X

Головная боль Феррари

Впервые за 40 лет на старт гонок Формулы-1 не выйдут болиды с моторами Cosworth – силовыми агрегатами, которые своим появлением буквально перевернули королевские автогонки.

Впервые за 40 лет на старт гонок Формулы-1 не выйдут болиды с моторами Cosworth – силовыми агрегатами, которые своим появлением буквально перевернули королевские автогонки.

Впервые за 40 лет на старт гонок Формулы-1 не выйдут болиды с моторами Cosworth – силовыми агрегатами, которые своим появлением буквально перевернули королевские автогонки.

Коммендаторе презрительно называл их «гаражниками». В его понимании достойными Ф-1 были лишь заводские конюшни или, на худой конец, команды богатых энтузиастов. Британские же «подмастерья» вроде Cooper, Lotus и Coventry Climax, по выражению Энцо Феррари, «только портили антураж Гран-при». В чемто Феррари был прав – действительно, все эти безродные британские фирмочки, многие из которых были однодневками, появились из ниоткуда. Они часто возглавлялись инженерамисамоучками и создавали свои шасси, моторы и КП на коленке, бегая за недостающими узлами чуть ли не на свалку. Тем удивительней, что они умудрялись обыгрывать богатейшие заводские «скудерии».

Кейт Дакуорт и Майкл Костин были типичными «гаражниками». Первый в середине 50-х настраивал для Lotus моторы разных формул, второй – конструировал гоночные шасси всевозможных групп и классов. В 1958 году они основали моторостроительную фирму, в названии которой соединились начало фамилии Costin с окончанием фамилии Duckworth.

Первый блин, испеченный в 1959-м, поолучился вовсе не комом: через год Джим Кларк на Lotus 18 с мотором Cosworth FVA (форсированной с 39 до 70 сил «четверкой» от Ford Anglia 105Е) выиграл этап F-Junior. Но это было только начало: с небольшими усовершенствованиями FVA продержался в лидерах литровых формул 9 сезонов! В том же 1960-м появился не менее успешный силовой агрегат для Ф-2. Но для партнеров все это была лишь проба сил – они хотели строить моторы с чистого листа, а не исправлять чужие ошибки.

Лес рубят…

Старая британская поговорка утверждает: «Хорошее случается с хорошими людьми». Хотя до первой Формулы оставался буквально шаг, необходимых средств у партнеров не было, ведь их клиентами были такие же «гаражники», работавшие не ради денег, а ради идеи. Все изменилось в 1966 году, когда «дорвавшийся» до власти Генри Форд-младший, внук того самого Форда, решил, что для придания «голубому овалу» современного имиджа необходимы победы в гонках. Поскольку Феррари в последний момент сорвал уже, казалось бы, подписанную сделку о продаже «Скудерии», уязвленный внук своего не менее строптивого деда посчитал делом чести обыграть «упрямого старикашку» на его же поле. Вот тогда консультанты и обратили внимание Генри Второго на мастерскую, творящую чудеса с фордовскими моторами. И Кейт с Майклом словно оказались в роли Золушки: в обмен на овальную эмблему и право выбирать клиентов американцы финансировали постройку моторов для Ф-1 и Ф-2. За год партнеры заработали в два раза больше, чем за предыдущие семь лет сотрудничества.

Появившийся в июне 1967 года Ford Cosworth DFV отличился в первой же гонке: Кларк на Lotus 49 показал лучший круг и уверенно победил, его напарник Грэм Хилл завоевал поул. А начиная со следующего, своего первого полного сезона в Ф-1, этот мотор выиграл 7 чемпионатов подряд, причем в сезонах 1969 и 1973 годов одержал победы на всех этапах!

Секрет его молодости

И это притом, что Cos (так называли Cosworth склонные все сокращать янки), никогда не был самым мощным или «крутильным» мотором в пелотоне. Изначально ставка делалась на оптимальное соотношение мощности, надежности и простоты конструкции. Не менее важным было и то, что по протекции Ford при разработке мотора было учтено требование партнерской конюшни Lotus: V8 должен быть несущим элементом шасси. С чем британцы, в отличие от заводских КБ Ferrari, Honda и Alfa Romeo, великолепно справились.

Метрику DFV зашифровали в его индексе: Double Four Valve (то есть двойной FV) образовался путем соединения под 90-градусным углом пары уже знакомых FVA. Основное внимание было уделено совершенствованию системы смазки с сухим картером, ставшей фундаментом безотказности двигателя, и оптимизации системы впуска. Иными словами, хотя косвортовский V8 и уступал конкурентам в максимальной мощности, он часто превосходил их на определенных режимах работы. Кроме того, ради упрощения, удешевления и повышения надежности в последний момент решено было отказаться от ряда новомодных технологий. Так, вместо титана для шатунов применили обычную сталь, а для поршней – алюминий. Зато Сos оказался минимум на треть дешевле конкурентов (7500 фунтов стерлингов против 10000–12000), причем продавался всем желающим, чего не скажешь, например, о моторах Ferrari.

В итоге DFV оказался рекордсменомдолгожителем: принципиально не меняясь, он продержался на первых ролях в Ф-1 целых 15 лет. С 1968 по 1983 год оснащенные этими моторами болиды выиграли 153 этапа из 227 возможных, 12 титулов в личном зачете и 10 – в командном. Разумеется, ни один другой двигатель ничем подобным похвастать не мог и вряд ли когданибудь сможет.

Турбопровал

Побед могло быть куда больше – среди «атмосферников» у Cos просто не было равных, – но в начале 80-х наступила турбоэра. Ее приход и Ford, и Cosworth «проспали»: к тестам наддувного TEC они приступили только летом 1985 года, то есть последними!

Более того, Ford настоял на партнерстве не с одной из опытных команд, уже имевшей дело с турбомоторами, а с дебютантом Ф-1, зато своим многолетним партнером по «индикару» Team Haas. К сожалению, эта команда вообще никогда не строила болидов, а лишь обслуживала их, что, как вы понимаете, для Формулы-1 нонсенс. Более того, Карл Хаас сделал ставку на шасси никогда не блиставшей в Ф-1 Lola. Итог – лишь 6 очков за два года. Впрочем, мотор также оказался не ахти: тяжелый, прожорливый и маломощный. Достаточно сказать, что электронный блок был позаимствован у… Ford Sierra.

Тем не менее турбопровал не обескуражил ни «голубой овал», ни самих моторостроителей, для которых Ф-1 уже давно не была самоцелью. К тому моменту «косворты» собрали феноменальную коллекцию наград во всех классах: от кросса и ралли до гонок GT и спортпрототипов (т. е. в вотчинах Ferrari) и едва успевали выполнять заказы других производителей. Со временем предприятие Костина и Дакуорта превратилось в одну из крупнейших инжиниринговых фирм. Его моторы, управляющая электроника, трансмиссии и т. д. встречаются везде – от Opel, Mazda и Audi до Caterham, Mercedes, Aston Martin и Bentley. Согласитесь, совсем неплохо для гаражников.

Финал! Финал?..

К сожалению, у нашей сказки конец несчастливый. Последним настоящим успехом Cosworth в Формуле-1 был выигранный Михаэлем Шумахером чемпионат мира 1994 года. С тех пор легендарная компания была вынуждена довольствоваться случайными победами, последнюю из которых помнят многие: Джанкарло Физикелла на «никаком» Jordan чудом выиграл дождевой Гран-при Бразилии'2003. Переход на восьмицилиндровые моторы, казалось, дал компании новый шанс, но… Перед стартом сезона-2007 выяснилось, что клиентов у Cosworth больше нет. И мы можем лишь вернуться к тому, с чего начали, – впервые за 40 лет на старт Гран-при Формулы-1 не выйдут болиды, оснащенные силовыми агрегатами Cosworth…

 Этапы большого пути
1958Кейт Дакуорт и Майкл Костин основали компанию Cosworth
1966Подписан контракт с Ford о создании мотора для Ф-1
1968-1974Подряд получены 7 титулов Ф-1 в личном зачете
1975Дерек Белл и Джеки Икс на Mirage выиграли 24 heures du Mans
1980Двигатель DFV награжден призом British Design Award
1980Жан Рондо и Жан-Пьер Жоссо на Rondeau выиграли 24 heures du Mans
1981Ари Ватанен стал чемпионом мира по ралли на Ford Escort RS
1986, 1992 Cosworth получил Королевскую награду за достижения в экспорте
1988Cosworth приобретен компанией Carlton Communications
1990Фирму перекупил военнопромышленый комплекс Vickers Plc
1991Jaguar XJR14s выиграл чемпионат мира спортпрототипов
1989-1993Двигатель HB V8 выиграл 11 гонок Ф-1
1993-1994Пол Радисич на Ford Mondeo Cosworth QG V6 дважды стал чемпионом мира в классе «туринг»
1994Михаэль Шумахер на Benetton-Ford ZetecV8 удостоился чемпионского титула в Ф-1
1996Opel Calibra выиграл международный чемпионат DTM/ITC
1998Ford приобрел гоночное отделение Cosworth Racing
2003176-я победа в Ф1 с командой Jordan GP
2004Новыми владельцами Cosworth стали боссы серии CART Кевин Калкховен и Джеральд Форсайт
2006Ford выиграл чемпионат мира по ралли в командном зачете

 Индикар/КАРТ

Феноменальный успех Cosworth в Гран-при подтолкнул Ford на экспансию в США. DFX – слегка переделанная под регламент «Индикар» (американского аналога Ф-1) версия DFV – добилась не меньших успехов. За 14 лет была добыта 151 победа (включая десять в Indy-500) и десяток чемпионатов в личном зачете. В 2003–2004 гг. Cosworth стал эксклюзивным поставщиком двигателей XFE на биоэтаноле для серии CART.

 Кузовные гонки

Двигатели Дакуорта и Костина дебютировали в кузовных гонках в 1963 г. А пиком «косвортовской» карьеры в туринге стал 1987 год, когда был разыгран первый чемпионат мира, в котором Ford Sierra победил Alfa Romeo, BMW, Jaguar и Maserati.

Cosworth умудрился с двух литров рабочего объема снять 550 л. с., причем 90% пикового крутящего момента были доступны уже на 1800 об/мин. Организаторы чемпионата вынуждены были изменить регламент, чтобы предоставить шанс победить другим.

Сергей Суховский
Фото Cosworth и Ford