X

Джип-спринт: Вопрос далеко не только в скорости

Первый этап новой Национальной серии по джип-спринт Ukrainian Raid Series, которым стала «Алешкинская сечь», преподнес спортивную интригу, «попутно» подарив немало эмоций, как самим участникам, так и болельщикам.

«Алешкинская сечь» открыла серию по джип-спринт Ukrainian Raid Series, одновременно ознаменовав возврат ралли-рейдовых гонок, не проводившихся в Украине почти четыре года. Если не считать «пролога», прошедшего на берегу реки в самих Алешках (бывший Цюрупинск), главной ареной борьбы украинских «джиперов» стали известные алешкинские пески.

Трасса гонки представляла из себя 30-километровый круг, проложенный большей частью по песчано-грунтовым лесным дорогам. Участникам предстояло пройти его трижды в одном направлении, а затем трижды в обратном.

На гонку съехалось 22 экипажа с самых разных уголков Украины. Шестеро из них стартовало на настоящих спортивных «монстрах» в классе Sport, тогда как для любителей были зарезервированы сразу две категории – Tuning и Standart.

Именно возможность выступления аматоров является главной особенностью серии Ukrainian Raid Series, где аматоры соревнуются на той же трассе и дистанции, что и профессионалы. Более того, они также едут с максимально возможной скоростью, тогда как ранее в подобных гонках любители двигались по трассе с заданной средней скоростью, соревнуясь в так называемом формате «на регулярность движения».

В зачете Tuning, где разрешены серьезные технические доработки, стартовало 9 машин, тогда как в Stadart-е боролось семь экипажей, обязанных выступать на абсолютно серийных внедорожниках.

На «Алешкинской сечи», как и в «больших» ралли-рейдах, главную роль играло не только мастерство пилота, но и работа штурмана.

Целью экипажей являлся проход так называемых «Контрольных створов» (КС), расставленных в разных местах трассы. Их пропуск фиксировался судейством и за каждую такую ошибку полагался увесистый штраф в 30 минут. Более того, от круга к кругу их количество менялось, что усложняло работу штурманов.

В этой связи не удивительно, что первым победителем в истории Национальной серии джип-спринт Ukrainian Raid Series стал экипаж, состоявший из куда более опытных в сравнении со всей остальной оппозицией Николая Кузнецова и Виталия Евтехова.

На шести кругах их Toyota FJ Cruiser №201 дважды была быстрейшей и еще четырежды финишировала с вторым временем. Но, главное, штурман безупречно прокладывал маршрут, и за всю гонку этот экипаж получил лишь один 10-секундый штраф за фальстарт.

При этом Михаил Лисяк, также имеющий рейдовый опыт, не только выиграл субботний «пролог», но и показал лучшее время на четырех из шести кругов, плюс два раза был вторым. Именно он закончил гонку с лучшим временем, опередив на две минуты Кузнецова.

Однако, как победителю «пролога», Лисяку пришлось открывать все круги второго дня, что означало для его штурмана Ивана Солодовника быть настоящим первопроходцем. И с этой непростой ролью он не совсем справился, допустив две досадные ошибки, пропустив по одному КС на втором и третьем круге. Они вылились в часовой штраф, отбросивший харьковский экипаж с первого на третье место.

Вторыми в зачете Sport стали Константин Полийчук с Денисом Татарко (№203).

Они показывали стабильные времена, на пяти кругах став третьими, к тому же также не допустили ни одной навигационной ошибки, уступив в итоге победителям 24 минуты. Не менее интригующе сложилась гонка и среди любителей, причем в обоих классах.

Главным фаворитом в зачете Standart являлся Леонид Протасов – известный еще со времен «союза» кольцевик, также имеющий опыт и в ралли-рейдах.

Ветеран полностью оправдал свой статус, показав лучшее время сначала на «прологе», а потом и на четырех из пяти кругов. (Для любителей из-за сильно разрытой к концу дня песчаной трассы гонка была сокращена на один круг). Однако для именитого пилота не все прошло так гладко. По неопытности его штурмана – Владимира Чеботаря, – их экипаж доверился следам впереди идущих участников из зачета Sport… допустивших навигационную ошибку.

Пропуск двух КС означал штраф в один час и, казалось, на этом об алешкинском «золоте» можно было забыть. Однако большинство экипажей в зачете Standart являлись новичками и практически все совершили ту же самую ошибку!

Таким образом, с учетом аналогичного и больших штрафов у всех остальных прямых соперников, подиум Standart все же возглавили Протасов и Чеботарь, опередив на 11 минут Игоря Макулина с Виталием Гребенюком (№106), четырежды показавших второе время, и почти на час Александра Нестеренко с Александром Чихуном (№105).

В зачете Tuning результаты оказались еще более непредсказуемы. Лучшие времена тут остались за Константином и Ириной Ивашина (№111), выигравшими три круга и опередившими в итоге на три минуты также быстро ехавших Александра и Виталия Гузь (№107).

Однако 90 и 70 штрафных минут соответственно (Ивашины пропустили три КС), в итоге оставили эти экипажи вне подиума! Зато не блиставшие скоростью, при этом совершившие меньше навигационных ошибок участники забрали все призы зачета Tuning.

Победил тут новичок Вадим Вевер, которому ассистировал опытный штурман Максим Маштак. По ходу гонки они показывали времена в районе 4-5-го, лишь раз попав по скорости в топ-3. Зато они не получили ни одного штрафа, заслуга за что лежит «на плечах» опытного штурмана…

Вторыми в Tuning стали Андрей и Руслан Рындовы (№110), уступившие победителям по времени всего 5 минут, к которым добавился один 30-минутный штраф.

А «бронзу» в этом зачете забрали Александр Сафронков с Анатолием Зеленским (№101), показавшие в гонке третье время всего в 10 минутах от лучшего, но также пропустившие два КС и получившие час штрафа за это…

В этом и есть суть ралли-рейдовых гонок, где успех почти в равной степени зависит как от пилота, так и от его «навигатора»… Главное, участники получили хороший опыт – пилоты езды по довольно интересной и непростой песчаной «дорожке», а их штурманы непростые уроки навигации. Причем уже на обратных кругах практически никто из навигаторов, как и опытные Евтехов с Маштаком, не пропустил эти самые «всплывающие» КС…

Зрители тоже остались не обделены. Им была предложена довольно разнообразная программа. Субботу после пролога ознаменовал зажигательный концерт группы OT VINTA и дискотека DJ FM, которую венчало лазерное шоу, созданное специально для Ukrainian Raid Series.

Ну а в воскресенье беспрецедентно как для ралли-рейдов, причем не только украинских, прямо на трассе болельщики имели возможность периодически наблюдать за гонкой в настоящем прямом эфире! На большой светодиодный экран, установленный в лесу в районе старта-финиша, «картинку» обеспечивали сразу нескольких профессиональных ТВ групп и три квадрокоптера.

При этом все соорганизаторы Ukrainian Raid Series не собираются опускать взятую ими планку, сопровождая этапы этой новой серии яркой шоу составляющей, а также он-лайн трансляциями результатов и «живой картинкой» в Интернете…

«Алешкинская сечь» в цифрах:

  • Участвующие экипажи – 22.
  • Сошедшие – 7.
  • «Боевые» километры гонки – 184.
  • Общая длина пройденных «боевых» километров всеми участниками этапа – 2910.
  • Общее время штрафов и пенализаций – почти 14 часов.

Фото Евгений Брежнев