Полемика по поводу изменений в регламенте отечественного ралли длилась практически все межсезонье. К счастью, в отличие от НХЛ, украинские раллисты находят общий язык. Возможно, отчасти этому способствуют наши публикации и дискуссия за «круглым столом» в редакции «Автоцентра».
| | Полемика по поводу изменений в регламенте отечественного ралли длилась практически все межсезонье. К счастью, в отличие от НХЛ, украинские раллисты находят общий язык. Возможно, отчасти этому способствуют наши публикации и дискуссия за «круглым столом» в редакции «Автоцентра». |
Оговоримся сразу – «круглый стол» ни в коем случае не собирался для принятия каких-то решений, так как это находится в компетенции соответствующих органов ФАУ (в частности, раллийного комитета (РК) и комиссии автомобильного спорта (КАС ФАУ). Нашей же целью в первую очередь было дать возможность заинтересованным сторонам высказаться и выслушать друг друга. Но прежде всего – кто же эти заинтересованные стороны?
Раллийный триумвират
Не секрет, что основные действующие лица Чемпионата Украины по ралли могут быть условно поделены на три категории – участники, функционеры и организаторы этапов. Участники (к ним относятся и пилоты, и штурманы, и механики, и менеджеры – короче, все члены гоночных команд) – это фанаты, которые тратят деньги на то, чтобы заниматься любимым спортом. Функционеры, представляющие ФАУ, готовят спортивный и технический регламент, а также жестко контролируют безопасность гонок – иными словами, превращают любительские покатушки в автоспортивные соревнования, придавая им официальный статус. Организаторы же отдельных этапов, как и организатор чемпионата, обеспечивают наличие и соответствующее качество гоночной инфраструктуры и трасс, а также безопасность болельщиков и спортсменов. Но главное – они должны найти средства на проведение этапов и, превратив гонки в шоу, привлечь к ним внимание публики и масс-медиа. Ну а при удачном раскладе – и заработать на этом деньги, чтобы вложить их в новые старты.
У представителей каждой из этих категорий, таким образом, есть свои интересы, которые зачастую не совпадают – при том, что все эти люди искренне радеют за укрепление украинского автоспорта и его прогресс. Так произошло и в нынешнее межсезонье, когда вновь избранный РК предложил внести в спортивный и технический регламенты чемпионата некоторые изменения. В частности, было предложено сократить формат каждой гонки с семи- до четырехдневного, дифференцированно поднять стартовые взносы для спортсменов, уменьшить количество проездов по одному спецучастку и отменить допы с твердым (асфальт и бетон) покрытием. Главной целью, которую преследовали эти предложения, было сокращение расходов пилотов и команд, что должно способствовать привлечению в автоспорт новых участников. Обсуждению этих новшеств и был посвящен наш «круглый стол».
Спешить надо медленно
Позицию каждого из участников – а среди них были и гонщики, и функционеры ФАУ, и организаторы соревнований – мы сформулировали в виде небольших монологов, которые позволяют понять причины необходимости изменений и возможные пути их внедрения. Отметим, что обсуждение продолжалось довольно долго, и в ходе его прозвучало немало интересных мыслей, не все из которых, к сожалению, поместились в этом материале. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: изменения, предложенные РК, в целом позитивны, однако их внедрение требует времени и сил. Сейчас же, когда до старта нового чемпионата осталось меньше месяца, пороть горячку и вправду незачем. Видимо, поэтому спортивная комиссия ФАУ и решила провести Чемпионат-2005 в соответствии с действующим регламентом и в заранее оговоренные сроки. Ну а как события будут развиваться в дальнейшем – покажет время.
| МНЕНИЕ | | Олег Петрищев Организатор ралли «Чумацкий Шлях», председатель КАС ФАУ Мы предложили ряд изменений, учитывая динамику роста ралли и сложившуюся ситуацию. Все новшества направлены на экономию времени и средств как гонщиков, так и организаторов. К примеру, изменение формата гонки экономит каждому экипажу в среднем 500 гривен в день – на проживании, питании, проезде, бензине и т. п. РК счел возможным половину сэкономленных таким образом средств потратить на организацию гонки путем повышения стартовых взносов. Стремление сократить количество проездов по одному допу вызвано желанием сделать гонки похожими на ралли, а не на езду по замкнутому кругу, когда пилоты на память заучили всю трассу. К тому же недостаточно плотное покрытие спецучастков не выдерживает многократных проездов. Теперь об отмене асфальтовых допов. Не секрет, что асфальтовые гонки в достаточном объеме и на достаточно качественном покрытии в нашей стране долгое время не проводились. Поэтому РК предложил пока воздержаться от включения в ЧУ асфальтовых спецучастков – в первую очередь, чтобы уменьшить расходы команд на приобретение амуниции. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Игорь Султанов Чемпион Украины 2004 года, соорганизатор ралли «Днипро» Как представитель клуба МСК выражаю мнение организатора ралли «Днипро»: наша команда во многом согласна с нововведениями, предложенными РК. Вопрос в другом – о столь кардинальных изменениях организаторы этапов должны узнавать заранее, а не накануне сезона! Возьмем хотя бы вопрос покрытия. Как и в любом другом виде спорта, у ралли есть шоу-составляющая – так называемые прологи, которые проходят в городской черте. Они собирают основную массу зрителей – ведь далеко не все поедут на загородные допы. А нет зрителей – нет и телевидения. Но, например, в черте Днепродзержинска невозможно подготовить вместо 25 асфальтовых километров столько же грунтовых или гравийных. А ведь при организации гонки МСК получает всестороннюю поддержку городской мэрии. Естественно, ей неинтересно проводить гонку вне города. И потом, для подготовки гравийных или грунтовых трасс нужно время – год-два. Мы же узнаем о новшествах сейчас, за несколько месяцев до гонки. А ведь начать готовить трассу можно только в мае, когда после зимы окончательно «сядет» грунт. В общем, считаю, что для таких кардинальных изменений нужен переходный период. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Валерий Горбань Чемпион Украины 2003 года, член РК При разработке предлагаемых изменений предполагалось, что при более компактном графике в спорт потянутся люди с деньгами, которые имеют возможность потратить на свое хобби не так уж много времени. Ведь мы не можем привлечь людей в чемпионат, увеличив стартовые взносы, скажем, в десять раз. Наоборот, такие взносы резко уменьшат число участников, и никакие телевизионщики не будут снимать гонки, в которых участвует десяток экипажей. Да, в других национальных чемпионатах – например, в России – стартовые взносы составляют $300-400. Сейчас даже не все наши лидеры готовы платить такие деньги. И тем не менее, если организатором будет предложен тот формат, который устроит гонщиков, деньги они найдут. По поводу сокращения количества проездов по одному допу хотелось бы добавить вот что. Я езжу на переднеприводном автомобиле, который разрытая трасса возмущает больше всего. Если полный привод еще как-то едет по ней, то передний – ползет, роя канаву ведущими колесами. В Днепродзержинске мы сошли и смотрели гонку глазами зрителей. Так вот, более или менее быстро передвигалась только верхушка пелотона – все остальные ползли. Так о каком интересе со стороны гонщиков и зрителей может идти речь? |
|
|
| МНЕНИЕ | | Алексей Мочанов Спортивный комментатор, член РК В начале прошлого века французский автоклуб провел первое ралли в США. Зрители собрались, увидели проехавшие машины и поняли, что «кока-кола» в бутылках осталась, а гонка уже закончилась. С тех пор в США все гоняются на овалах, где все как на ладони. Так вот, если подходить к вопросу с точки зрения удобства для зрителей, то нам нужно строить такие же овалы. Но мы говорим о ралли, где невозможно создать идеальные условия для зрителей. Поэтому для нас важнее не тысяча болельщиков, пришедших на конкретную гонку, а телевидение, которое покажет это ралли СОТНЯМ тысяч телезрителей. Да, на этапе WRC «Ралли Финляндия» за пять дней в районе городка Ювяскюля, вокруг которого идет гонка, зарабатывается 11 млн. евро. 78% приезжих – сами финны, которые покупают билеты минимум по 43 евро, причем даже не на трибуны, а просто в лес! Но я не представляю, чтобы у нас вообще кто-то купил билет. Поэтому, говоря о ралли в Украине, мы имеем в виду спорт, благополучие которого напрямую зависит от телевидения. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Василий Ростоцкий Организатор Чемпионата Украины по ралли Для организаторов новый формат означает увеличение расходов. Чтобы переформатировать этап и уплотнить график, понадобится привлечение большего количества людей, задействованных в проведении гонки, – милиции, «скорой помощи», маршалов… Нужно потратиться на организацию доступа к интересным местам, чтобы и зрители, и СМИ могли увидеть не один, а три проезда, причем в поле их зрения должно быть 5-6 поворотов. Я не согласен с тем, что зритель нам не важен. Английский этап WRC вживую смотрят 1,6 млн. человек. В Польше пролог ближайшей к нам краковской гонки собирает 140 тыс. зрителей. Представляете, насколько в тех регионах в дни ралли увеличивается объем продаж и услуг?! На местных заправках говорят, что за одну-две гонки зарабатывают столько же, сколько за год. Зритель необходим хотя бы для того, чтобы организатор мог прийти к мэру или губернатору с аргументом: смотри – у тебя в городе или в области поток денег увеличится на столько-то. Считаю, что без широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами такие решения приниматься не должны. Поскольку Чемпионат-2004 прошел без особых проблем, логично оставить регламент прежним. А уж потом, в течение сезона, провести хоть 150, хоть 200 таких вот «круглых столов» и постепенно довести соревнования до международного уровня с учетом всех национальных особенностей. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Андрей Александров Бронзовый призер Чемпионата Украины 2004 года, председатель РК Предлагая внести изменения в регламент нашего раллийного чемпионата, мы основывались на мировом опыте – большая часть членов РК представляет Украину на гонках за рубежом. Прошлогодний формат чемпионата не был удачным. И вот почему: 90% спортсменов не являются профессионалами – то есть не получают зарплату за свое участие в ралли. Наоборот, они зарабатывают деньги, а затем приносят их в спорт. Мы хотим дать им возможность совмещать работу и спорт – а для этого нужен четкий и плотный график. Ведь гораздо проще содержать команду (питание, проживание в гостинице и т. д.) не неделю, а четыре дня. Кроме того, в Украине уже два года практикуется максимум три проезда по допу в режиме ознакомления. А поскольку спецучастки неоднократно повторяются (а зачастую еще и используются в обоих направлениях), реально нужно ознакомиться не со всеми 150 километрами допов, а лишь с третью из них. По нашим подсчетам, двух дней для этого достаточно. К слову, за это время во всем мире успевают прописать всю трассу, хотя зачастую там не повторяется ни один доп. Хотелось бы напомнить: в автоспорте первичен участник. И организаторы, и функционеры существуют лишь потому, что есть определенное количество фанатов, готовых покупать автомобили и приезжать на соревнования, платя стартовые взносы. Повторюсь: первичен спортсмен, и именно его интересы надо учитывать в первую очередь. |
|
|
Что же НЕ изменилось? |
Итак, регламент раллийного чемпионата образца 2004 года решено оставить без изменений. Понимая, что далеко не все знают прошлогоднюю редакцию этого документа «назубок», мы решили напомнить некоторые его положения – в основном те, которые наиболее активно обсуждались в нынешнее межсезонье. Программа этапа. Понедельник: открытие приема заявок участников; распространение легенды (минимум за три дня до начала соревнований). Вторник: окончание приема заявок. Среда – четверг: ознакомление с трассой (график составляется по усмотрению организатора – прим. ред.). Пятница: проверка автомобилей; публикация списка экипажей, допущенных к старту. Суббота: старт ралли. Воскресенье: финиш ралли; окончательный контроль; публикация результатов ралли; вручение наград. Ознакомление: во время ознакомления с трассой ралли допускается три проезда по специальному участку. Допущенные автомобили: к участию в соревновании допускаются омологированные или сертифицированные ФАУ на день проведения предстартового контроля автомобили в абсолютном зачете и таких классах: класс N4 – автомобили группы N с объемом двигателя до 3500 куб. см; класс A7 – автомобили группы N или группы А (в том числе группы А «кит-кар» и группы А «Супер-1600») с объемом двигателя до 2000 куб. см; класс А6 – автомобили группы N или группы А (кроме группы А «кит-кар» и группы А «Супер-1600») с объемом двигателя до 1600 куб. см; класс У-1 – автомобили, соответствующие требованиям группы «Украина-1400». Заявочные взносы: благотворительные вклады в развитие украинского автоспорта (заявочные взносы) установлены в размере: для класса N4 – 600 грн. для класса А7 – 450 грн. для класса А6 – 300 грн. для класса У-1 – 100 грн. Трассы: все трассы должны быть инспектированы ФАУ. В течение ралли допускается только одна смена типа покрытия. Общая длина специальных участков должна быть не меньше 120 км и не больше 180 км. Наибольшая длина каждого специального участка не должна превышать 30 км (с допуском +/- 10%). Максимальная средняя скорость на специальных участках не должна превышать 125 км/ч. Трассы гравийных ралли не должны включать в себя специальные участки, которые повторяются более двух раз подряд, или более трех раз на протяжении ралли. Специальные участки, которые открывают ралли (как раз они и могут являться так называемыми прологами – прим. ред.), могут повторяться подряд не более трех раз. |
|
|
| Проект календаря Чемпионата Украины по ралли, утвержденный КАС ФАУ 05.02.2005 г. |
Дата | Ралли | Город | Организатор | 15 – 17.04 | «Столица» | Киев | КМАМК | 20 – 22.05 | «Стара Фортеця» | Каменец-Подольский | «Линия Чемпионов» | 17 – 19.06 | «Чумацкий Шлях» | Херсон | АК «Херсон» | 19 – 21.08 | «Куяльник» | Одесса | «Линия Чемпионов» | 16 – 18.09 | «Днипро» | Днепродзержинск | СТК «МСК» | 21 – 23.10 | «Карпаты» | Львов | «Линия Чемпионов» | Примечание: Место и время проведения этапов могут быть изменены |
|
Владимир Некрасов, Сергей Суховский
Фото Владислава Бойко