X

Не обманешь – не поедешь?

История автоспорта богата славными победами и выдающимися триумфами. И зачастую на пути к успеху спортсмены, функционеры и конструкторы не останавливаются ни перед чем. Предлагаем вам небольшой хит-парад самых громких скандалов, связанных с махинациями в автомобильном спорте.

История автоспорта богата славными победами и выдающимися триумфами. И зачастую на пути к успеху спортсмены, функционеры и конструкторы не останавливаются ни перед чем. Предлагаем вам небольшой хит-парад самых громких скандалов, связанных с махинациями в автомобильном спорте.

История автоспорта богата славными победами и выдающимися триумфами. И зачастую на пути к успеху спортсмены, функционеры и конструкторы не останавливаются ни перед чем. Предлагаем вам небольшой хит-парад самых громких скандалов, связанных с махинациями в автомобильном спорте.

«В начале 90-х главной ареной борьбы в Ф-1 были технологии. Теперь же конструкция автомобиля настолько жестко регламентирована, что единственная область, где можно добиться решающего преимущества, – человеческая. Но есть еще один путь, не очень законный, но оттого не менее привлекательный».

Патрик Хед, технический директор Williams, 1995 г.

 Два в одном (VI место)Toyota, 1995 г.

В 1995 году FIA в очередной раз решила обуздать гонку мощностей в чемпионате мира по ралли, предписав всем турбомоторам машин класса А8 рестриктор (34-миллиметровую шайбу на входе «улитки» турбокомпрессора, ограничивающую поток всасываемого воздуха). По расчетам теоретиков, это должно было ограничить мощность на уровне 300 л. с. И действительно, скорости заводских автомобилей заметно уменьшились, кроме трех Toyota Celiсa заводской подготовки. Подлог раскрылся только в конце сезона, уже после финиша ралли «Каталунья». Оказывается, у этих «Селик» конус-рестриктор был составным: перед стартом механики легким движением руки приподнимали и фиксировали его внутреннюю часть, образовывая кольцевой зазор для дополнительного притока воздуха. После финиша лицевой диффузор возвращали на место.

По словам нашего бывшего соотечественника Владимира Райхлина, в то время работавшего на Toyota Team Europe, об уловке в команде знали считаные сотрудники. Поэтому можно предположить утечку информации, которая очень дорого стоила команде. Лидировавшую на тот момент Toyota дисквалифицировали до конца 1996 года и наложили крупный штраф.

 Не разлей вода (V место)Arrows, Brabham и Williams, 1982 г.

Чтобы хоть как-то противостоять автомобилям Ф-1, оснащенным турбомоторами, три команды, использовавшие атмосферные двигатели, обратили внимание на пункт правил, касавшийся веса машин. Воспользовавшись тем, что автомобили тогда взвешивались без топлива и пилота, но со всеми техническими жидкостями, «атмосферщики» пошли на трюк с баками, якобы предназначенными для водяного охлаждения тормозов. Перед стартом 30-литровые емкости заполняли водой, которая уже на первых кругах сливалась на трассу. Соответственно, большую часть гонки эти болиды были легче разрешенного лимита. После финиша вода заливалась обратно и машина вновь соответствовала регламенту! Впрочем, длился обман недолго. Когда в Бразилии Brabham и Williams, чьи «косворты» проигрывали турбомоторам примерно сотню сил, финишировали первыми, Ferrari и Renault подняли скандал и добились дисквалификации конкурентов.

 Доски и фильтры (IV место)Benetton, 1994 г.

В 1994-м «формульный» Benetton поехал как никогда быстро: в семи первых гонках Михаэль Шумахер пять раз победил и дважды финишировал на подиуме, в то время как за все предыдущие 8 лет своего существования команда побеждала лишь 8 раз. Гроза всех «формульных» инженеров технический делегат FIA Чарльз Уайтинг обратил внимание на очень уж короткие пит-стопы Шумахера, во многом благодаря которым он и добивался успехов. Оказалось, что из заправочных шлангов Benetton механики удаляли специальные фильтры, что значительно ускоряло процесс дозаправки, но одновременно увеличивало и риск попадания топлива на капот автомобиля и последующего его возгорания.

Пока проводилось расследование, Benetton попался снова: в Бельгии доска скольжения под днищем болида Шумахера оказалась тоньше установленных 10 мм. Оправдания команды, что, мол, она стерлась, когда болид скакал по поребрикам, техкомиссия отвергла, тщательно изучив трассу. Тем не менее команду не исключили из чемпионата, ограничившись двухэтапной дисквалификацией Шумахера. Ведь на тот момент в чемпионате не было звезд: Ален Прост, Найджел Менселл и Нельсон Пике ушли, а единственный оставшийся чемпион – Айртон Сенна – трагически погиб в Имоле. И FIA не решилась оставить «Королевские автогонки» без харизматичного лидера.

 Бензин как балласт (III место)BAR, 2005 г.

Снова Формула-1, и снова игры с весом и дополнительными баками. Статья 4.1 техрегламента Ф-1 гласит: суммарный вес машины и пилота (без учета веса топлива) во время всего Гран-при не должен быть меньше 600 кг. После ГП Сан-Марино технический делегат FIA опустил в бак финишировавшего третьим болида BAR Дженсона Баттона эндоскоп. И обнаружил дополнительный бачок, который, по словам «барменов», просто обеспечивал надлежащее давление топлива. На самом же деле дополнительная емкость позволяла на последнем пит-стопе загрузить недопустимо легкие болиды до минимальных 600 кг. Предположение подтвердилось: после слива 8,92 кг топлива, плескавшегося в дополнительном резервуаре, весы показали 594,6 кг. Итог: аннулирование результатов конюшни на ГП Сан-Марино, дисквалификация на два следующих этапа и условная дисквалификация на 6 месяцев с отсрочкой исполнения приговора на год.

 Дело – свинец (II место)Tyrrell, 1984 г.

В 1984-м единственной командой, не сумевшей обзавестись турбомотором, стала Tyrrell. Казалось бы, с атмосферным «косвортом» и парой пилотов-дебютантов команда обречена. Но в Монако стартовавший последним Штефан Белофф финишировал третьим, а в Детройте Мартин Брандл и вовсе стал вторым, проиграв победившему Нельсону Пике меньше секунды. А ведь Brabham-BMW бразильца был на 165 л. с. мощнее!

Оказалось, что команда вернулась к попытке снизить вес машины за счет сливаемой после старта жидкости. Только на этот раз компенсировать ее отсутствие перед финишным взвешиванием было решено… свинцовыми шариками. На пит-стопах за пару-тройку кругов до финиша вместе с водой в соответствующий бак засыпали 35 кг свинцовой дроби! Нетрудно догадаться, какое преимущество в гонке имела машина, лишенная такого балласта…

Только за прежние заслуги одну из старейших команд не выставили из Ф-1, ограничившись дисквалификацией на три оставшиеся гонки, аннулированием всех результатов в сезоне-1984 и штрафом в миллион долларов. Кроме того, от греха подальше в 1985 году FIA вслед за вето на дозаправку топливом ввела запрет на дозаправку вообще любой жидкостью во время гонки.

 Пуще неволи (I место)Ханс Хейер, 1977 г.

Все команды вместе взятые переплюнул «богатенький буратино» из Менхенгладбаха Ханс Хейер. В 1977 году немец купил место в команде ATS на домашний этап. И… благополучно не прошел квалификацию! Но желание выступить перед соотечественниками было столь велико, что представитель самой законопослушной нации в мире рискнул. В тот момент, когда судья дал старт, Хейер также выехал из боксов и, проехав через пит-лейн (благо, что ATS как новичка разместили в самом начале «гаражного переулка»), тихонечко отправился в гонку. Судьи явно сплоховали, заметив присутствие немца, лишь когда он проехал 9 из 47 кругов и сошел из-за сломавшейся КП. И был дисквалифицирован задним числом, оставив историкам множество поводов для споров – даже сейчас на серверах статистики он значится «неофициально стартовавшим».

Сергей Суховский
Фото автора, BAR, Toyota, Tyrrell, Williams