X

Невидимые нити

В каждом серийном автомобиле есть антенна. Она позволяет водителю слушать FM-радио, развлекающее его в пути. А знаете ли вы, что в раллийной машине таких антенн несколько – причем используются они вовсе не для развлечений.

В каждом серийном автомобиле есть антенна. Она позволяет водителю слушать FM-радио, развлекающее его в пути. А знаете ли вы, что в раллийной машине таких антенн несколько – причем используются они вовсе не для развлечений.

В каждом серийном автомобиле есть антенна. Она позволяет водителю слушать FM-радио, развлекающее его в пути. А знаете ли вы, что в раллийной машине таких антенн несколько – причем используются они вовсе не для развлечений.

1UHF-антенна

Помимо конфиденциального радиообмена между пилотом и командой существует общедоступная связь, с помощью которой болельщики могут слышать переговоры во время съемки из салона машины. Для трансляции таких сообщений используется UHF-связь (УВЧ – ультравысокие частоты). Координатор команды передает гонщикам информацию о поломках, новости ралли и время обслуживания в сервис-парке. Пилоты в свою очередь используют этот канал связи в конце каждого спецучастка, чтобы сообщить о скорости прохождения трассы и проблемах, если они есть. Поскольку такую систему переговоров используют все команды, участвующие в чемпионате мира по ралли, радиочастоты заранее распределяются FIA. В каждой стране, где проходят соревнования, резервируется свой диапазон. Данная система не гарантирует конфиденциальности, поскольку команды осведомлены о радиочастотах своих соперников. Обычно UHF-сигнал распространяется на расстояние до 5-6 км; увеличить его можно, используя дополнительный ретранслятор, установленный на борту вертолета, который парит над трассой.

2 VHF-антенна

Как только гоночный автомобиль покидает сервисный парк, команда начинает переговариваться с экипажем – ведь инженеры и техники должны моментально узнать о любой проблеме, возникающей во время гонки. Поскольку эти переговоры носят конфиденциальный характер, используется VHF-радиосвязь (ОВЧ – очень высокие частоты). В некоторых странах (например, в Аргентине или Японии) из-за горного рельефа сигнал бывает очень слабым; в этом случае информацию передают по спутниковым телефонам. На связи с пилотами постоянно находятся главный техник, инженеры, техники связи, координатор, менеджер команды и главный механик.

3 GPS-антенна

Каждая гоночная машина класса WRC оснащена GPS-приемником и передатчиком, которые позволяют с точностью до метра установить местонахождение автомобиля на трассе. В условиях горных или пустынных гонок спутниковая навигация необходима, чтобы точно знать, в каком месте трассы находится автомобиль, получивший повреждения той или иной степени. Для автомобилей N-группы, которые участвуют не в каждой гонке мирового чемпионата, GPS-оборудование каждый раз предоставляется отдельно за залоговую сумму и по окончании ралли демонтируется.

4 Антенны телеметрии

Две антенны в задней части крыши автомобиля служат для автоматической передачи в сервисный парк данных телеметрии, поступающих от множества датчиков, установленных на различных узлах или системах ралли-кара. В зависимости от «нафаршированности» системы телеметрии объем передаваемой информации может существенно изменяться.

5 Видеокамера с передатчиком

Часто в ходе трансляции с раллийного этапа болельщики наблюдают картинку, снятую бортовыми камерами. Некоторые из них установлены в салоне, некоторые – снаружи машины (например, на крыше).

 Комментарий эксперта  

Андрей Александров
Чемпион Украины по ралли 2005 года

Многие путают радиосвязь пилот – инженер с переговорным устройством, позволяющим первому и второму пилотам общаться между собой во время прохождения спецучастка. На самом деле наши внутренние переговоры осуществляются при помощи кабельной связи. «Переговорка» может быть подключена как к радиостанции, с помощью которой экипаж общается с командой, так и к установленной в салоне видеокамере, картинку с которой впоследствии видят болельщики. Впрочем, для меня, как для пилота, важнее постоянный контакт со штурманом – быстро ехать, не слыша стенограммы, практически невозможно.

Владимир Некрасов
Фото Subaru и Peugeot