Ралли-спринт: «Столица» и ее традиции

Скоропостижная замена асфальта на Крещатике внесла свою лепту и в историю отечественного автоспорта – впервые за 7 лет ралли «Столица» стартовало не на центральной улице Киева. Но это была лишь одна из целого ряда прерванных традиций…

За последний год Юрий Протасов сменил уже четыре машины, постоянно оставаясь при этом среди лидеров. Ралли-спринт «Столица». Тот самый «скользкий» поворот, остановивший Subaru Алексея Железко. Ралли-спринт «Столица». Иван Герман: «Ах, если бы не эта КПП…» Ралли-спринт «Столица». Первый день гонки Владимир Петренко закончил лидером. Ралли-спринт «Столица» Ралли-спринт «Столица». Черный – цвет удачи: Юрию Шаповалову (вверху) и Руслану Кучеру удалось финишировать третьим и четвертым.

 

 

Скоропостижная замена асфальта на Крещатике внесла свою лепту и в историю отечественного автоспорта – впервые за 7 лет ралли «Столица» стартовало не на центральной улице Киева. Но это была лишь одна из целого ряда прерванных традиций…

 

Вторым – и, пожалуй, самым важным! – новшеством прошедшей 16 и 17 апреля гонки стало изменение ее формата. Об отсутствии в Киеве и доступных зрителю окрестностях пригодного для гонок асфальта говорилось давно и неоднократно. В минувшие годы спецучастки приходилось выискивать буквально днем с огнем, для чего «мобилизовали» то автодром «Чайка», то Музей под открытым небом в Пирогово, то поселки Чабаны и Бортничи… Менялись трассы, но проблема оставалась: необходимого минимума в 120 км соответствующих регламенту асфальтовых допов не набиралось.

Дистанция 147,26 км; из них 44,19 км спецучастков
Стартовало 25 экипажей
Финишировало 15 экипажей

 

Гордиев узел проблем разрубила ФАУ, введя новую автоспортивную дисциплину – ралли-спринт. Ее регламент большей частью повторяет регламент классического ралли за одним принципиальным исключением: максимальная общая протяженность спецучастков в ралли-спринте должна составлять 80 км, минимальная – 40 км. Выполнить эти условия организатору «Столицы» – Киевскому автомотоклубу и генеральному спонсору – «ТНК-Украина» было несложно. Трассу одного допа (2,89 км) проложили по территории НВЦ, второй (2,02 км) прошел по автодрому «Феофания». Девять проездов (пять в субботу и четыре в воскресенье) по каждому из допов и составили в сумме необходимые 45 км.

Люблю грозу в конце апреля

Еще задолго до старта гонки, когда только были объявлены ее маршрут и регламент, довелось услышать (да и прочитать в Интернете) высказывания такого плана: «Да что это за ралли – сорок «кэмэ» спецучастков! Стоило огород городить…». Ну это еще как сказать. Да, «Столица» в нынешнем формате не шла в зачет Чемпионата Украины по ралли – видимо, поэтому некоторые из сильнейших пилотов страны (в частности, чемпион и бронзовый призер прошлого сезона Валерий Разумовский и Андрей Александров) решили не стартовать. Однако огород городить все-таки стоило – хотя бы для истосковавшихся по большому спорту киевских болельщиков.

А сорок километров – так ведь их сначала проехать надо! Как выяснилось, сделать это и остаться целым было не так уж просто. Как это часто бывает, в «разборки» гонщиков чуть ли не с первого СУ вмешалась погода – прекратившийся было утренний дождь со стартом гонки хлынул с новой силой. И кое-кого начало смывать…

На первом же проезде по допу «Феофания» в довольно опасном 90-градусном повороте ошибся и пробил колесо о бордюр опытнейший Александр Салюк-старший. Поворот этот, кстати, – местечко очень интересное, ведь предшествует ему в меру крутой спуск. И если пилот MacCoffee сумел сберечь свой Lancer Evo VII, потеряв лишь 12 секунд, то одному из главных его конкурентов, Алексею Железко, повезло гораздо меньше. Следующий проезд, тот же спуск, но уже с гораздо большим количеством воды – и белоснежная Subaru Impreza замирает на выходе из поворота с развороченной задней подвеской. Крайне обидный сход по-настоящему быстрого гонщика…

А дождь продолжался, и следующей его жертвой оказался Александр Салюк-младший. В начале ходового поворота пилот, по его словам, «попал в настоящий ручей», где переднеприводная «Лада-112» стала просто неуправляемой. Пролетев несколько метров, машина рухнула с откоса и уткнулась в землю передним левым крылом. Экипаж не пострадал (спасибо ремням безопасности!), но из борьбы за победу, естественно, выбыл. А лидирующую тройку после первого дня составили всегда спокойный Владимир Петренко, отыгрывавший у него по одной-две секунды на допе Салюк-старший и блестяще вернувшийся в ралли после годичного перерыва Иван Герман.

Там, за туманами…

К утру воскресенья погода устроила гонщикам новое испытание – проливной дождь сменился туманом. Несмотря на это, Салюк с каждым допом отыгрывал у Петренко потерянные в субботу секунды, и к СУ13 вырвался-таки вперед. Борьба обещала быть жесткой, но… на СУ14 Lancer Evo IV Петренко поскользнулся на грязном, засыпанном мокрыми прошлогодними листьями асфальте и улетел в растущие на краю обрыва деревья. Когда же за три допа до финиша поломка КПП вычеркнула из соискателей главного приза Subaru Германа, стало ясно – победе Салюка более ничто не угрожает. Второе место, несмотря на 30-секундный штраф, занял стремительно осваивающий новую для себя «Ладу-112 кит-кар» (КК) Юрий Протасов; третье место на подиуме досталось «Лучшему дебютанту-2004» по версии «Автоцентра» кременчужанину Юрию Шаповалову на Subaru Impreza. Отметим, что вслед за ним (и первым в своем классе) финишировал второй пилот обновленной кременчугской команды Руслан Кучер.

Итак, первый в истории украинского автоспорта ралли-спринт состоялся, предъявив публике как плюсы (компактная трасса, относительная простота в организации, высокий уровень безопасности зрителей), так и минусы нового формата (короткая дистанция, недостаток «быстрых» допов). И теперь организаторам других этапов предстоит решать – положит ли обновленная «Столица» начало новой традиции?

 Ралли-спринт «Столица» 16-17 апреля 2005 г., Киев
Итоговые результаты (первая десятка)
Экипаж Машина Группа Поз.* Время
1 Александр Салюк/Леонид Косянчук Mitsubishi Lancer Evo VII N4 1 36,41,4
2 Юрий Протасов/Тарас Чернуха ВАЗ-2112 «кит-кар» KK 1 +2.00,6
3 Юрий Шаповалов/Любомир Шумаков Subaru Impreza N4 2 +2.34,4
4 Руслан Кучер/Сергей Суховский ВАЗ-2108 У10 1 +3.19,6
5 Юрий Яковенко/Борис Донской Citroёn Xsara А7 1 +3.34,8
6 Андрей Круглик/Игорь Круглик ВАЗ-2108 У10 2 +3.53,0
7 Валерий Марголенко/Виталий Терещенко Honda Integra А7 2 +4.37,0
8 Виктор Холявко/Дмитрий Соловьев ВАЗ-21083 У10 3 +5.10,8
9 Виктор Розыграев/Павел Ковтун ВАЗ-2108 У9 1 +5.46,4
10 Вадим Ерохин/Евгений Крыжановский ВАЗ-2108 У9 2 +5.46,8
* Позиция в группе

 

Владимир Некрасов
Фото Ларисы Мищанчук и Сергея Холодило

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.