X

Парад чемпионов

В этом году закрывать раллийный сезон в Украине выпала честь наиболее раскрученному этапу последних пяти лет – Prime Yalta Rally 2009. Именно здесь решалась судьба большинства чемпионских титулов…

В этом году закрывать раллийный сезон в Украине выпала честь наиболее раскрученному этапу последних пяти лет – Prime Yalta Rally 2009. Именно здесь решалась судьба большинства чемпионских титулов…

В этом году закрывать раллийный сезон в Украине выпала честь наиболее раскрученному этапу последних пяти лет – Prime Yalta Rally 2009. Именно здесь решалась судьба большинства чемпионских титулов…

По сравнению с предыдущими годами заключительный этап Чемпионата Украины и этап Кубка Европы по ралли Prime Yalta Rally 2009 стал еще сложнее. Длина спецучастков была увеличена на 23 км, тогда как общую дистанцию ралли сократили за счет меньших переездов между СУ. Впервые ралли стартовало без ялтинского городского спецучастка, собиравшего огромное количество зрителей, зато его место занял сложнейший спуск с горы Ай-Петри. Кстати, накануне ралли многие предполагали, что именно новый СУ окажется самым сложным и требовательным к технике и экипажам, однако таковым по-прежнему остался СУ «Плато». Так, в первый день гонки именно на «Плато» в пропасть вылетел Михаил Пурис на Opel Astra – к счастью, благодаря деревьям «приземление» оказалось довольно мягким. А днем позже в серьезную аварию попал россиянин Геннадий Иващенко на Subaru Impreza: пострадали и машина, и пилот. Спецучасток, естественно, остановили, а гонщика доставили в больницу с компрессионным переломом позвоночника.

Интрига одного СУ

Но вернемся на старт гонк и, где впервые в этом году можно было увидеть действующего абсолютного чемпиона Украины и двукратного победителя «Ялты» 2005 и 2008 годов Юрия Протасова. Кстати, спортсмен был заявлен за команду Vzletka Rally Team, которая перед данной гонкой сохраняла определенные шансы на командное «золото» чемпионата. Пожалуй, в этом таилась основная интрига ралли: как призналась впоследствии команда, перед Протасовым стояла задача не просто победить в абсолютном зачете, но и взвинтить темп таким образом, чтобы спровоцировать на ошибку без пяти минут чемпиона Александ­ра Салюка. Только в этом случае у «Взлетки» и ее лидера Алексея Яновского оставались шансы на победу в одном или даже двух зачетах.

Первый спецучасток, казалось, соответствовал намеченному плану: Юрий, как и год назад, быстрее всех преодолел подъем на Ай-Петри, тогда как Александра дважды развернуло, что стоило ему порядка десяти потерянных секунд. Однако уже на втором СУ Протасов завершил свою пятую в карьере «Ялту» – на первом переднем колесе обрезало шпильки крепления… Фактически в этот момент вопрос о командной победе Mentos Ascania Racing, за которую выступает Салюк, был решен окончательно.

Борьба за чемпионский титул в командном зачете фактически закончилась на втором СУ, когда сошел Юрий Протасов.

На СУ7 покинул гонку сохранявший математические шансы на чемпионство Алексей Яновский.

Чемпионские титулы 2009 года достались Александру Салюку и Адриану Афтаназиву заслуженно. Они выиграли все гонки сезона…

В огне сражения

Впрочем, трудности Салюка со сходом Протасова не закончились – буквально допом позже у киевлянина отказывает задний редуктор, и машина превращается фактически в переднеприводную! Дальше – больше: от чрезмерной нагрузки стираются почти до металлического корда передние покрышки, вследствие чего на третьем спецучастке Салюк буквально докатывается до финиша, проигрывая соперникам более минуты. И лишь после первого сервиса, когда механики вернули автомобилю его скорость, Александр смог вновь включиться в борьбу и к концу дня вернуть себе первое место в гонке. Забегая вперед, скажем, что оно осталось за ним до самого конца: стабильный и быстрый Юрий Шаповалов не смог претендовать на что-то большее, чем на второе подряд ялтинское «серебро».

А вот обладателем «бронзы» благодаря собственной скорости и сходам нескольких сильных соперников (в частности, Александра Фельдмана и Игоря Чаповского) на этот раз неожиданно стал харьковчанин Антон Кузьменко. Возможно, на третье место замахнулся бы и итальянско-румынский экипаж Марко Темпестини/Дорин Пульпеа, выступающий на самом современном ралли-каре Peugeot 207 Super2000. Однако и этих спортсменов подвела техника – после замыкания в проводке автомобиль загорелся. И кто знает, чем бы закончилось дело, не прояви настоящее благородство шедшие следом экипажи Фельдман/Горбик и Решетилов/Чернега. Забыв о собственных турнирных задачах, украинцы остановились и оказали своим иностранным коллегам необходимую помощь в тушении автомобиля.

Экипаж Николая Чмыха и Юрия Кузьминова в последний момент подал заявку на участие в У11 и неожиданно выиграл гонку.

Во главе пелотона за безопасностью гонки следил экипаж «Автоцентра» под управлением Ирины Кравец.

Серпантины судьбы

Как обычно, технические проблемы коснулись едва ли не большей части пелотона. Так, после шести субботних СУ, не пройдя и сотни боевых километров, гонку покинули 29 из 59 стартовавших экипажей! Конечно, благодаря системе SupeRally часть из них вернулась в строй день спустя – многие лишь для того, чтобы снова сойти. Пожалуй, наиболее драматичной стала развязка борьбы за чемпионство в классе У11, где оба претендента на титул – Алексей Яцюк и Сергей Тодосьев покинули трассу в субботу. Воскресным утром выяснилось, что Яцюк готов продолжить гонку, а вот машину Тодосьева, которую нечеловеческими усилиями удалось восстановить, на старт вывести все же невозможно. Казалось бы, Яцюку нужно всего лишь добраться до финиша, но в Ялте и это порой бывает неразрешимой задачей: отказавшее сцепление выбило Алексея из гонки, и титул получил потерявший было надежду Тодосьев…

Статистика

Этап 4. Prime Yalta Rally. Ялта. 11–13 сентября

Дистанция 575,71 км; из них 222,18 км спецучастков
Стартовало – 59 экипажей, финишировало 39 экипажей.

Стенограмма гонки

СУ1 Первый доп – как мастер-класс от чемпиона: как и в прошлом году, быстрее Протасова на Ай-Петри не поднимается никто.

СУ2 Спецучасток «Плато» остается за серебряным призером прошлой «Ялты» Юрием Шаповаловым, в то время как его тезка Протасов сходит с трассы. Компанию чемпиону составляют Михаил Пурис (Opel Astra) и Владимир Волошин (Opel Kadett).

СУ3 Юрий Шаповалов вновь быстрее всех. В аварии попадают Дмитрий Роткевич (ВАЗ-2112), Сергей Лукомский (Ford Fiesta ST).

СУ4 Лучшее время на СУ «Ай-Петри» у Александра Салюка. Сходят Дмитрий Беньяминов (Lancer Evo VI) и Иван Остапченко (Honda CRX).

СУ5 Лучшее время у Александра Салюка. Борьбу прекращает Сергей Чекан (Peugeot 206).

СУ6 Заключительный спецучасток первого дня вновь за Салюком, а вот его напарник по команде Валерий Горбань останавливается на допе с поврежденной машиной.

СУ7 На старт не выходят Сергей Тодосьев (Opel Kadett), Владимир Печеник (Citroёn Saxo) и Геннадий Лисовенко (Mazda 323). Вернувшийся в ралли Сергей Лукомский попадает в аварию и оформляет окончательный сход; завершает борьбу и Дмитрий Николаенко (VW Golf). Победа на этом спецучастке за Александром Салюком.

СУ8 Из-за поломки переднего редуктора сходит Алексей Яновский, а через две минуты заканчивается пожаром очередная «Ялта» для Игоря Чаповского. В серьезную аварию попадает Геннадий Иващенко на Subaru Impreza.

СУ9 После поломки подвески завершает гонку лидер класса У9 Андрей Креденцер на ВАЗ-2108. Класс У10 недосчитывается Александра Жидко из-за проблем с мотором. В У12 прекращает борьбу Сергей Коробейников на ГАЗ-2411. А победу на СУ у Салюка отбирает иностранный гонщик – Марко Темпестини на Peugeot 207 S2000…

СУ10 … однако уже на следующем СУ его автомобиль загорается. Пожар потушен, но продолжать гонку итальянец уже не может. Сходит претендент на чемпионство в классе У11 Алексей Яцюк, титул в классе остается у Сергея Тодосьева, оформившего свой сход на СУ7. В классе У10 снова потери – сходит Игорь Шабунин.

СУ11 Гонку заканчивают сразу пять спортсменов: в классе У11 – Вадим Ерохин ­(ВАЗ-2108) и Валерий Вартанян (Opel Astra), в А7 – Юрий Яковенко (Peugeot 206 S1600) и Сергей Фаюк (Ford Fiesta ST). В наиболее мощном классе N4 попадает в аварию Александр Фельдман, выступающий на новой Subaru Impreza WRX STi N14.

СУ12 Заключительный СУ, как и само Prime Yalta Rally, выигрывает Александр Салюк. Последним из сошедших, как и в прошлогодней «Ялте», становится Роман Тарасенко на ВАЗ-2108. Последним на финиш прибывает экипаж Александр Салюк-старший/Арсений Яценюк, после чего гонка, как и чемпионат 2009 года, считается завершенной.

Результаты ралли « Prime Yalta Rally» (восьмерка)

Поз.

Экипаж

Машина

Время (ч:мин.с)

1

Александр Салюк/Адриан Афтаназив

Mitsubishi Lancer Evo

2:38.37,7

2

Юрий Шаповалов /Кирилл Несвит

Mitsubishi Lancer Evo

+01.47,6

3

Антон Кузьменко/Эйтан Халфон

Subaru Impreza WRX STi

+07.14,5

4

Владимир Петренко/Дмитрий Яровенко

Mitsubishi Lancer Evo

+08.43,9

5

Валерий Горбань/Евгений Леонов

Mitsubishi Lancer Evo

+13.8,0

6

Степан Мазур/Ольга Коцегубова

Mitsubishi Lancer Evo

+17.16,0

7

Николай Соболев/Татьяна Кравцова

ВАЗ-2113

+17.34,3

8

Арунас Васиюнас/ Sereika Jonas

Subaru Impreza WRX STi

+19.53,4

Абсолютный зачет первые пилоты

Пилот

Результат

1

Александр Салюк-мл.

500

2

Алексей Яновский

332

3

Николай Соболев

299

Абсолютный зачет – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Адриан Афтаназив

500

2

Кирилл Несвит

351

3

Татьяна Кравцова

299

Класс N4 – первые пилоты

Пилот

Результат

1

Александр Салюк-мл.

490

2

Алексей Яновский

250

3

Юрий Шаповалов

248

Класс N4 – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Адриан Афтаназив

390

2

Кирилл Несвит

298

3

Дмитрий Резник

190

Класс N3 – первые пилоты

Пилот

Результат

1

Сергей Фаюк

134

2

Сергей Лукомский

84

3

Сергей Чекан

55

Класс N3 – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Виктор Артемов

100

2

Игорь Чижик

84

3

Игорь Козлов

55

Класс А7 – первые пилоты

Пилот

Результат

1

Юрий Кочмар

204

2

Алексей Панов

100

3

Юрий Яковенко

79

Класс А7 – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Сергей Коваль

204

2

Александр Шагин

100

3

Александр Донской

79

Класс У12 – первые пилоты

Пилот

Результат

1

Виталий Пушкарь

84

2

Дмитрий Беньяминов

50

3

Тарас Кравченко

34

Класс У12 – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Иван Мишин

84

2

Дмитрий Бойко

50

3

Александр Вильчинский

34

Класс У11 – первые пилоты

Пилот

Результат

1

Сергей Тодосьев

100

2

Алексей Яцюк

94

3

Николай Чмых

80

Класс У11 – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Григорий Кравчук

100

2

Дмитрий Аксенов

94

3

Юрий Кузьминов

80

Класс У10 – первые пилоты

Пилот

Результат

1

Николай Соболев

430

2

Игорь Шабунин

198

3

Олег Черкасов

194

Класс У10 – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Татьяна Кравцова

430

2

Андрей Товба

198

3

Андрей Дьячук

194

Класс У9 – первые пилоты

Пилот

Результат

1

Владимир Романов

231

2

Владимир Волошин

196

3

Андрей Креденцер

141

Класс У9 – вторые пилоты

Пилот

Результат

1

Маргарита Лавренко

234

2

Алина Соустова

124

3

Игорь Олисаев

108

Зачет команд

Команда

Результат

1

Mentos Ascania Racing

683

2

Elita Sport

621

3

Vzletka Rally Team

460

4

Chernomor Rally Team

146

5

Eurocar Sport

66

Евгений Сокур
Фото Евгения Сокура, Андрея Рошенко и Пресс-центра Prime Yalta Rally