20 ноября 2007 года в 15 часов 51 минуту по среднеевропейскому времени редактор спортивного раздела «Автоцентра» Владимир Некрасов стал первым украинским журналистом, собственноручно управлявшим автомобилем Формулы-1. Пусть и не в качестве участника Гран-при, зато за рулем настоящего болида Renault F1!
20 ноября 2007 года в 15 часов 51 минуту по среднеевропейскому времени редактор спортивного раздела «Автоцентра» Владимир Некрасов стал первым украинским журналистом, собственноручно управлявшим автомобилем Формулы-1. Пусть и не в качестве участника Гран-при, зато за рулем настоящего болида Renault F1!
20 ноября 2007 года в 15 часов 51 минуту по среднеевропейскому времени редактор спортивного раздела «Автоцентра» Владимир Некрасов стал первым украинским журналистом, собственноручно управлявшим автомобилем Формулы-1. Пусть и не в качестве участника Гран-при, зато за рулем настоящего болида Renault F1! |
Будь готов!
Но теория хороша лишь тогда, когда она подкреплена практикой. Именно поэтому наш тестовый день начинается с ознакомительных кругов по трассе Поль Рикар. Их мы небольшими группами проезжаем на обычных дорожных микроавтобусах Renault Trafic. Поскольку среди нас много людей, впервые присутствующих на подобном мероприятии, все объяснения, правила и инструкции преподаются как можно проще – даже несмотря на то, что некоторым бывалым акулам пера это и не в новинку. Тем не менее, инструкторы внимательно относятся к любым, даже самым незначительным аспектам нашей программы, как бы подчеркивая: ребята, Формула-1 не терпит поверхностного отношения…
| |
Немаловажная часть нашей подготовки – тестирование физического состояния участников программы. Два физиотерапевта обследуют нас, меряют пульс и кровяное давление, после чего проделывают с каждым ряд манипуляций, имитирующих боковые и фронтальные перегрузки, которые нам придется испытать через пару часов. Много времени уделяется теоретическим занятиям – изучению основных правил управления заднеприводным 650-сильным болидом, разъяснению процедуры старта, минимальным инструкциям относительно апексов, траекторий, точек разгона и торможения… Особый интерес вызывает так называемый Batak – тренажер, развивающий внимание, реакцию и боковое (периферийное) зрение. На вертикальном прямоугольном стенде расположены 12 сенсорных светящихся кругов; как только нажимаешь на один из них, он гаснет, но загорается другой. Поскольку во время теста стоишь вплотную к тренажеру, заметить круг, загоревшийся справа вверху, не так-то просто… Задача – «погасить» наибольшее их количество на протяжении одной минуты. Лучший результат среди присутствующих – 85 «светлячков». Инструктор, улыбаясь, рассказывает, что рекорд принадлежит призовому пилоту Renault Хейкки Ковалайнену – 137. Пожалуй, даже «человек-паук» не смог бы потягаться с финским гонщиком…
Утро начинается в шесть часов; мне выдают гоночный комбинезон, футболку, ботинки, перчатки и шлем. У меня немного испуганный вид – ведь я еще не знаю, что меня ждет… | На техническом брифинге инструкторы объясняют основные принципы безопасного управления автомобилем Ф-1 и рассказывают кое-что о его устройстве. |
Физиотерапевт разминает каждому из нас мышцы плеч и шеи, имитируя нагрузки, которые нам предстоит испытать во время поездки на болиде Формулы-1. | Тренажер Batak предназначен для развития периферийного зрения – в течение минуты надо погасить как можно больше сенсорных светящихся кругов. |
Усадив в кокпит, инструктор тщательно пристегивает меня четырехточечными ремнями безопасности, затягивая их так туго, что я чувствую себя привязанным к 8-цилиндровому мотору. | Процедура старта – один из самых сложных моментов всей сессии; нужно удерживать обороты двигателя, контролируя их по дисплею, и в это время очень плавно отпускать педаль сцепления. |
На собственной шкуре
Время теоретических занятий закончилось – и мы сквозь боксы проходим на трек. Для начала мне предстоит поездить на 2,0-литровом болиде Formula Renault, мощность которого составляет «всего» 185 «лошадок». Дело упрощается еще и тем, что переключение передач у этой машины осуществляется так же, как у многих дорожных автомобилей – выжиманием сцепления и толканием рычага (к себе – повысил, от себя – понизил). Несколько кругов «на хвосте» у кубкового Renault Megan Sport и… мы возвращаемся в боксы. Как?! Что, я не прокачусь в свободном режиме?! Прокачусь, но лишь после того, как взгляну на телеметрию, то есть графики, которые рисовали полсотни датчиков в то время, как я наматывал круги по трассе. Конечно, мне показывают не все 50, а только четыре характеристики – обороты мотора, скорость, динамику работы дросселя и тормозов. Инструктор Дидье обращает мое внимание на то, что я практически не пользуюсь тормозами, замедляясь только при помощи двигателя. Оправдываюсь довольно низкой скоростью шедшего впереди Megane – мол, не было нужды тормозить интенсивно, поскольку и разогнаться-то не дали…
Но вот тебе, бабушка, и шанс разогнаться – следующая серия кругов проходит без «ведущего», в одиночестве. Вибрация, жар от двигателя, расположенного прямо за спиной, поток холодного ветра на скорости за двести, шлем, норовящий улететь за борт кокпита, захватив с собой голову. Господи, что я здесь делаю? Не лучше ли всю жизнь ездить на комфортной Laguna или Scenic? Хотя, погодите-ка… Кое-что начинает получаться, и по мере того, как я осваиваюсь в этой рычащей машинке для полировки асфальта, мне становится все интереснее. А когда перед выходом на прямую «старт–финиш» я резким движением руля умудряюсь отловить срывающийся в занос задний мост и вернуть авто на траекторию, мне, кажется, даже есть чем гордиться…
Изучая собственную телеметрию, легко понять, где и какие ошибки допускаешь. | Первый раз в жизни сев за руль Формулы, я не заглох, не вылетел с трассы и не оказался в отбойнике. Значит, все ОК! |
На землю меня возвращает Дидье, укоризненно качая головой, – с торможением по-прежнему проблемы. «В точке торможения ты должен резко ударить по педали, приложив к ней максимальное усилие, – объясняет он. – Это непривычно, я знаю, но здесь, в Формуле, мы только так и делаем. От тебя требуется торможение «в пол» с последующим плавным уменьшением усилия на педали. Затем ты входишь в поворот, а достигнув апекса, начинаешь разгон, точно так же плавно открывая дроссель». В теории все понятно, но на практике как-то не очень…
Два круга – и вся жизнь
…тем более, что следующим номером нашей программы – она, машина Формулы-1. Конечно, это не та Renault R27, на которой Хейкки Ковалайнен заехал на подиум Гран-при Японии два месяца назад. Аэродинамическая конфигурация 2001 года, восьмицилиндровый двигатель, на котором мог ездить еще Михаэль Шумахер в далеком 1994-м, дождевые покрышки (над Поль Рикар сгущаются тучи, и команда решает перестраховаться)… Тем не менее – это настоящая Формула-1! Ограниченные регламентом 600 килограммов веса, причем на заднюю ось действует сила не двухсот, как у Formula Renault, а шестисот пятидесяти «коней». Соотношение мощности и массы откровенно пугает – фактически одна «лошадь» везет один килограмм! Смогу ли я управлять этим «табуном»?
Для начала надо правильно стартовать – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Двигатель запускается на нейтральной передаче; теперь я должен поддерживать обороты на одном и том же уровне (об этом сигнализирует одна из лампочек на руле), затем выжать сцепление, включить передачу и о-о-очень медленно и плавно отпустить сцепление, не добавляя газа. С гордостью скажу, что с данной комбинацией действий я справился, тогда как примерно треть коллег бросала сцепление слишком резко, отчего машина моментально глохла. В итоге их двигатели запускали «с толкача»; я же, пусть и не очень уверенно, тронулся самостоятельно.
Заключительный аккорд дня – поездка на двухместных FR2,0 и F1. Бывший тест-пилот Prost Джонатан Коше показывает нам, как надо ездить на этих автомобилях. И это действительно круто! | Олег Василевский, Владимир Некрасов и Алексей Мочанов – первые украинские журналисты, сидевшие за рулем болида Ф-1. |
Два круга, всего два круга… Этого чертовски мало, чтобы понять, каким монстром я сейчас управляю, но вполне достаточно, чтобы осознать – как мало мы знаем о законах физики. Разгон, торможение, сцепление с трассой – ко всему приходится привыкать заново. На пятой передаче я вхожу в затяжной правый поворот; мне хочется петь, орать, ругаться, но человек с красным флагом указывает на пит-лейн… Сессия окончена. Заключительная «призовая» поездка на двухместном Renault F1 с чемпионом французской Формулы-3, экс-пилотом формульной команды Prost Джонатаном Коше за рулем способна окончательно разрушить мои представления о понятиях «ускорение» и «замедление». Понимая, что профессионал проходит эту трассу на целую вечность быстрее меня, я все-таки немножко горжусь тем, что, впервые попав за руль болида Ф-1, не заглох, не вылетел с трассы и не оказался в отбойнике.
После каждого заезда к автомобилям подключают ноутбук, чтобы быстро проверить исправность всех систем. |
«После сегодняшних тестов ты уже никогда не будешь смотреть на Формулу-1, как прежде», – сказал мне перед началом занятий инструктор. Как в воду глядел – я покидаю трек с ощущением причастности к чему-то фантастическому и нереальному. Мне никогда не стать ни призовым гонщиком, ни тест-пилотом Формулы-1. Но каждый раз, глядя на то, как два десятка современных гладиаторов срываются со стартовой решетки, чтобы в первом же повороте выяснить, у кого крепче нервы, я буду вспоминать, что однажды чувствовал примерно то же самое…
|
|