X

Раскрась скорость

Благодаря своей раскраске эти болиды мелькали на страницах и телеэкранах куда чаще, чем полагалось бы с учетом их спортивных достижений.

Благодаря своей раскраске эти болиды мелькали на страницах и телеэкранах куда чаще, чем полагалось бы с учетом их спортивных достижений.

Благодаря своей раскраске эти болиды мелькали на страницах и телеэкранах куда чаще, чем полагалось бы с учетом их спортивных достижений.

Больше других по части оригинальной раскраски преуспел BMW. В конце 70-х баварцы отдали несколько своих автомобилей под роспись самым модным в то время художникам.

Одной из лучших стала работа Энди Уорхола (на фото вверху), постаравшегося передать «дух скорости». Увы, его творение финишировало в «Ле Мане» 1976 года только шестым.

Через 4 года, в 1980-м, французский дилер выставил в «24 часах Ле Мана» баварское купе М1, раскрашенное под дорожный атлас Франции с указанием всех дилерских и сервисных центров BMW France (фото внизу). Результат был еще хуже – сход из-за отказа бензонасоса.

Маленькая, но очень гордая фирма Lister никак не могла найти средства для участия в чемпионате FIA GT. На выручку в 1996 году пришли соседи из футбольного клуба Newcastle United, раскрасившие автомобили в свою фирменную черно-белую полоску. «Листеры» через четыре года стали-таки чемпионами, а вот клуб, наоборот, покатился по наклонной…

В Новой Зеландии есть не только киви и тасманский дьявол, но еще и трак-рейсинг. А когда возможности автомобилей примерно равны, то благодаря необычному «макияжу» можно не только привлечь спонсоров, но и распугать соперников, например, как этот Freightliner 1999 года.

Традицию использовать для болидов национальные цвета нарушил в 1968 году владелец Lotus Колин Чепмен. Увы, так случилось, что в его раскрашенных под пачки сигарет болидах разбилось сразу несколько пилотов мирового уровня, и охочая до клише пресса тут же окрестила автомобили англичанина «черными гробами». Что, впрочем, не помешало Lotus стать самой успешной конюшней в Формуле-1 70-х.

Перед самым стартом «Ле Мана» образца 1971 года спонсор «подложил свинью» одному звездному немецкому экипажу, отказавшись финансировать его выступления. И те, не долго думая, украсили свой Porsche 917/20 схемой «раскройки поросенка». Итог – сход из-за отказавшей системы впрыска и приз за «самый оригинальный экстерьер».

Библейский змей-искуситель в исполнении Audi? На самом деле такой раскраской команда решила отметить окончание победного сезона в азиатско-тихоокеанской серии Le Mans. А поскольку финальный этап, «гонка тысячелетий» проходила 31 декабря 2000 года в Аделаиде, то на спайдере нарисовали «фирменных» представителей австралийской фауны.

Первое время (1974-1975 гг.) болиды британского лорда Хескета щеголяли девственной белизной. Но семейные сбережения быстро кончились, и в 1977 году Hesketh украсили «наивные красотки Penthouse». Причем сначала это были фотографии полуобнаженных моделей, и лишь после неоднократных возмущений родственников Хескета и чопорной британской прессы барышень «одели» и сделали рисованными.

В наше время болид Ф-1 без рекламных надписей – нонсенс. А расписанный подобным образом – тем паче. Поэтому немудрено, что сподобившийся за весь сезон-2006 только на одно очко болид Toro Rosso STR-01 удостоился чести экспонироваться в нью-йоркском музее современных искусств.

В 1988 году Петеру Зауберу привалило «большое счастье». Mercedes выбрал его скромную команду в качестве плацдарма для своего возвращения в большой спорт. Вместе с супермоторами швейцарские спортопрототипы получили новый «окрас» – под компьютерную схему от входящего в мерседесовский конгломерат электронного гиганта AEG. И, с наскоку выиграв чемпионат спортпрототипов, в 1989-м Sauber переоделись в традиционные для Mercedes серебристые ливреи.

McLaren MP4-21 2006 года обещал стать сенсацией в мире технологий: его корпус покрыли тончайшей хромовой пленкой – по заверениям McLaren, материалом с самым низким из известных человеку коэффициентом аэродинамического трения. Не помогло: впервые с 1996 года McLaren остался без побед. Разбежались и пилоты. Разочарованный Кими Райкконен ушел в Ferrari, а Хуан-Пабло Монтойя вообще покинул Ф-1.

Так и не найдя перед сезоном-2003 крупных спонсоров, Racing for Holland решил взять количеством и стал распродавать рекламную площадь своих спортпрототипов блочками. Стать спонсором национальной команды голландским компаниям можно было всего-то за 2000 евро. И, судя по 32-м различным брендам, задумка сработала.

Когда места много, грех ограничиться только надписями. Нико Пулич решил наглядно продемонстрировать все туристические прелести родной Хорватии, раскрасив в 2006 году ее живописными видами свои мерседесовские рейс-траки.

Для США не редкость популяризация в автоспорте полицейских и пожарных департаментов, ВВС, ВМС и прочих родов войск. Но вот реклама скаутского лагеря на Porsche 911 GT в самой «великовозрастной» дисциплине – гонках GT1 – появилась в 2001 году впервые.

Похоже, португальский экипаж на «престарелом» Renault R4 руководствовался пословицей: «Если не можешь быть воином, то хотя бы выгляди им». И действительно, как спецназовец перед боем, раскрашенный из пульверизатора пикап бодро раскатывал по европейским допам нынешнего «дакара», но переплыть Гибралтар не рискнул. Видимо, старичка укачивает.

Сергей Суховский
Фото автора, AFP и фирм-производителей