Один в гонке не воин
Вот и в автоспорте то же самое: выход на старт без налаженного тренировочного процесса обречен на неудачу. В любом виде спорта, от настольных игр до тяжелой атлетики, случаи, когда игрок или атлет добивался серьезных успехов, будучи при этом самоучкой, можно сосчитать по пальцам. Безусловно, на одном лишь таланте определенного уровня достичь можно – за счет того, что конкуренты будут слабы. Однако с определенного момента любой «вундеркинд» понимает: чтобы идти дальше, нужна правильная организация процесса, так называемая «школа». И чем раньше приходит это понимание – тем больших успехов добивается спортсмен.
На чем, где и с кем?
К сожалению, в автоспорте ситуация с тренировочным процессом всегда была непростой – в первую очередь, из-за высокой себестоимости такого. Опытные специалисты утверждают, что идеальное соотношение гоночных и тренировочных километров – 1:1. Иными словами, если, например, вы хотите принять участие в трех соревнованиях, где общая протяженность боевой дистанции составит 350 км, то в идеале вам нужно проехать такое же расстояние в режиме тренировки. Понятно, что спортсмены со скромными бюджетами не могут позволить себе такое количество тестов.
Второй проблемой, связанной с тренировками в нашей стране, является весьма скромное количество подходящих для этого дорог. Если, например, в Прибалтике стоит вам съехать на гравий – и перед вами прекрасная трасса для занятий, то в Украине ситуация, мягко говоря, несколько хуже. Дорог, которым подходит эпитет «ровная», не так уж много, но и они далеко не все годятся для тестов. Где-то банально не хватает поворотов, где-то дорога имеет интересную конфигурацию, но проходит при этом прямо по селу… Вот и получается, что трасс, где могут тренироваться украинские раллисты, на всю страну – не более десятка. Кольцевикам еще хуже: по большому счету, тренировочная трасса у них всего одна – киевская «Чайка».
Однако даже при наличии бюджета на тренировочные выезды и мест, где они могут регулярно происходить, без тренера это в любом случае будет не более чем бесцельная езда туда-сюда. Хуже того, впоследствии может оказаться, что закрепленные в результате многократного повторения навыки оказались неправильными. И что тогда – переучиваться? Ни для кого не секрет, что это намного сложнее и, конечно же, дороже.
Все сразу = ничего толком
Итак: для того, чтобы начать правильно заниматься автоспортом, безусловно, нужен хороший тренер. Как же его найти? Не так-то и просто. Казалось бы, стоит задать вопрос на любом автогоночном форуме – и в ответ завсегдатаи назовут массу кандидатур, в том числе и зарубежных. Однако прежде чем вверить свою автоспортивную карьеру (и деньги!) какому-либо специалисту, следует помнить о нескольких вещах.
На начальной стадии занятий спортом вам совершенно не обязательно необходим человек с громким именем. Далеко не всегда гонщик, прославившийся своей ездой, столь же талантлив по части преподавания. Кроме того, «звездный» пилот, безусловно, может рассказать вам массу секретов профессии – но поймете ли вы то, о чем он говорит? Не будет ли это напоминать разговор космонавта с членом авиамодельного кружка?
«Звездный» пилот может рассказать массу секретов профессии – но поймете ли вы то, о чем он говорит?
Запомните: делать первые шаги в автоспорте лучше вместе с тем человеком, который владеет даром объяснения сложных вещей простым языком. Для того, чтобы понять физику движения спортивного автомобиля, принципы управления им, азы стенограммы, премудрости спортивных документов и прочие основы автогонок, нужны не громкие титулы, а доходчивые, понятные объяснения. Если вы не поймете простого, вам не удастся постичь и сложное.
Еще одно железное правило, о котором нельзя забывать в поиске тренера, гласит: никто не может научить всему сразу. Как правило, человек, который утверждает, что умеет (и научит) управлять автомобилем, записывать стенограмму, обслуживать технику и строить карьеру одновременно, просто-напросто очень нуждается в ваших деньгах. Разумнее брать уроки у тех, кто является специалистом в конкретном деле: вождению лучше других научит пилот, работе со стенограммой – штурман, работе с техникой – инженер, а построению карьеры – менеджер. Идеальный наставник – подберет команду таких специалистов и с их помощью построит для вас индивидуальную учебную программу, сделав упор на то, с чем в первую очередь нужно работать именно вам.
«Все тесты отличаются друг от друга в зависимости от тех задач, которые на них выполняются. К примеру, если пилот хочет работать исключительно над тем, как он управляет автомобилем, – ему нужен короткий участок, буквально несколько поворотов разных градаций. Если задача тестов – поиск настроек автомобиля на конкретную гонку, то для этого необходим кусок длиной 3–5 км, но обязательно как можно более близкий по покрытию к трассе этой гонки. А если работа идет над стенограммой, идеальный вариант – ночные тесты. Если научишься верить штурману и своей стенограмме в темноте, то потом и днем поедешь быстро.»
«В первую очередь каждый должен решить, что для него автоспорт – хобби или спорт? В первом случае наличие тренера вовсе не обязательно, а вот во втором без него не обойтись. Приведу простой пример. Все мы умеем бегать, верно? Но вряд ли кто-то сумеет попасть в олимпийскую сборную без помощи наставника, который объяснит технику бега, поставит дыхание, определит спортивный режим. Точно так же с вождением. Многие умеют ездить на автомобиле, и для городской езды «дом-работа» и даже, например, участия в аматорских соревнованиях этого, в общем-то, хватает. Но научить ездить по-настоящему быстро и побеждать в соревнованиях может только опытный тренер.»
Украинские автогонщики и их наставники | |
Пилот | Тренер |
Валерий Горбань | Андрус Лаур |
Ирина Коломейцева | Евгений Васин, Алексей Щукин |
Тарас Кравченко | Андис Нейкшанс |
Антон Кузьменко | Алексей Лукьянок |
Иван Остапченко | Владимир Петренко |
Юрий Протасов | Йонас Дерешкявичюс |
Виталий Пушкарь | Эгидиюс Тутинас, Александр Салюк-мл. |
Дмитрий Радзивил | Евгений Васин, Алексей Щукин |
Денис Сидоров | Николай Соболев |
Алексей Тармазов | Пер-Гуннар Андерссон |
Фото Сергея Холодило