Для небольшого промышленного Днепродзержинска ралли «Днепр» – грандиозный праздник. А если учесть, что в этом сезоне именно здесь решилась судьба чемпионского титула в N-группе, станет понятно, почему вокруг, казалось бы, самого обычного этапа еще задолго до старта возник ажиотаж.
| | Для небольшого промышленного Днепродзержинска ралли «Днепр» – грандиозный праздник. А если учесть, что в этом сезоне именно здесь решилась судьба чемпионского титула в N-группе, станет понятно, почему вокруг, казалось бы, самого обычного этапа еще задолго до старта возник ажиотаж. |
Традиционно для украинского ралли последних лет борьба за чемпионство представляет собой преследование Александра Салюка-старшего, который и в этом сезоне «финишировал в призах» во всех без исключения гонках. Да, победа Валерия Разумовского в Херсоне плюс два призовых подиума приблизили его к лидеру чемпионата, что называется, на расстояние атаки. Но чтобы завоевать титул абсолютного чемпиона 2004 года, Разумовскому надо было выиграть два оставшихся этапа. При этом лидеру MacCoffee для победы в N-группе достаточно было призового финиша в «Днепре», а чтобы стать абсолютным чемпионом 2004-го, Салюку предстоит побороться с Разумовским на заключительном этапе (при подведении итогов сезона у экипажей отнимаются два худших результата). Поэтому еще до старта ралли было ясно, что после повальных сходов одесской гонки именно «Днепр» должен расставить все (или почти все) точки над «i».
Короче, но сложнее
Днепродзержинская трасса в этом году мало отличалась от традиционного «Днепра», к которому успели привыкнуть и болельщики, и участники: первый день прошел по асфальтовому покрытию, второй – по гравию. Партнерами клуба «МСК» выступили организатор чемпионата компания «АРК», генеральный спонсор «ТАС-Комерцбанк», компании «Азмол», «Аэлита» и «Автотехникс». Поддержали этап мэр Днепродзержинска Василий Швец и городские службы безопасности.
По сравнению с одесскими 180 км специальных участков «днепровская» дистанция в 120 км могла показаться значительно легче, если бы не специфика трассы. Как рассказал директор ралли «Днепр» Виктор Шаповалов, в Одессе есть возможность создавать трассу любой конфигурации, здесь же в распоряжении гонщиков только уже имеющиеся дороги. Но, по мнению большинства участников, пройти все гравийные СУ «Днепра» – нешуточное дело для машины, хоть полноприводной, хоть самого младшего класса У1. Организаторы приложили максимум усилий, чтобы привести в порядок дорожку трассы, изменили и удлинили некоторые СУ, ввели новый асфальтовый СУ «Картодром».
Начнем с сюрпризов
Суббота началась с асфальтовых проездов, и хотя прохождение первых 20 км дистанции не обещало серьезной борьбы, уже к концу дня в N-группе неожиданности посыпались как из рога изобилия. Одной из них стало лидерство… Юрия Протасова, после первых трех СУ почти на 2 секунды опережавшего Валерия Разумовского. Но очередная победа днепродзержинца на последнем субботнем допе позволила ему возглавить зачет.
Дальше – больше. Механики команды Василия Ростоцкого после одесской неудачи вернули технику в строй, и на берегах Днепра львовский гонщик был готов взять реванш. Но его Mitsubishi снова подвел – после СУ4 приказал долго жить задний мост.
Александр Салюк провел первый день очень ровно, но на последнем субботнем допе поломка редуктора стоила ему драгоценных 15,8 секунды. Андрей Александров (на ралли «Днепр» он выступал со своим штурманом прошлых сезонов Иваном Германом) провел субботу спокойно, объяснив свой проигрыш в 11 секунд тем, что «вся гонка будет только завтра».
Завтра будет завтра
И действительно, от воскресенья ждали многого: именно тогда все должно было встать на свои места. Что ж, гравий «Днепра», состоящего в этом году из прямых и обратных проездов трех спецучастков, существенно уменьшил количество машин на финише. Но кроме чисто технических сходов и поломок, во второй половине дня крайне неожиданный (причем даже для организаторов) пассаж преподнес СУ «Кривец». В том месте, где трасса проходит практически по берегу Днепра, расположен так называемый «сухой брод», многие годы не выдававший ничего страшнее лужицы. Никто не мог предположить, что в воскресенье при сухой солнечной погоде там в середине дня ни с того ни с сего образуется добрых полметра воды! А все дело в том, что на короткое время были открыты шлюзы плотины. В итоге в большей или меньшей степени досталось всем: Борис Пергат так влетел в этот брод, что его Honda Integra там и осталась; Валерий Горбань заглох и потерял достаточно много времени, но все же продолжил гонку… И таких «хлебнувших лиха» было предостаточно.
Тем временем лидеры решали свои задачи: Валерий Разумовский удерживал преимущество, Александр Салюк наверстывал упущенное, Протасов и Александров изо всех сил старались удержаться вверху таблицы, но претендующего на третье место Андрея Александрова постигла неудача – в самом конце дня из-за сломанной передней балки он вынужден был прервать борьбу. К этому времени стало понятно, что старший Александр Салюк не намерен тянуть с оформлением своего чемпионства: его Lancer уверенно шел на второй результат. Ну а победителям ралли «Днепр» Валерию Разумовскому и Игорю Султанову абсолютно заслуженной наградой стали овации едва ли не всего города. Молодому же Протасову объехать ветеранов на сложном гравии пока не удалось – он занял почетное третье место. К слову, оспорить его после схода Александрова никто и не мог…
Монопривод – не повод скучать
В классе А7 развернулась внутрикомандная дуэль двух гонщиков MacCoffee Rally Team. В субботу Горбань проиграл младшему Салюку 11 секунд, но на гравийных СУ у лидера класса возникли проблемы: на одном из проездов его ВАЗ-21124 с поломанным приводом еле дотянул до финиша, так что прямо на трассе ему пришлось уступать дорогу летящему следом Горбаню. Спустя некоторое время уже Валерий потерял около минуты в одном из коварных песчаных поворотов на СУ «Кваки». Кто знает, как бы разрешилось такое противостояние, если бы не техника, «утихомирившая» обоих: Салюк не финишировал из-за отказа КПП, а Горбань выбыл из-за поломки подвески. Алексею Яновскому в такой ситуации оставалось лишь сконцентрироваться и финишировать, чтобы «забрать» свое «золото» в классе. Вторым и последним в А7 пришел Александр Бабенко.
В классе А6 одному из лидеров, Игорю Сторчаку, пришлось всю гонку бороться не только с главным фаворитом Русланом Кучером, но и с автомобилем – машина угрожала остановиться в любой момент. Новый же ВАЗ Руслана вел себя гораздо лучше, и первое место в классе никуда от киевского экипажа не делось. В самом маленьком классе У1 до финиша добрался лишь один экипаж – Игоря и Лады Соустовых на «Таврии».
Этап 5. 18-19 сентября 2004 года. Днепродзержинск |
Стартовали 36 экипажей Финишировали 15 экипажей |
|
|
| Ралли «Днепр». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
Поз. | Пилот/штурман | Машина | Время (ч:мин.с) | 1 | Валерий Разумовский/Игорь Султанов | Mitsubishi Lancer Evo VI | 1:22.43,00 | 2 | Александр Салюк/Леонид Косянчук | Mitsubishi Lancer Evo VII | +0.15,08 | 3 | Юрий Протасов/Тарас Чернуха | Mitsubishi Lancer Evo VI | +0.27,08 | 4 | Алексей Железко/Андрей Леонидов | Subaru Impreza WRX STi | +5.07,04 | 5 | Юрий Шаповалов/Любомир Шумаков | Subaru Impreza WRX STi | +8.31,07 | 6 | Константин Оленич/Александр Оленич | Subaru Impreza | +12.15,01 | 7 | Руслан Кучер/Сергей Коваль | ВАЗ-21083 | +16.47,06 | 8 | Алексей Яновский/Ирина Коломейцева | Opel Kadett | +19.42,09 |
|
| «Ралли Великобритания». Зачетная восьмерка-2003 |
Поз. | Пилот | Машина | 1 | Петер Солберг | Subaru Impreza WRC 2003 | 2 | Себастьян Лоэб | Citroёn Xsara WRC | 3 | Томми Мякинен | Subaru Impreza WRC 2003 | 4 | Колин МакРэй | Citroёn Xsara WRC | 5 | Франсуа Дюваль | Ford Focus RS WRC 03 | 6 | Фредди Лойкс | Peugeot 206 WRC | 7 | Манфред Штоль | Peugeot 206 WRC | 8 | Роман Креста | Peugeot 206 WRC |
|
| Чемпионат пилотов |
1 | Александр Салюк-ст. | 44 | 2 | Валерий Разумовский | 32 | 3 | Владимир Петренко | 20 | 4 | Юрий Шаповалов | 14 | 5 | Андрей Александров | 14 | 6 | Юрий Протасов | 11 | 7 | Александр Салюк-мл. | 11 | 8 | Дмитрий Рыбак | 7 | 9 | Константин Оленич | 6 | 10 | Алексей Железко | 5 | 11 | Сергей Фаюк | 3 | 12 | Валерий Вартанян | 2 | 13 | Станислав Прусс | 2 | 14 | Руслан Кучер | 2 | 15 | Алексей Яновский | 1 |
|
| Дистанция, км |
День 1 | Спец-участки | Дор. участки | Всего | 20,55 | 34,95 | 55,50 | День 2 | 99,62 | 127,76 | 227,38 | Всего | 120,17 | 162,71 | 282,88 |
|
| Чемпионат команд |
1 | MacCoffee Rally Team | 173 | 2 | Днепр-МСК-АЗМОЛ | 128 | 3 | Master Rally Team | 74 | 4 | Алекс Ралли Тим | 43 | 5 | Автотехнология Рейсинг | 24 | 6 | Одесса | 11 | 7 | Росава | 10 | 8 | Авионика Ралли | 4 |
|
| Победители спецучастков |
Валерий Разумовский | (СУ2, 4, 5, 6, 9,12, 15, 17, 18, 19) | Александр Салюк-ст. | (СУ7, 8*, 10, 13, 16) | Юрий Протасов | (СУ1, 3, 8*, 11, 14) | Андрей Александров | (СУ5) | * Одинаковое время |
|
Лариса Мищанчук
Фото автора