X

Перейти эту реку вброд

Доминирование коммерческих и политических амбиций над интересами спорта едва не привело к срыву Чемпионата Украины по ралли 2008 года. Еще в середине июня ситуация выглядела хуже некуда: за две недели до заявленной даты проведения ралли «Мариуполь» его попросту некому было проводить…

Доминирование коммерческих и политических амбиций над интересами спорта едва не привело к срыву Чемпионата Украины по ралли 2008 года. Еще в середине июня ситуация выглядела хуже некуда: за две недели до заявленной даты проведения ралли «Мариуполь» его попросту некому было проводить…

Доминирование коммерческих и политических амбиций над интересами спорта едва не привело к срыву Чемпионата Украины по ралли 2008 года. Еще в середине июня ситуация выглядела хуже некуда: за две недели до заявленной даты проведения ралли «Мариуполь» его попросту некому было проводить…

В условиях кризиса, сложившегося в украинском спорте, роль «пожарного» блестяще сыграл одессит Виктор Шаповалов, который построил, организовал и провел ралли «Мариуполь» фактически за десять дней!

Все возрасты воде покорны

Больше всего удивляет не сам факт подготовки гонки в столь сжатые сроки, а уровень мероприятия. От ралли, которого не было со времен СССР, можно ожидать накладок, ошибок, неувязок и прочей неразберихи. На деле же и у спортсменов, и у журналистов сложилось впечатление, что «Мариуполь» проводится не в первый, а в двадцать первый раз – настолько четко и слаженно работали все компоненты этой гонки. Единодушны были пилоты и в оценке качества покрытия – даже те, кто не сумел добраться до финиша, утверждали: это одна из лучших грунтовых трасс, которые им когда-либо приходилось преодолевать.

«Пока ты на этом берегу, ты сам знаешь, что тебя ждет.
Вставай, переходим эту реку вброд!»

Борис Гребенщиков

Именно трасса и стала главным героем этой гонки. Она «решала», кому разбрызгивать шампанское на подиуме, а кому везти домой разбитую машину. И это не литературный прием: столь сложных и нестандартных дорожек в украинском ралли до сих пор не было. Трамплины сменялись профилированными поворотами, перекаты – волнообразными цепочками бугров, а венчали все это великолепие пять или шесть бродов разной ширины и глубины. Именно последнее препятствие сразу же полюбилось фотографам, но оно же и вычеркнуло из гонки целое созвездие быстрых пилотов. Валерий Горбань, Александр Желудов, Владимир Петренко, Александр Решетилов, Александр Салюк – все они так или иначе пострадали от мариупольских бродов.

Юрий Шаповалов – единственный из пилотов на Mitsubishi, добравшийся до финиша.
Игорь Чаповский рассматривал эту гонку как тренировку. Но благодаря точной и аккуратной езде поднялся на подиум.

Век живи…

Но и помимо бродов многое происходило на этом ралли впервые. К примеру, именно в Мариуполе состоялся украинский гоночный дебют нового поколения Subaru Impreza N14 – да не одной, а сразу двух. Примечательно, что в первый день гонки оба экипажа, выступавших на этих машинах, испытывали одинаковые проблемы. И Юрий Протасов (Ace Racing), и Александр Желудов (Tsunami Rally Team) жаловались на перегрев двигателей, связанный с конструктивной особенностью автомобиля, а именно отсутствием водяного охлаждения интеркулера. В воскресенье жара немного спала, и проблема стала не столь критичной; оба «субарувода» поехали быстрее, но закончили гонку с разными результатами. Протасов проявил несвойственные ему ранее осторожность и расчетливость, что и позволило ему выиграть вторую в жизни раллийную гонку после «Ялты-2005». Желудов же, повторимся, сошел на одном из бродов, но после гонки признался, что свои выводы из этого ралли он сделал. «Если бы я стартовал на Subaru предыдущего поколения, я мог бы выиграть эту гонку», – заметил он, но тут же философски добавил, что теперь это из области фантастики.

С весьма необычной проблемой столкнулся и один из лидеров класса А3 Руслан Кучер – его машина наотрез отказывалась заводиться в одной и той же точке – в судейской зоне перед парком сервиса! Руслану чуть было не «впаяли» 50 секунд штрафа, однако проблема обнаружилась сама собой: заводиться мешала вода, попадавшая под капот «112-й» во время мойки… И смех, и грех – поскольку проезд машин на сервис через мойку был в украинском ралли организован опять-таки впервые, Руслан и не подозревал ранее о таком капризе своей машины. Само собой, штраф с Кучера сняли, и он финишировал вторым в классе, вместе с Игорем Сторчаком принеся Tsunami Rally Team победный дубль.

Вторая подряд победа обеспечила Игорю Сторчаку комфортное лидерство в классе А3.
Борьба Игоря Чаповского и Валерия Горбаня была главным украшением параллельной гонки: их результаты совпали с точностью до десятой доли секунды!

Все вверх тормашками

Не обошлось и без разочарования, которое случилось впервые за много лет, – аварии действующего чемпиона страны Александра Салюка (Prime Rally Team). Постоянно находясь на лидирующих позициях, он привык контролировать ход гонки, тонко чувствуя, когда добавить темп, а когда просто не подпускать к себе соперников. В этот же раз, потеряв около пяти минут на одном из бродов, Салюк оказался в непривычной для себя роли догоняющего. Возможно, другой на его месте никуда не торопился бы, но чемпион есть чемпион… Александр бросился в погоню за ускользавшим подиумом и допустил ошибку буквально перед самым финишем дистанции.

Таким образом, ралли «Мариуполь» перевернуло ситуацию в украинском чемпионате с ног на голову. Во-первых, в нем поменялся лидер – впервые в карьере турнирную таблицу «абсолюта» возглавляет Протасов, а записной фаворит Салюк – лишь второй. Во-вторых, вплотную к ним подобрались великолепно выступившие в Мариуполе Юрий Шаповалов и Игорь Чаповский. Ну и в-третьих, ралли «Мариуполь» подняло организационную планку для остальных этапов национального первенства – причем так высоко, что наверняка не каждому ралли удастся до нее дотянуться. К счастью, пути назад уже нет; мы перешли реку вброд и теперь можем лишь гадать, что ждет нас впереди…

Стенограмма гонки

СУ1 Супер-спешиал, который представляет собой параллельную гонку на специально построенной трассе, в своих классах выигрывают Александр Салюк, Павел Гонтовой и Николай Соболев. Символично, что ни один из них до финиша гонки не доберется… А наиболее зрелищную дуэль устраивают Игорь Чаповский и Валерий Горбань, чьи результаты на финише отличаются сотыми долями секунды.

СУ2 Первый боевой доп вновь за Салюком, Гонтовым и Соболевым; причем Салюк – единственный в пелотоне, кому удается проехать этот спецучасток быстрее, чем за семь минут.

СУ3 Салюк сохраняет темп и заканчивает день с 15-секундным преимуществом; в то же время идущих за ним Юрия Протасова и Александра Желудова разделяет 0,7 секунды! В классах А3 и У2 первые победы на СУ одерживают Игорь Сторчак и Игорь Дорофеев (на фото). Из-за поломанной КП сходит Алексей Яновский, а машина Сергея Лукомского загорается на переезде между допами.

СУ4 Воскресенье начинается с первой победы Протасова и схода Владимира Петренко, который не попадает в ретардер и повреждает передний бампер, а затем ошибается при прохождении брода. Подобную ошибку допускает и Александр Желудов, но ему удается продолжить гонку.

СУ5 Салюк отвечает Протасову победой на допе. В классе А3 спецучасток выигрывает Руслан Кучер, а его главный соперник Сторчак едва не сходит, опасно «клюнув носом» после трамплина.

СУ6 Протасов вновь быстрейший, а вот Салюк резко теряет шансы на победу – его машина глохнет на одном из бродов, и продолжить движение ей удается только через пять минут. На этом же допе сходит Александр Решетилов – после прохождения брода у него оторван бампер и разбит радиатор.

СУ7 Салюк продолжает гонку в своем темпе и выигрывает очередной доп. Его напарник по команде Валерий Горбань теряет порядка трех минут, сталкиваясь с проблемами в работе двигателя.

СУ8 Горбань сходит, получив гидроудар при прохождении брода. Доп за Протасовым, однако Салюк уступает ему всего три десятых секунды.

СУ9 Коварный брод вычеркивает из гонки еще одного лидера, Александра Желудова, а вслед за ним сходят, перевернувшись через крышу, Александр Фельдман и Александр Панченко. Обе машины серьезно разбиты. Лучшее время вновь у Салюка.

СУ10 Протасов отвечает очередной победой, но Салюк не оставляет надежду догнать Чаповского в борьбе за третье место. Машина Соболева загорается, и спасти ее удается только с помощью огнетушителей экипажей-соперников.

СУ11 Незадолго до финиша Салюк попадает в аварию, разбивая машину там же, где и Фельдман. Протасов замедляется, понимая, что победа у него в кармане, и доп выигрывает Юрий Шаповалов. В классе А3 первый в гонке СУ записывает в свой актив Сергей Фаюк, а в классе У2 спецучасток и гонку выигрывает Дорофеев.

 Статистика. Ралли «Мариуполь»
Этап 2
Мариуполь, 28-29 июня 2008 года
Дистанция
330,33 км
Из них спецучастки
126,93 км

 Результаты ралли «Мариуполь» (зачетная восьмерка)
Экипаж
Машина
Время (ч:мин.с)
1
Юрий Протасов – Александр Горбик
Subaru Impreza WRX Sti
1:15.54,5
2
Юрий Шаповалов – Кирилл Несвит
Mitsubishi Lancer Evo IX
+ 1.59,2
3
Игорь Чаповский – Иван Герман
Subaru Impreza WRX Sti
+ 4.13,7
4
Игорь Сторчак – Андрей Николаев
Lada 112
+ 9.52,9
5
Руслан Кучер – Наталья Франчук
Lada 112
+11.08,0
6
Сергей Фаюк – Виктор Артемов
Ford Fiesta
+11.30,8
7
Валерий Вартанян – Андрей Димов
Opel Astra
+13.09,9
8
Игорь Дорофеев – Владислав Колесников
ВАЗ-2108
+15.20,2

 Зачет первых пилотов
Пилот
Мариуполь
Всего
1
Юрий Протасов
10
18
2
Александр Салюк-мл.
0
10
3
Игорь Чаповский
6
9
4
Юрий Шаповалов
8
8
5
Андис Нейкшанс
0
6
6
Игорь Сторчак
5
5
7
Валерий Горбань
0
5
8
Руслан Кучер
4
4
9
Владимир Петренко
0
4
10
Сергей Фаюк
3
3

Владимир Некрасов
Фото Сергея Холодило