X

Формула-1: Тактика ведения боя

В первый поворот тройка лидеров вошла так: Алонсо, Феттель, Уэббер. Через полтора часа на финишном подиуме стояли Феттель, Хэмилтон и Баттон. И если вы спросите, как это получилось, мы ответим: тактика, тактика и еще раз тактика.

В первый поворот тройка лидеров вошла так: Алонсо, Феттель, Уэббер. Через полтора часа на финишном подиуме стояли Феттель, Хэмилтон и Баттон. И если вы спросите, как это получилось, мы ответим: тактика, тактика и еще раз тактика.

В первый поворот тройка лидеров вошла так: Алонсо, Феттель, Уэббер. Через полтора часа на финишном подиуме стояли Феттель, Хэмилтон и Баттон. И если вы спросите, как это получилось, мы ответим: тактика, тактика и еще раз тактика.

Нынешний сезон – хотя не прошло еще и четверти его – очень наглядно демонстрирует радикально разные подходы ведущих команд к «тактике ведения боя», то есть к построению каждой гонки. Пожалуй, проще других приходится фаворитам – команде Red Bull, чьи пилоты имеют в своем распоряжении просто феноменальную машину. Уверенность «быков» в своих силах внушает уважение и страх – в то время как конкуренты постоянно модернизируют болиды, Red Bull, по словам Уэббера, «из новинок привезла в Испанию только обновленные свечи зажигания». Именно поэтому лидеру нынешнего чемпионата, Себастьяну Феттелю, по большому счету, все равно, какой тактикой пользоваться. Даже теряя лидерство на старте гонки, как это было в Каталонии, он легко возвращает себе первую позицию, несмотря на всевозможные ухищрения соперников.

Индивидуальный подход

А вот конкурентам приходится выдумывать разнообразные, порой очень непростые ходы. Наиболее ярок пример McLaren. Заметьте: британская команда четко понимает разницу в предпочтениях своих пилотов и не гнушается разрабатывать для каждого из них собственную тактическую схему. Хэмилтон считает, что лучше держать более высокий темп, быстрее «убивая» при этом покрышки? Отлично, пусть едет с четырьмя пит-стопами. Баттон относится к резине намного бережнее, уступая при этом напарнику в скорости? Что ж, пусть идет на три пит-стопа. Такое впечатление, что команда не жалеет сил, времени и человеческих ресурсов для создания своим пилотам благоприятных условий – а те взамен привозят максимально возможный результат. Вот и в Барселоне они выжали из ситуации максимум, опередив в итоге всех, кроме… Ну, вы поняли, кроме кого.

А вот Ferrari в очередной раз «обломали» собственных болельщиков, которые в Испании, ясное дело, сходят с ума по Алонсо. Когда кумир торсиды вышел в лидеры гонки на первом же ее круге, трибуны просто обезумели. Однако продолжалось ликование недолго, ибо скорость, с которой Фернандо приводил в негодность свои шины, вынуждала его заезжать в боксы так же часто, как делал это и Феттель. А держаться при этом в темпе лидера нынешняя Ferrari, увы, не позволяет. В результате исключительно за счет таланта и какого-то «домашнего» вдохновения Алонсо смог стать «лучшим из остальных», пропустив вперед только Red Bull и McLaren. Масса же не сумел и того – он полностью увяз в борьбе с середняками пелотона.

Разочарованное неудачным началом сезона руководство Ferrari уволило главного конструктора Альдо Косту.

 

Фантазия без границ

Что касается команд – преследователей топ-тройки – Mercedes и Renault, то им приходится идти на совершенно фантастические уловки, чтобы хоть как-то оставаться на приемлемом уровне. Допустим, в Каталонии Михаэль Шумахер, попав в третий сегмент квалификации, сознательно не проехал в нем ни одного зачетного круга – исключительно с целью сэкономить лишний комплект новой резины. В принципе, прием оказался довольно удачным: стартовав десятым, Михаэль пришел на финиш шестым, что в текущем сезоне для него является грандиозным успехом.

Однако больше всех в плане тактики отличился, безусловно, Ник Хайдфельд. Внезапное возгорание автомобиля в субботу утром не поз­волило «Быстрому Нику» принять участие в квалификации, и стартовал гонщик последним. Впрочем, хитроумный немец и тут изобрел нечто абсолютно уникальное: проехав первую треть дистанции на жестких покрышках, спортсмен разбил оставшиеся две трети на три коротких отрезка и провел их на мягких шинах (благо, в квалификации он не коснулся ни одной из них). В результате Ник Хайдфельд постоянно оказывался быстрее своих соперников, в чьем распоряжении не было такого количества свежих колес! Увы, Хайдфельду не хватило буквально пары кругов, чтобы обогнать еще и Росберга с Шумахером. Впрочем, надо заметить, что и без этого его тактический ход можно считать самым эффектным из всего многообразия решений, которые мы увидели в Испании.

Зачет

Хейкки Ковалайнен

Квалификационное время Ковалайнена вселяет в руководство Lotus надежду – 15-е мес­то на старте стало лучшим результатом команды в текущем сезоне.

Незачет

Виталий Петров

Шестая позиция на стартовом поле сулила Виталию отличную гонку, но россиянин полностью ее провалил, финишировав за пределами очковой зоны.

Статистика

Этап 5 Гран-при Испании, Барселона 21-22 мая 2011 года

Дистанция 307,104 км (66 кругов по 4655 м)
Победитель гонки: С. Феттель (1:39.03,301 с, средняя скорость 186,020 км/ч)
Поул-позишн: М. Уэббер (1.20,981 с)
 Быстрейший круг в гонке: Л. Хэмилтон (1.26,727 с)

Итоговые результаты Гран-при Испании (десятка)

Место на старте

Пилот

Шасси/двигатель

Время (ч:мин.с)

1

2

Себастьян Феттель

Red Bull/Renault

1:39.03,301

2

3

Льюис Хэмилтон

McLaren/Mercedes

+ 00,630

3

5

Дженсон Баттон

McLaren/Mercedes

+ 35,697

4

1

Марк Уэббер

Red Bull/Renault

+ 47,966

5

4

Фернандо Алонсо

Ferrari/Ferrari

+ 1 круг

6

10

Михаэль Шумахер

Mercedes/Mercedes

+ 1 круг

7

7

Нико Росберг

Mercedes/Mercedes

+ 1 круг

8

24

Ник Хайдфельд

Renault/Renault

+ 1 круг

9

12

Серхио Перес

Sauber/Ferrari

+ 1 круг

10

14

Камуи Кобаяси

Sauber/Ferrari

+ 1 круг

Чемпионат пилотов (десятка)

Пилот

Испания

Всего

1

Себастьян Феттель

25

118

2

Льюис Хэмилтон

18

77

3

Марк Уэббер

12

67

4

Дженсон Баттон

15

61

5

Фернандо Алонсо

10

51

6

Нико Росберг

6

26

7

Ник Хайдфельд

4

25

8

Фелипе Масса

0

24

9

Виталий Петров

0

21

10

Михаэль Шумахер

8

14

Кубок конструкторов

Команда

Испания

Всего

1

Red Bull/Renault

37

185

2

McLaren/Mercedes

33

138

3

Ferrari

10

75

4

Renault

4

46

5

Mercedes

14

40

6

Sauber/Ferrari

3

11

7

Toro Rosso/Ferrari

0

6

8

Force India/Mercedes

0

4

9

Williams/Cosworth

0

0

10

Lotus/Cosworth

0

0

11

Virgin/Cosworth

0

0

12

HRT/Cosworth

0

0

Владимир Некрасов
Фото команд – участниц Ф-1