X

Как харьковчанин на автомобилях cобственной разработки устанавливал мировые рекорды

27 февраля 1911 года родился Эдуард Лорент – известный отечественный автогонщик, установивший на машинах серии «Харьков-Л» целый ряд мировых рекордов

Свою спортивную карьеру Эдуард Лорент начал еще в тридцатые годы, выступая на мотоциклетных соревнованиях. В 1939 году он установил  всесоюзный рекорд скорости на километровой дистанции в классе мотоциклов с двигателем до 500 см куб.

После окончания Второй мировой был создан Харьковский автомотоклуб «Трудовые резервы», который объединял энтузиастов автоспорта – таких как В. Никитин, И. Помогайбо, Г. Попов. Все они впоследствии установили немало выдающихся рекордов. Среди них был и Эдуард Лорент, день рождения которого мы сегодня и отмечаем.

“Харьков-Л” (1950 г.)

Свой первый рекордно-гоночный автомобиль «Харьков-Л» Эдуард Лорент построил в 1950 году и постоянно совершенствовал его конструкцию. Летом 1953 году на Всесоюзных автомобильных гонках, куда съехались сильнейшие спортсмены страны, он на доработанном «Харьков-Л1» установил четыре рекорда, которые превысили официальные мировые достижения для автомобилей Формулы-К с рабочим объемом до 250 см куб. При этом два из них – 160,8 км/ч на дистанции 50 и 148 км/ч на дистанции 100 км – долгие годы оставались высшими достижениями в стране.

Рекорд скорости

Летом 1961 года Лорент начал обкатывать свой очередной автомобиль «Харьков-Л2».  На этой машине устанавливались различные двухцилиндровые двигатели рабочим объемом 239, 345, 484 и 569 см куб. Они развивали мощность соответственно 50, 60, 80 и 100 л. с. Коробка передач была 4-ступенчатая, подвеска всех колес – независимая. Машина имела длину 3750 мм, ширину 1080 мм и высоту всего 680 мм.  Весила она, в зависимости от варианта, всего от 360 до 380 кг.

Эдуард Лорент у автомобиля “Харьков-Л2” (1955 г.)

Первые заезды были успешными, но для более высоких скоростей нужна была специальная трасса. И вот летом 1963 года такую обустроили на дне высохшего соленого озера Баскунчак. Здесь Лорент установил шесть всесоюзных рекордов, три из которых – в классе 350, 500 и 750 см куб. – длительное время оставались непревзойденными. А рекорд на дистанции 1 км  в классе 750 см куб. со старта с ходу  – 286,168 км/ч стал мировым достижением на долгие годы.

Э. Лорент на “Харьков-Л2” на соляном озере Баскунчак перед стартом на 1 км с хода. Фото own.in.ua

В дальнейшем появился новый рекордный автомобиль Э. Лорента – первый в стране дрегстер для гонок на короткие дистанции – «Харьков-Л3». Здесь применялись двигатели, аналогичные установленным на «Харьков-Л2», но форсированные.

Дрегстер “Харьков-Л3”

Интересно, что с ними в паре работала коробка передач от серийного автомобиля ЗАЗ-965. В 1967 году Эдуард и его сын  Валерий установили четыре рекорда, один из которых превзошел мировое достижение в этом классе.

Впоследствии Эдуард Лорент многие годы пребывал на тренерской работе в Харькове, воспитывая молодое поколения автоспортсменов.

Лорент-старший дает наставление сыну Валерию на трассе военного аэродрома в Чугуеве, 1 июня 1967 г. Фото: И.Бахтин, STF

Читайте также:
Как харьковские автогонщики в один день установили восемь рекордов