X

24 часа Ле Мана: Stig, Икс и вопрос выживания

За многие годы свою удачу в Ле Мане испытывали многие, причем совсем не обязательно профессиональные гонщики.

Этим, собственно, и привлекателен Ле Ман, в котором, как и в «Дакаре», наравне с профессионалами и заводскими командами стартую частники и любители. С этого года специально для любителей был введен новый класс GTEAM, а в прототипах младшей категории LMP2 требуется, чтобы экипаж обязательно включал не менее одного джентельмен-драйвера. В свое время в Ле Мане регулярно стартовали настоящие рок звезды вроде французского певца и актера Джонни Холлидея, барабанщика группы «Пинк Флойд» Ника Мейсона, или же отпрыски известных родителей, как например, сын Маргарет Тетчер… Пола Ньюмена можно было приравнивать к профессиональным пилотом, а в 1979-м году выступая на Porsche 935 №70, он смог финишировать вторым в общем зачете!

Сегодня по стопам этого великого актера, пусть пока не столь удачно, идет Патрик Демпси. В этом году одновременно и к знаменитостям, и к отпрыскам можно было отнести только сына Джонни Холлидея – Девида. Но все же, он не такая звезда как его отец, а только барабанщик, да и свой прототип он вдребезги разбил, причем в режиме сефети-кара!

Двумя другими знаменитостями, каждый в своем роде, были Stig и Ванина Икс – дочь 6-кратного победителя гонки 24 часа Ле Мана Жаки Икса (загл. фото). Правда, в обоих случаях речь, скорее, идет уже о профессиональных пилотах, так как Ванина уже много лет выступает в гонках, в том числе и Ле Мане. Несмотря на серьезные технические проблемы, ее старый прототип Lola Aston Martin №22 бельгийской команды Kronos стал вторым и последним уцелевшим в LMP1, отстав от Audi-победительницы на 27 кругов!

Нужно сказать, что чуть ли не впервые за многие годы класс прототипов LMP1 постиг настоящий «падеж» – 7 финишировавших из 17 стартовавших, причем среди них – пять дизелей впереди и всего две бензиновых машины! Благо, что в младшей категории прототипов LMP2, где и выступал Stig, дела обстояли диаметрально противоположно, что изрядно удивило. Выяснилось, что не все нововведения АСО, как идея с регулировкой дозаправок дизелей, оказались неудачными. Настоящим успехом можно считать гонку в LMP2.

Ранее этот относительно бюджетный класс являл собой не более чем доезд до финиша полуаматорских экипажей, где к концу гонки выживали единицы. С этого года LMP2 не просто отведен строго для частных команд, где один из трех членов экипажа обязательно должен быть любителем. Так, сюда заказан путь дизельной технологии и строго регламентируется стоимость шасси (новое без двигателя должно стоить не дороже 350 тысяч Евро).

Но что еще важнее – сюда допускаются двигатели, построенные исключительно на базе серийных образцов (не менее 1000 в год) с ограничением рабочего объема до 5 литров для атмосферных и 3,2 для турбированных. Их стоимость также строго ограничена – новый не более 35 тысяч Евро. По сути, в LMP2 развернулась новая дуэль мотористов. Причем, как выяснилось, надежность стоковых агрегатов оказалась невероятной – 8 из 11 стартовавших на финише!

К сожалению, для главных фаворитов гонки, как раз их-то и подвела техника, причем в обоих случаях, речь шла о уже проверенных двигателях от Honda, установленных на шасси HPD (та же Honda). Так, из-за отказа двигателя еще на середине дистанции сошла прошлогодняя команда-победительница Strakka Racing №42. Чуть больше повезло двукратной победительнице гонки 24 часа Ле Мана в LMP2 – RML №36, использующей аналогичную комбинацию шасси-двигатель, в экипаж которой и входил знаменитый Stig, который после 7 лет инкогнито вновь стал известен миру как гонщик Бен Коллинз.

После аналогичной замены турбины и некоторых других проблем №36 финишировал 4-м в классе, в 13 кругах от победителя и то, только после того, как у шедшего на 4-м месте №49 OAK Racing буквально на последнем круге взорвался двигатель BMW, модернизированный в Британии известной в Ле Мане фирмой Judd.

Небольшая частная команда Greaves Racing №41, выступавшая на самом старом в пелетоне шасси Zytek, но оснащенным новым двигателем Nissan, не была самой быстрой, но зато стабильной и, главное, – надежной.

Пока другие испытывали пусть и незначительные, но проблемы, опытные Карим Оййех (родной брат Мансура Оййеха – совладельца McLaren Group), Томас-Кимбер Смит и Оливер Ломбард наматывали круги.

В итоге даже вылет в гравий и последующий незапланированный визит в боксы при 7 кругах преимущества над ближайшими не повредил победителям – №41 закончил гонку на высоком 8-м месте в абсолюте, пусть и в 29 кругах от триумфатора Audi №2.

Вторым в LMP2 финишировал экипаж на №26 команды Signatech, использующей шасси Oreca c аналогичным двигателем Nissan. И лишь третье место заняла команда №33 Level 5 Motorsport, которая оснастила двигателем Honda прототип-купе Lola.

Пока что ранее надежные двигатели HPD уступили своим соотечественникам, равно как и британские BMW, но уже в следующем году в Ле Мане ожидается серьезное пополнение производителей, а, возможно, звездных пилотов, включая Патрика Демпси на возвращающейся Mazda, являющейся до сегодняшнего дня единственным японским производителем, которому покорился Ле Ман…

Фото Евгения Сокура и lemans.org