«Огненная кровь»
В мире автоспорта существуют и дизельные, и гибридные спорткары, но чаще всего в баки гоночных болидов заливают бензин. Впрочем, не совсем обычный: к примеру, описанию технических характеристик топлива, используемого в Формуле-1, федерация FIA посвятила целых три листа технического регламента!
В мире автоспорта существуют и дизельные, и гибридные спорткары, но чаще всего в баки гоночных болидов заливают бензин. Впрочем, не совсем обычный: к примеру, описанию технических характеристик топлива, используемого в Формуле-1, федерация FIA посвятила целых три листа технического регламента!
По регламенту FIA, топливо, используемое в автогонках, должно состоять из тех же компонентов, что и обычный бензин. И действительно, это горючее практически соответствует стандартам, которые действуют в Евросоюзе. Исключение – Формула-1, где, начиная с нынешнего года, не менее 5,75% топлива должно быть получено из биологического сырья. Более существенное отличие спортивного топлива – его октановое число. Этот показатель, полученный исследовательским методом, должен находиться в пределах 95–102. Естественно, в престижных гоночных сериях, где решающей может стать тысячная доля секунды, используется бензин с максимально разрешенным октановым числом, то есть 102-й.
Начинающие спортсмены часто заправляют свои ралли-кары топливом с обычных АЗС. |
И убрать, и прибавить
Каким же образом достигается такое значение октанового числа? Прежде всего, гоночный бензин изготавливается из очень хорошего сырья. К примеру, содержание олефиновых углеводородов, способствующих возникновению детонации, в спортивном топливе почти в четыре раза ниже, чем в коммерческом. Соответственно, отсутствуют в нем и антидетонаторы в виде металлсодержащих присадок, негативно влияющих на ресурс двигателя. В гоночном топливе намного больше углеводородов, которые повышают КПД мотора, но они увеличивают токсичность выхлопа и нагарообразование. В спорте с первым фактором смирились, а второй не имеет серьезного значения в силу небольшого ресурса моторов.
Топ-команды и их топливные партнеры в Ф-1 и WRC тратят немало средств и времени на тесты, в ходе которых состав бензина подбирается не только под авто, но даже под конкретные трассы. В итоге «кровь автоспорта» стоит куда дороже обычного бензина – примерно 5-6 евро за литр.
С чего начинаются гонки?
Далеко не все способны и готовы платить такую цену. Участники различных первенств, кубковых серий, начинающие спортсмены не тратят часть бюджета на покупку спецтоплива, справедливо полагая, что в первую очередь спортсмену нужно искать ресурс в собственных возможностях. Дорогое топливо поможет гонщику улучшить время на дистанции на секунду-две; а остальные 10–20 придут за счет повышения мастерства.
Что же делать тем, кому специальное гоночное топливо не по карману? Именно для них FIA указывает не только верхнюю, но и нижнюю границу допустимого октанового числа. Уже сейчас в Украине многие спортсмены предпочитают заливать в бак бензин с «нормальным» октановым числом, изготовленный из заведомо качественных нефтепродуктов с соблюдением всех современных технологий. Как правило, это брендированные бензины от известных сетей АЗС с октановым числом 95 или 98. Кстати, они хороши не только для спортивных машин, но и для любителей динамичной езды, которым не все равно, в каком техническом состоянии будет их автомобиль.
Мнение
Виталий ЛукьяновПобедитель Кубка ФАУ по ралли на серийных автомобилях 2008 года Наш экипаж использовал топливо Pulls 95 (брендированное топливо сети АЗС ОККО) в гонках на Кубок ФАУ и Кубок автосалона «Блиц-авто», в которых нам удалось победить. Общее впечатление – бензин весьма хорош. Динамика автомобиля явно лучше, чем при использовании обычного 95-го. Более того, поскольку двигатель моего Mitsubishi Lancer Evo рассчитан на 98-й бензин, который у нас встречается не везде, а если и встречается, то не всегда качественный, я имел возможность сравнить Pulls 95 и с ним. По опыту вождения отмечу, что при использовании этого брендового топлива двигатель даже немного лучше тянет на низких оборотах.
Некоторые сравнительные характеристики спортивного и коммерческого топлива | ||||
Наименование показателя | Норма по регламенту FIA для Ф-1* | Норма по регламенту FIA для ралли** | Pulls 95 | |
Октановое число: | исследовательский метод | 95–102 | 95–102 | не меньше 95 |
моторный метод | 85–90 | 85–90 | не меньше 85 | |
Плотность при 15°С, кг/м3 | 720–775 | 720–785 | 720–775 | |
Объем испарившегося бензина, % |
20–50 |
10–47 |
20–48 | |
Конец кипения бензина, °С | не выше 210 | не выше 225 | не выше 210 | |
Массовая доля кислорода, % | не более 3,7 | не более 3,7 | не более 2,7 | |
Концентрация свинца, мг/дм3 | не более 0,005 | не более 0,013 | не более 0,005 | |
* Согласно техническому регламенту Ф-1 на 2009 год |