X

«Карпаты» без Карпат

Во Львове оборвалась фантастическая четырехэтапная победная серия Александра Салюка и Леонида Косянчука. Первыми на финишную рампу львовского ралли заехали Валерий Разумовский и Геннадий Дзюбак. Впрочем, это не единственная неожиданность «Карпат» образца 2003 года.

Во Львове оборвалась фантастическая четырехэтапная победная серия Александра Салюка и Леонида Косянчука. Первыми на финишную рампу львовского ралли заехали Валерий Разумовский и Геннадий Дзюбак. Впрочем, это не единственная неожиданность «Карпат» образца 2003 года.

Во Львове оборвалась фантастическая четырехэтапная победная серия Александра Салюка и Леонида Косянчука. Первыми на финишную рампу львовского ралли заехали Валерий Разумовский и Геннадий Дзюбак. Впрочем, это не единственная неожиданность «Карпат» образца 2003 года.

Немного истории

Львовское ралли – старейшее в истории не только украинского, но и советского автоспорта. «Карпаты» были в обойме первого, тогда еще трехэтапного чемпионата СССР, состоявшегося в 1958 году. А вот в раллийном календаре Украины они появились достаточно поздно – в 1997-м. Но из-за непредсказуемой погоды (половина гонок проходила под снегом) и трудной трассы, петляющей по серпантинам Верецкого перевала и разбитым проселкам, львовский этап стал одним из самых сложных в календаре. К тому же важнейших – обычно он закрывал сезон, и именно здесь решалась судьба чемпионских медалей.

Однако в нынешнем году организаторы – Львовской областной и Галицкий автоклубы впервые в истории этапа проложили трассу по гравийным проселкам райцентра Николаев, что в 40 км южнее Львова. Причем настолько ровным (трасса готовилась при поддержке львовской облгосадминистрации), что большинство фотографов стали роптать в поисках трамплинов, а самые рисковые – лопат. Зато пилоты были в восторге: широкая, отлично подготовленная трасса позволяет выжимать из машины все, не опасаясь финишировать с оторванным приводом после первой же ямы. Николаевские дороги то и дело сравнивали с прибалтийскими, лучшими на территории СССР. Именно на тех ровных и сверхскоростных «гравийниках» вырос костяк советской сборной и зажглась мегазвезда чемпионата WRC – эстонец Маркко Мартин.

Капля дегтя

Похоже, отдав все силы спортивной части ралли (трасса, перекрытие, хронометраж, судьи), на «пиар» и культурно-массовую составляющую организаторов попросту не хватило.

Еще одно разочарование – продолжающий «усыхать» пелотон: 27 экипажей против 36-и на предыдущем, одесском этапе. Непривычно было отслеживать сражение за золото этапа без Андрея Александрова. Увы, после одесской катастрофы его машина не подлежала восстановлению. Построить же за три недели, что разделяли этапы, новую, даже располагая необходимыми средствами, – нереально. Пилот безуспешно пытался арендовать Impreza у Дмитрия Рыбака (Андрей помогал готовить эту машину, впрочем, как и все украинские раллийные Subaru), пропускающего львовский этап в связи с финансовыми сложностями. Но увы, а ведь Александров отлично выступает на гравии, о чем свидетельствуют его успехи на литовском «Курземе».

Зато закончилась черная полоса у Валерия Разумовского: за последние три этапа он проехал всего один доп. «Карпатам» предшествовала серьезнейшая артподготовка (машину настраивали лучшие российские специалисты), по словам вице-чемпиона, стоившая его команде 80 тыс. евро. Кстати, из этого можно сделать вывод, во сколько оценивается победа в абсолюте чемпионата Украины.

Салюк начинает и…

Дабы подстегнуть интерес львовян к «Карпатам», не проводившимся с 2000-го, ралли должно было начаться с пары городских допов. Но из соображений безопасности стартовые СУ прошли в дорожном режиме – перекрыть одни из самых оживленных магистралей оказалось нереально. Два оставшихся субботних допа не преподнесли сюрпризов: впереди первый номер MacCoffee Салюк – Косянчук, в 10 секундах позади Разумовский – Дзюбак из МСК; идущие следом Петренко – Полутов (Ойл-Трейд) отставали от лидеров уже на 51 секунду.

Все так привыкли к лидерству действующих чемпионов, что воспринимают его как само собой разумеющееся. А проигранный доп – как сенсацию. Но вспомните, как часто в обзорах чемпионата мира мы пишем о «жалобах» лидеров – Гронхольма, Барнса, Сайнса и др. на свою стартовую позицию во главе пелотона. Треть этапов WRC проходят именно на гравии и первые машины невольно работают «бульдозерами», расчищая траекторию для идущих следом. И под конец дня они часто жертвуют 5 – 10 секундами, дабы стартовать не в авангарде пелотона. Так что субботнее лидерство чемпионов – еще одно подтверждение их мастерства.

…и проигрывает!

В воскресенье уже на первом допе В. Разумовский и Г. Дзюбак отыграли семь секунд, на втором еще пять и вышли в лидеры. Салюк-старший не собирался сдаваться без боя, свидетельство чему – сломанный телеграфный столб. Эта авария заставила киевлян сосредоточиться на сохранении второй позиции. Тем более что при подведении итогов чемпионата, согласно правилам, у каждого экипажа два худших результата будут минусоваться. Третьими, с отставанием в 1.12 мин, финишировали В. Петренко – И. Полутов. В разборки грандов они не вмешивались, но и к своей «бронзе», «контролируемой» с первого допа, никого не подпускали. А вот за следующую позицию развернулось настоящее сражение, причем сразу между тремя экипажами. У идущих четвертыми после субботней секции А. Мочанова – М. Салюка сначала открылся капот, горбом воздухозаборника разбивший лобовое стекло, затем сломалась КПП и финишировать на СУ6 им пришлось на единственной «рабочей» задней передаче. Из-за замены КПП экипаж превысил лимит опоздания на КВ на 6 минут, за что и был снят после финиша.

В прошлом обзоре мы посетовали, что два Александра, Медведченко и Дмитренко, больше борются со своей машиной, чем с соперниками. Так вот, во Львове их машина работала куда лучше, что позволило более чем на полминуты обогнать дуэт других Александров, Салюка-младшего и Горбика, в очередной раз выигравших в 8-м классе. В 9-м и 7-м также с весомым преимуществом первенствовали лидеры – В. Горбань – Е. Леонов и В. Холявко – Д. Соловьев. Кстати, в младших классах во второй гонке кряду очки остаются неразыгранными. В 9-м и 8-м финишировали по пять экипажей, в 7-м – снова три.

Несмотря на проигрыш, А. Салюку и Л. Косянчуку ничего не угрожает; все же, что остается их оппонентам – соперничать за титул вице-чемпиона. А борьба за него после победы В. Разумовского и Г. Дзюбака резко обострилась. Не стоит сбрасывать со счетов и Александрова – Тамразова. Они вовсю готовятся к следующему этапу, который состоится 27-28 сентября в Днепродзержинске.

Стартовали 27 экипажей. Финишировали 19 экипажей

 Победители спецучастков

Валерий Разумовский (СУ5–8)
Александр Салюк-ст. (СУ3-4)
* СУ1-2 отменены

 Победители прошлых лет
ГодЭкипажМашина
1997В. Ростоцкий/В. БалинMitsubishi Lancer Evo IV
1998А. Салюк/С. ТомчаниFord Escort Gr.A
1999В. Ростоцкий/М. ОррFord Escort WRC
2000В. Ростоцкий/Ю. РостоцкийFord Escort WRC

 Чемпионат команд
1MacCoffee Rally Team127
2МСК32
3CИМ-ТИМ28
4АТ Rally Team21
5Ойл-Трейд Ралли Тим15
6РСК «Клиринговый Дом»10
7Росава2
8ARAL1

 Дистанция, км
День 1СпецучасткиДор. участкиВсего
49,0122,9171,9
День 264,883,3148,6
Всего113,8206,7320,5

 Чемпионат пилотов
1Александр Салюк-ст.46
2Владимир Петренко23
3Валерий Разумовский16
4Александр Салюк-мл.13
5Андрей Александров10
6Алексей Мочанов6
7Иван Герман4
8Николай Никитюк4
9Александр Медведченко4
10Валерий Горбань2

 «Ралли Карпаты». Итоговые результаты (первая десятка)
1ПилотМашинаКлассВремя
Валерий РазумовскийMitsubishi Lancer Evo VIN1248:09,1
2Александр Салюк-ст.Mitsubishi Lancer Evo VIIN1248:20,9
3Владимир ПетренкоMitsubishi Lancer Evo VIN1249:23,3
4Александр МедведченкоSubaru Impreza WRXN1252:07,6
5Александр Салюк-мл.ВАЗ-21112 Super 1600А852:40,4
6Валерий ГорбаньВАЗ-21112 Super 1600А954:49,7
7Николай НикитюкSubaru Impreza WRXN1256:18,1
8Руслан КучерВАЗ-21083А857:29,7
9Станислав ПруссВАЗ-21083А857:50,5
10Валерий ВартанянOpel AstraА957:59,6

Сергей Суховский
Фото автора и Сергея Холодило