Grandissimo!
Пожалуй, даже это слово не в полной мере описывает эмоции любого поклонника Ф-1, живущего на Апеннинском полуострове! Впервые в истории на глазах у многотысячной толпы Гран-при Италии выиграл пилот итальянской команды – но не Ferrari, а Toro Rosso!!!
Пожалуй, даже это слово не в полной мере описывает эмоции любого поклонника Ф-1, живущего на Апеннинском полуострове! Впервые в истории на глазах у многотысячной толпы Гран-при Италии выиграл пилот итальянской команды – но не Ferrari, а Toro Rosso!!!
История переписывается не так уж часто – по крайней мере, формульная история. И с этой точки зрения 13 и 14 сентября 2008 года останутся в летописях надолго, возможно, даже навсегда. Ведь именно в эти субботу и воскресенье Себастьян Феттель стал самым молодым в истории королевских гонок обладателем поул-позишн, а затем и победителем Гран-при. И что самое интересное – назвать такой успех случайным как-то не поворачивается язык. Вот когда Физикелла на умирающем Jordan выиграл Гран-при Бразилии в 2003 году – это была чистой воды случайность, поскольку гонку остановили именно на том круге, когда Джанкарло, не поехавший в боксы, возглавил пелотон. Здесь же другой случай, мы имеем дело с результатом вполне заслуженным – хотя, конечно же, предсказать его было практически невозможно…
Два Себастьяна
Во многом определяющими стали результаты квалификации, которая проходила под аккомпанемент дождя. Фактически, показать сколько-нибудь приличное время любой из гонщиков мог только на самом первом своем зачетном круге, пока покрышки не остыли и не утратили сцепных свойств. В таких условиях крайне важно выбрать момент выезда из боксов – и некоторым, к примеру, Хэмилтону и Райкконену, это не удалось. Их первые круги во второй сессии были испорчены присутствием на трассе других машин; а потом дождь усилился настолько, что об улучшении результата речь уже не шла. Напарники же обоих топ-пилотов, Ковалайнен и Масса, успели проскочить в финальную сессию, где и заняли более-менее подобающие им места.
Алонсо угадал с пит-стопом, что помогло ему занять четвертое место на финише. | Удержав Хэмилтона за спиной, Масса сократил отставание в чемпионате до минимального. |
Но на этот раз внимание почтенной публики было приковано не к лидерам чемпионата, а к двум пилотам Toro Rosso, к двум Себастьянам – Феттелю и Бурдэ. Видеть машины, еще пару лет назад носившие окраску Scuderia Minardi, на первой и четвертой позициях столь непривычно, что даже букмекеры перед гонкой отдавали преимущество стоявшему вторым Ковалайнену. А зря! Да, Бурдэ откровенно не повезло, и его машина заглохла еще на старте прогревочного круга. Но Феттель провел гонку так, будто проделывал подобные вещи миллион раз. Имея преимущество в виде чистого (в прямом и переносном смыслах) трека, Себастьян быстренько обеспечил себе 10-секундное преимущество, а затем, спокойно заезжая на плановые пит-стопы и не допуская ошибок, довел дело до победы, столь же сенсационной, сколь и безупречной.
Цена одного круга
Преследователям же лидера было куда как тяжелее. Во-первых, до тех пор, пока трасса не просохла, они ехали в условиях нулевой видимости – ведь перед каждым был фонтан водяных брызг из-под колес машины соперника. А во-вторых, для того, чтобы отыграть или хотя бы сохранить свои позиции, каждому нужно было очень точно выбрать момент для заезда в боксы. Лучше всех это удалось пилотам BMW, Хайдфельду и Кубице, еще в субботу выбравшим тактику с одним оттянутым пит-стопом. Ее гибкость позволила немцу и поляку заехать в боксы именно тогда, когда пришло время менять дождевую резину на промежуточную, то есть на 29-м и 34-м кругах. В результате оба существенно улучшили свои позиции, а Кубица даже добрался до подиума.
Toyota выглядела неплохо; но просчет в тактике отбросил «красно-белых» вглубь пелотона. |
Зеркальным отражением баварского успеха стал провал пилотов Toyota, которые изначально также шли на один пит-стоп, но совершили его слишком рано! 25-й и 26-й круги проходили еще под дождем; логично, что и Глок, и Трулли «обулись» в экстремальный тип резины. Однако буквально через пару кругов дождь стих, и обоим неудачникам пришлось вновь отправляться в боксы, чтобы поставить промежуточные покрышки… Но больше всех не повезло пилоту Williams Нико Росбергу, стартовавшему четвертым. Его пит-стоп состоялся на 28-м круге – а уже на 29-м Хайдфельд ставил себе промежуточную резину! Если бы Нико подождал еще немного – он мог бы взойти на подиум, но горячность вкупе с недостатком опыта отбросили его в середину второго десятка…
Новый Шуми?
Итак, Феттель победил, но каким бы сенсационным ни был его результат, в борьбу за чемпионский титул немцу в этом году уже точно не вмешаться. Те же, кому полагалось играть первые роли в этом Гран-при, провели его по-разному. Ковалайнен, выполняя командную установку, провел гонку ровно и без риска, привезя в копилку важные восемь очков. Хэмилтон подарил зрителям ряд красивейших обгонов и прорвался с 15-го места на 7-е. Масса, совершив несколько обгонных маневров, финишировал там же, где и стартовал – на шестой позиции. Райкконен большую часть времени, казалось, дремал и проснулся под конец Гран-при, показав быстрейший круг в гонке. В итоге никто из лидеров не получил в Италии того, чего желал, и покинул Монцу по-своему неудовлетворенным. Но этого особо никто не заметил – вся многомиллионная армия тиффози праздновала неожиданный и оттого еще более приятный успех своего нового кумира…
Прямая речь
Франц Тост Toro Rosso «Это был уикенд Феттеля. Он контролировал ситуацию, начиная с пятницы, а в воскресенье провел фантастическую гонку, без единой ошибки. Для Бурдэ все тоже складывалось неплохо вплоть до старта, когда у него заглох двигатель».
Дэвид Култхард Red Bull «Когда закончилась квалификация, мне по радио сообщили две новости, хорошую и плохую. Хорошая – я стартую впереди Райкконена и Хэмилтона, а плохая – я лишь тринадцатый».
Статистика. Гран-при Италии, Монца | |
Этап 14 | 13-14 сентября 2008 года |
Дистанция | 306,720 км (53 круга по 5793 м) |
Победитель гонки | С. Феттель (1:26.47,494 с, средняя скорость 212,039 км/ч) |
Поул-позишн | С. Феттель (1.37,555 с) |
Быстрейший круг в гонке | К. Райкконен (1.28.047 с) |
Итоговые результаты Гран-при Италии | |||||
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода |
1 | 1 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR3 | 53 | 1:26.47,494 |
2 | 2 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP4-23 | 53 | + 12,512 |
3 | 11 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.08 | 53 | + 20,471 |
4 | 8 | Фернандо Алонсо | Renault R28 | 53 | + 23,903 |
5 | 10 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.08 | 53 | + 27,748 |
6 | 6 | Фелипе Масса | Ferrari F2008 | 53 | + 28,816 |
7 | 15 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP4-23 | 53 | + 29,912 |
8 | 3 | Марк Уэббер | Red Bull RB4 | 53 | + 32,048 |
9 | 14 | Кими Райкконен | Ferrari F2008 | 53 | + 39,468 |
10 | 17 | Нельсиньо Пике | Renault R28 | 53 | + 54,445 |
11 | 9 | Тимо Глок | Toyota TF108 | 53 | + 58,888 |
12 | 18 | Казуки Накадзима | Williams FW30 | 53 | + 1.02,015 |
13 | 7 | Ярно Трулли | Toyota TF108 | 53 | + 1.05,954 |
14 | 5 | Нико Росберг | Williams FW30 | 53 | + 1.08,635 |
15 | 19 | Дженсон Баттон | Honda RA108 | 53 | + 1.13,370 |
16 | 13 | Дэвид Култхард | Red Bull RB4 | 52 | + 1 круг |
17 | 16 | Рубенс Баррикелло | Honda RA108 | 52 | + 1 круг |
18 | 4 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR3 | 52 | + 1 круг |
19 | 20 | Адриан Сутил | Force India VJM01 | 51 | + 2 круга |
20 | 12 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM01 | 11 | Столкновение |
Кубок конструкторов | |||
Команда | Очки | Всего | |
1 | Ferrari | 3 | 134 |
2 | McLaren/Mercedes | 10 | 129 |
3 | BMW Sauber/BMW | 10 | 117 |
4 | Toyota | 0 | 41 |
5 | Renault | 5 | 41 |
6 | Toro Rosso/Ferrari | 10 | 27 |
7 | Red Bull/Renault | 1 | 26 |
8 | Williams/Toyota | 0 | 17 |
9 | Honda | 0 | 14 |
10 | Force India/Ferrari | 0 | 0 |
11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
Чемпионат пилотов | |||
Пилот | Очки | Всего | |
1 | Льюис Хэмилтон | 2 | 78 |
2 | Фелипе Масса | 3 | 77 |
3 | Роберт Кубица | 6 | 64 |
4 | Кими Райкконен | 0 | 57 |
5 | Ник Хайдфельд | 4 | 53 |
6 | Хейкки Ковалайнен | 8 | 51 |
7 | Фернандо Алонсо | 5 | 28 |
8 | Ярно Трулли | 0 | 26 |
9 | Себастьян Феттель | 10 | 23 |
10 | Марк Уэббер | 1 | 20 |