X

С точностью до наоборот

Когда Гран-при Малайзии прошел впервые (а это было в далеком уже 1999 году), за победу в нем боролись пилоты двух команд – Ferrari и McLaren. Спустя восемь лет история повторилась – только с совершенно иным результатом.

Когда Гран-при Малайзии прошел впервые (а это было в далеком уже 1999 году), за победу в нем боролись пилоты двух команд – Ferrari и McLaren. Спустя восемь лет история повторилась – только с совершенно иным результатом.

Когда Гран-при Малайзии прошел впервые (а это было в далеком уже 1999 году), за победу в нем боролись пилоты двух команд – Ferrari и McLaren. Спустя восемь лет история повторилась – только с совершенно иным результатом.

На самом деле у двух этих гонок общего гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И тогда, и сейчас первые четыре места на стартовой решетке занимали пилоты «красных» и «серебристых». Для тех, кто подзабыл или же просто не смотрел Формулу?1 в прошлом веке, напоминаем, что в 99-м это были Михаэль Шумахер, Эдди Ирвайн, Дэвид Култхард и Мика Хаккинен. Именно в таком порядке они стартовали, однако вскоре пилоты Ferrari, воспользовавшись легальной тогда командной тактикой, поменялись местами. Да-да, не удивляйтесь – в 99-м за чемпионский титул боролся именно Ирвайн, а Шумахер, пропустивший полсезона из-за аварии в Сильверстоуне, прикрывал его спину от атак пилотов McLaren.

Тогда в Малайзии Ирвайн одержал победу, но проиграл войну – чемпионский титул все равно достался Хаккинену, выигравшему финальную гонку в Японии. Впрочем, нас сейчас интересует роль, которую в малайзийской гонке образца 99?го года сыграл Шумахер. Свою задачу – сдержать обоих пилотов McLaren – Михаэль выполнил «на пять», и пресса в один голос причислила к огромному списку его добродетелей еще одну – преданность интересам команды.

Двое на одного

Вы, наверное, уже давно догадались, к чему я веду. После нынешнего Гран-при Малайзии некоторые несознательные болельщики начали осуждать Льюиса Хэмилтона за то, что он намеренно сдерживал пилотов Ferrari, давая возможность своему напарнику Фернандо Алонсо уйти вперед и создать комфортный отрыв. Бросьте – это была чистая работа! Конечно, я далек от мысли сравнивать молодого паренька с Великим Шумахером, но по сути, Льюис просто повторил то, что семью годами раньше с успехом удалось Михаэлю.

И потом, не забывайте, что о пресловутой запрещенной командной тактике в данном случае речь не идет – ведь пилоты McLaren местами не менялись. В результате захватывающего сражения в квалификации Алонсо сумел показать второй результат, а Хэмилтон – четвертый. И не их вина, что ставшие соответственно первым и третьим Фелипе Масса и Кими Райкконен провалили старт. Казалось, что схватка, начавшаяся в субботу, просто продолжилась в воскресенье – настолько отчаянно вся четверка лидеров схлестнулась в первых поворотах гонки. В результате Алонсо стал первым, Хэмилтон – вторым; естественно, в этой ситуации Льюис и без приказа сообразил, что главная его задача – сдержать натиск двух Ferrari, коршунами круживших за его задним спойлером.

Заметим мимоходом, что удержать за спиной двух опытных гоночных асов, какими с полным правом могут называться Фелипе и Кими, совсем непросто. Возможно, в Монако или на Хунгароринге это было бы чуть легче; но на широких треках, подобных малайзийскому, для этого надо быть пилотом не столько опытным, сколько хладнокровным и расчетливым. И этих качеств, как показала гонка, у Хэмилтона с избытком.

Масса неприятностей

Впрочем, нельзя сказать, что пилотам Ferrari просто не повезло – нет, в большей мере они сами виноваты в своем поражении. Проиграв старт, «красные» – в первую очередь, конечно же, Масса – заметно занервничали. Бразилец начал бесшабашно, но безуспешно атаковать Хэмилтона, вследствие чего сначала едва не столкнулся с собственным напарником, а затем и вовсе вылетел на обочину и вернулся на трассу лишь пятым. Четыре очка – совсем не тот результат, на который мог рассчитывать обладатель поул-позишн; но все попытки Массы обогнать своего бывшего напарника, а ныне пилота BMW Ника Хайдфельда не увенчались успехом. Ник – сама стабильность! – не дал Фелипе ни малейшего шанса и уверенно провел гонку на четвертой позиции.

В свою очередь Кими Райкконен, лишившись досадной помехи в виде собственного напарника, по-кавалерийски наскакивать на Хэмилтона не стал. Расчет финна, вероятно, основывался на том, что впереди была вся гонка – в том числе два пит-стопа, в проведении которых Ferrari традиционно сильна. Но нет – на этот раз «красным» не удалось извлечь из тактики хоть какую-нибудь пользу, так как свои пит-стопы их конкуренты из McLaren также провели безукоризненно, быстро и вовремя.

Объяснение медленному темпу Райкконена, как часто бывает, лежало на поверхности. После первого Гран-при сезона в Австралии Ferrari обнаружила, что в ходе гонки из системы охлаждения двигателя на машине Кими произошла утечка. Сменить мотор – означало потерять десять стартовых позиций, а с ними и все шансы на победу. Поэтому было решено пойти на компромисс – ограничить обороты «подозрительного» двигателя, не давая ему работать в предельных режимах. Именно это, как заверила команда, не позволило Райкконену завоевать поул и бороться за победу. Лишь на последних кругах дистанции, когда Ferrari перешла на более жесткий тип резины, Кими поехал заметно быстрее. Однако все, что ему удалось, – просто догнать ушедшего вперед Хэмилтона; обогнать же британца финн так и не смог. Тем не менее свои шесть очков Кими заработал – а значит, команда оказалась права.

Все впереди

Таким вот образом лидер в чемпионате мира сменился – в двух гонках Фернандо набрал 18 очков, тогда как Кими «всего» 16. Если бы до конца сезона оставался один Гран-при (как это было в 1999-м), напряжение оставалось бы невероятным. А так все спокойно расселись по самолетам и отправились в Бахрейн, на очередную гонку. Вполне возможно, она опять изменит все с точностью до наоборот.

 Статистика

Этап 2. Гран-при Малайзии, Сепанг, 7-8 апреля 2007 года

Дистанция 310,408 км (56 кругов по 5543 м)
Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:32.14,930 с, средняя скорость 201,893 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Масса (1.35,043 с)
Быстрейший круг в гонке: Л. Хэмилтон (1.36,701 с)

 Итоговые результаты Гран­при Малайзии
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
12Фернандо АлонсоMcLaren MP4­22561:32.14,930
24Льюис ХэмилтонMcLaren MP4­2256+ 17,557
33Кими РайкконенFerrari F200756+ 18,339
45Ник ХайдфельдBMW Sauber F1.0756+ 33,777
51Фелипе МассаFerrari F200756+ 36,705
612Джанкарло ФизикеллаRenault R2756+ 1.05,638
78Ярно ТруллиToyota TF10756+ 1.10,132
811Хейкки КовалайненRenault R2756+ 1.12,015
919Александр ВюрцWilliams FW2956+ 1.29,924
1010Марк УэбберRed Bull RB356+ 1.33,556
1122Рубенс БаррикеллоHonda RA10755+ 1 круг
1215Дженсон БаттонHonda RA10755+ 1 круг
1314Такума СатоSuper Aguri SA0755+ 1 круг
1417Скотт СпидToro Rosso STR0255+ 1 круг
159Ральф ШумахерToyota TF10755+ 1 круг
1618Энтони ДэвидсонSuper Aguri SA0755+ 1 круг
1716Витантонио ЛиуцциToro Rosso STR0255+ 1 круг
187Роберт КубицаBMW Sauber F1.0755+ 1 круг
196Нико РосбергWilliams FW2942Двигатель
2013Дэвид КултхардRed Bull RB336Тормоза
2120Кристиан АльберсSpyker F8­VII7КП
2221Адриан СутилSpyker F8­VII0Столкновение

 Кубок конструкторов
Команда МалайзияВсего
1McLaren/Mercedes1832
2Ferrari1023
3BMW Sauber/BMW510
4Renault48
5Toyota23
6Williams/Toyota02
7Red Bull/Renault00
8Honda00
9Super Aguri/Honda00
10Toro Rosso/Ferrari00
11Spyker/Ferrari00

 Чемпионат пилотов
Пилот МалайзияВсего
1Фернандо Алонсо1018
2Кими Райкконен616
3Льюис Хэмилтон814
4Ник Хайдфельд510
5Джанкарло Физикелла37
6Фелипе Масса47
7Ярно Трулли22
8Нико Росберг02
9Хейкки Ковалайнен11
10Ральф Шумахер01

Владимир Некрасов
Фото команд-участниц

За кулисами Гран-при

Немецкая пресса утверждает, что Ральф Шумахер должен значительно снизить свои аппетиты, чтобы остаться в Toyota в 2008-м. Зарплата Шумахера составляет $23 миллиона, в то время как его партнер Ярно Трулли довольствуется суммой в 2,5 раза скромнее. Ходят слухи, что Toyota начала переговоры с Ником Хайдфельдом, чьи услуги также не обременят бюджет японского автогиганта. Впрочем, менеджер Шумахера успокоил прессу, сказав: «Мы спокойны – значит, и вам волноваться нечего».

Восточная кухня подорвала здоровье Кристиана Алберса – медики трассы Сепанг констатировали у гонщика Spyker пищевое отравление. Диагноз прозвучал как приговор – ведь это случилось в субботу вечером! Однако, несмотря на сильные боли в животе, мужественный Алберс вышел на старт. Увы, команду подвел не человеческий, а механический фактор – гонщик сошел с дистанции из-за поломки коробки передач.

Toro Rosso с юмором прокомментировала слух о том, что концерн HWA планирует выкупить 50% акций конюшни за $150 миллионов. Официальный пресс-релиз команды после гонки в Сепанге начинался следующей фразой: «И кто нас покупает сегодня?».

За кулисы заглядывал Алексей Зубенко