«Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков.
 |
 |
«Внимание! Автоспорт опасен!». Это предупреждение сопровождает болельщиков на каждом шагу. Зрителям подробно разъясняют, где и почему стоять небезопасно. Но события, из года в год повторяющиеся на «Ралли Монте-Карло», скоро вынудят организаторов составлять перечень «опасных мест» для самих гонщиков. |
Победа в этом ралли ценилась и всегда будет цениться выше, чем в любом другом. И вовсе не потому, что «Ралли Монте-Карло» – самое старое в мире. Главная составляющая его сверхпрестижности – постоянная смена дорожного покрытия, нивелирующая преимущество в технике и выдвигающая на передний план мастерство экипажа. Не все знают, что эта гонка лишь формально относится к Монако. В крохотном княжестве проходит только официальная часть программы: техническая проверка, торжественные церемонии старта и финиша. Сама же трасса петляет по серпантинам соседнего Прованса. Стартуя при плюсовой температуре в предгорье французских Альп, гонка стремительно поднимается вверх, к самым вершинам гор, покрытых вековыми льдами. Едва ли не на каждом допе асфальт перемежается со снегом и льдом. Добавьте сюда резкие перепады температуры, способные за пару часов изменить тип покрытия до неузнаваемости, и вам станет понятно, почему эту гонку называют лотереей. А еще – рулеткой: помимо погоды, сюрпризы участникам то и дело преподносят зрители.
Вот новый поворот
«И снова этот чертов спецучасток «Кол де Туриньи», – обычно сдержанный Маркус Гронхольм не особо подбирал слова. – Еду по чистому асфальту на сликах и влетаю в кучу снега посреди дороги! А ведь стюарды отлично знают, где зрители бросают снег с обочин на асфальт. Однако я снова, как и год, и два назад, попал в эти сугробы. Сегодня этот снег стоил нам второго места. Вандалы – им нужен не спорт, а аварии!».
Не менее красноречив был и Петер Солберг: «Я больше чем расстроен. Представьте: ни одной ошибки по ходу гонки, до финиша четыре допа, отыгрываю позицию за позицией, все просто отлично – и на тебе! Объясните, почему мой результат должен зависеть от таких вот «зрителей»?! Неужели они не понимают, насколько это опасно? Ведь это Альпы!».
Досталось от болельщиков и другим пилотам: снег на абсолютно сухом асфальте едва не стоил вылета Маркко Мартину, Франсуа Дювалю, Стефану Саразену и обоим пилотам Ford. Увы, подобные бесчинства зрителей – реальность самого старого ралли. Но, по словам Себастьяна Лоэба, к ним нужно относиться как к неизбежному злу. Что ж, эльзасец вправе так говорить: несмотря на то, что он первым пострадал от выходок болельщиков, едва не вылетев на СУ3, Себ в третий раз подряд вчистую выиграл гонку, в том числе тот самый проблемный доп! И если бы не обидная дисквалификация из-за ошибки механиков в 2001 году, то на счету действующего чемпиона уже были бы рекордные четыре победы подряд.
Словом, Лоэб снова соревновался только с собой и временем. А вот за его спиной происходило что-то невероятное. Соперники атаковали друг друга, словно эта гонка была первой и последней в сезоне. Особенно удивили новобранцы Ford и Citroёn Гардемайстер и Дюваль. Финн в первый же день прорвался из второй десятки на 4-е место, ниже которого уже не опускался. Бельгиец и вовсе с первого же допа шел вторым, уступая лишь партнеру по команде. Правда, недолго: на СУ6 Франсуа на полной скорости завалил телеграфный столб, перегородив трассу. Гонку остановили, а штурмана Стефана Прево с сильными ушибами ног отправили в госпиталь.
Спецучасток же выиграл впервые стартующий за заводскую команду Александр Бенг на… Skoda Fabia! Случайность? Нет, француз лидировал и на следующем СУ7! Кстати, этот доп стал последним в гонке для Армина Шварца: «играющий тренер» чешской дружины перевернулся у самого финиша, и машина замерла буквально в двух метрах от обрыва. Гонку снова остановили: медпомощь понадобилась обоим гонщикам.
Сам себе Себ
На протяжении воскресенья Лоэб был фактически недосягаем. Особенно после того, как на СУ12 из гонки выбыли Гронхольм и Солберг: с разницей в пару минут они в одном и том же месте попали в аварии, с которых мы начинали рассказ. Правда, в отличие от норвежца, финн смог «доковылять» до сервисной зоны на трех колесах и «зацепиться» за 5-ю позицию.
Едва ли не больший праздник, чем в стане «шевронов», царил в шатрах Ford и Mitsubishi, чьи пилоты Гардемайстер и Паницци финишировали вслед за Лоэбом. Для Тони эта гонка стала самой успешной в карьере; да и Жиль впервые взошел на монакский подиум (вот вам и «король асфальта»!). Не менее интересными были результаты в нижней части зачета. Так, 6-м стал Манфред Штоль на частном Citroёn, обогнавший «заводского» Харри Рованперу. Следом финишировали сошедшие в субботу из-за проблем с КПП Роман Креста (Ford) и Александр Бенг (Skoda). Благодаря системе SupeRally оба стартовали с пятиминутным штрафом и тем не менее смогли набрать очки для своих команд.
Взгляд зарубежных коллег |
Sporting Life (Великобритания)
Петеру Солбергу, чемпиону мира 2003 года, стоит попросить удачу повернуться к нему другой стороной. Норвежец, пилотируя в привычном жестком стиле, показывал один лучший результат за другим, но досадный вылет прервал его восхождение. Эта авария означает, что следующий этап в Швеции Солберг начнет с десятиочковым отставанием от Себастьяна Лоэба.
Auto Motor und Sport (Германия)
Без сомнений, причиной двух серьезных аварий (Солберга и Гронхольма – прим. автора) стала недисциплинированность зрителей. Однако стоит заметить, что Лоэб, например, несмотря на появившийся на трассе снег, ехал, как он умеет – умно и консервативно. В результате перед последними тремя допами он выигрывал у шедшего вторым Гардемайстера 2,5 минуты.
Helsingin Sanomat (Финляндия)
В то время как Тони Гардемайстер радовался удачному дебюту за рулем нового автомобиля Ford Focus WRC, другой наш соотечественник, Маркус Гронхольм, был в ярости. Критикуя болельщиков, он назвал их «не настоящими фанатами ралли, а просто больными людьми, которым хочется видеть только аварии и трагедии».
Le Figaro (Франция)
Так было и в 2003-м, и в 2004-м, и – вуаля! – в 2005-м. В третий раз подряд Себастьян Лоэб выигрывает «Ралли Монте-Карло», вновь начиная сезон наилучшим из всех возможных способов. Правда, на этот раз он должен быть благодарен зрителям, по чьей глупости из борьбы за победу выбыли два экс-чемпиона мира – Гронхольм и Солберг.
|
|
 |
Этап 1, 21 – 23 января 2005 г., Монте-Карло, Монако |
Дистанция 1360,13 км; из них 353,07 км спецучастков Стартовали 34 экипажа. Финишировали 24 экипажа
|
|
 |
Рецепт победы Лоэба |
Мы много разговаривали с нашим боссом Ги Фрекеленом и знали, что каждый год зрители бросают с обочин на дорогу снег. Я попросил свой экипаж безопасности отмечать любые места больших скоплений зрителей. И старался ехать аккуратнее во всех местах, где на обочине лежал снег. Тот поворот, где улетели Маркус и Петер, мы обычно проходим на 110 – 115 км/ч. Но из-за «зрительского» снега, да еще и на сликах… Словом, на этот раз мы оттормозились чуть ли не до 10 км/ч. Все же лучше проиграть пять секунд, чем вылететь с рекордной скоростью.
|
|
 |
В двух словах |
На ближайшей неделе в Лондоне пройдет встреча Берни Экклстоуна и руководителей девяти «формульных» команд. Главная цель Экклстоуна – вынудить все конюшни подписать вслед за Ferrari новый Договор согласия, который будет действовать до 2012 года.
Toyota провела День открытых дверей на своей фабрике в немецком Кельне, открыв ее для всех желающих. Собранные в результате акции 145 тыс. евро будут использованы для помощи пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии.
24 января на гоночной трассе в пригороде Барселоны дебютировал новый болид McLaren MP4-20. Проводивший первую тестовую сессию Кими Райкконен остался вполне доволен машиной, признав тем не менее, что над ее доводкой еще предстоит поработать.
Команда Jordan подписала контракт с компанией бывшего россиянина Алекса Шнайдера Midland, которая давно заявляла о намерении прийти в «Формулу-1». В 2005 году команда по-прежнему будет называться Jordan Grand Prix, однако уже о следующем сезоне этого с уверенностью сказать нельзя – вполне возможно, что после 14 лет в «Ф-1» Эдди Джордану придется покинуть «Королеву автоспорта».
|
|
 |
 |
«Ралли Монте-Карло». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
Поз. |
Экипаж |
Машина |
Время (ч:мин.с) |
1 |
Себастьян Лоэб/Даниэль Элена |
Citroёn Xsara WRC |
4:13.05,6 |
2 |
Тони Гардемайстер/Якке Хонканен |
Ford Focus RS WRC 04 |
+2.58,3 |
3 |
Жиль Паницци/Эрве Паницци |
Mitsubishi Lancer WR05 |
+3.40,1 |
4 |
Маркко Мартин/Майкл Парк |
Peugeot 307 WRC |
+5.27,7 |
5 |
Маркус Гронхольм/Тимо Раутиайнен |
Peugeot 307 WRC |
+7.33,8 |
6 |
Манфред Штоль/Илка Минор |
Citroёn Xsara WRC |
+8.08,9 |
7 |
Харри Рованпера/Ристо Пиетилайнен |
Mitsubishi Lancer WR05 |
+8.29,3 |
8 |
Роман Креста/Ян Томанек |
Ford Focus RS WRC 04 |
+9.18,1 |
|
 |
Чемпионат заводских пилотов |
Пилот |
Монте-Карло |
Всего |
1 |
Себастьян Лоэб |
10 |
10 |
2 |
Тони Гардемайстер |
8 |
8 |
3 |
Жиль Паницци |
6 |
6 |
4 |
Маркко Мартин |
5 |
5 |
5 |
Маркус Гронхольм |
4 |
4 |
6 |
Харри Рованпера |
2 |
2 |
7 |
Роман Креста |
1 |
1 |
8 |
Франсуа Дюваль |
0 |
0 |
9 |
Петер Солберг |
0 |
0 |
10 |
Стефан Саразен |
0 |
0 |
11 |
Армин Шварц |
0 |
0 |
12 |
Александр Бенг |
0 |
0 |
13 |
Антонин Вармбольд |
0 |
0 |
|
 |
Чемпионат заводских команд |
Команда |
Монте-Карло |
Всего |
1 |
Citroёn |
10 |
10 |
2 |
Ford |
10 |
10 |
3 |
Mitsubishi |
9 |
9 |
4 |
Peugeot |
9 |
9 |
5 |
Skoda |
1 |
1 |
6 |
Subaru |
0 |
0 |
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сергей Суховский
Редактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: