24633 км Моторы Ф-1: Первую «восьмерку» для Ф-1 Mercedes построил еще в далеком 1954 году – и выиграл с ней два чемпионата подряд. Вот только одна проблема – тот двигатель был рядным… Следующее же пришествие «трехлучевой звезды» в качестве поставщика моторов случилось сорока годами позже, в 1994-м – и естественно, это была V-образная «десятка». Таким образом, говорить об опыте создания формульных «восьмерок» применительно к Mercedes можно лишь с большой натяжкой – только три балла. Гоночные моторы: Единственная, кроме Ф-1, кольцевая серия, в которой участвует штутгартская компания, – DTM. Специально подготовленный для нее AMG-Mercedes C-Klasse оснащается 4,0-литровым 470-сильным мотором V8, реноме которого подтверждают многочисленные победы в этой серии. Интересно: на дорожную версию Mercedes CLK DTM AMG устанавливают… гораздо более мощный компрессорный 582-сильный V8 объемом 5,4 л. В итоге – максимальный балл. Серийные моторы: У Mercedes их масса; практически каждая модель, начиная с седана C-klasse и заканчивая суперкупе SLR McLaren, оснащается, среди прочих моторов, и V-образной «восьмеркой». Объем от 4,3 л до 5,4 л; мощность от 297 л. с. до 626 (!) л. с. – пожалуй, по многообразию модификаций V8 «трехлучевым» нет равных. Пять баллов без сомнений. |
|
|
Мотор: Cosworth CA2006 и TJ2005-2 |
Команды: Williams F1 Team и Scuderia Toro Rosso Тестовый километраж: 25838 км Компания Cosworth не участвовала в нашем сравнении по той причине, что она не строит собственных серийных автомобилей – только двигатели. Кроме того, это единственный моторист, который продолжает выпускать «формульные» агрегаты V10 – благодаря специальной оговорке в правилах (FIA искусственно ограничила мощность «десяток»), их использует команда Toro Rosso. При этом даже если V10 будут менее мощными, по надежности они, возможно, будут превосходить V8 – как минимум, на первых порах. Ввиду этого и других факторов оценивать Cosworth по тем же параметрам, что и остальные моторы, было бы некорректно. |
|
|