X

Салюк-младший? Нет, Салюк – лучший!

Заключительный этап Чемпионата Украины «Золотая осень Карпат», прошедший 27–29 октября на Буковине, подарил нам нового обладателя самого престижного автоспортивного трофея страны. Абсолютным чемпионом Украины по ралли 2006 года стал Александр Салюк-младший!

Заключительный этап Чемпионата Украины «Золотая осень Карпат», прошедший 27–29 октября на Буковине, подарил нам нового обладателя самого престижного автоспортивного трофея страны. Абсолютным чемпионом Украины по ралли 2006 года стал Александр Салюк-младший!

Заключительный этап Чемпионата Украины «Золотая осень Карпат», прошедший 27–29 октября на Буковине, подарил нам нового обладателя самого престижного автоспортивного трофея страны. Абсолютным чемпионом Украины по ралли 2006 года стал Александр Салюк-младший!

Если честно, я все еще не могу в это поверить. Кажется, совсем недавно, каких-то полгода назад в Каменце-Подольском Александр Салюк-младший провел последнюю гонку на заслуженной, но порядком надоевшей «Ладе-112» и пересел за руль не менее заслуженного Mitsubishi Lancer Evo VII, принадлежавшего ранее его отцу. Помнится, еще тогда, весной, я спросил его, на какой результат он рассчитывает в этом году. Саша с удивлением посмотрел на меня и без колебаний ответил: «Стать чемпионом. А как же иначе?»…

Все знали, что на новой машине Салюк будет ехать быстро. Но его блистательная победа в первой же, херсонской гонке, показала, что все ошибались – потому что Саша поехал фантастически быстро. Поломка подвески не позволила ему развить свой успех на ралли «Трембита», однако последовавшие за этим две подряд победы во Львове и Черновцах вывели Александра в лидеры чемпионата. Титул мог быть завоеван досрочно, в Ялте, но второй в сезоне сход (поломка редуктора) и победа главного конкурента Владимира Петренко отодвинули «момент истины» на последний, седьмой этап чемпионата. И вот мы на ралли «Золотая осень Карпат», организованном черновицким автоклубом «Буковина» и компанией «AsMAP». На чемпионство по-прежнему претендуют трое сильнейших пилотов страны – Салюк-младший, Петренко и Александров, и для достижения цели каждому из них нужна только победа.

Горящие глаза, железные нервы

Справедливости ради нужно отметить, что на «Золотую осень» Саша приехал в превосходной форме – прежде всего, психологической. Это и понятно: ведь меньше месяца назад Салюк-младший стал, если можно так выразиться, «Салюком-средним» – у него родился сын. Кроме того, еще в августе, после ралли «Буковина», Александр признавался, что ему очень понравилась черновицкая трасса – как ее горные, «рулежные» спецучастки (СУ), проходящие через 1100-метровый перевал Шурдин (СУ1 – СУ8), так и «ходовые» допы с меньшим перепадом высот, но гораздо более высокой средней скоростью (СУ9 – СУ12). А когда пилоту нравится трасса, когда ему интересно по ней ехать, он проводит гонку с особенным вдохновением.

Все это стало очевидным на первом же спецучастке, когда Салюк разом привез ближайшему из преследователей 18 секунд! Противостоять такому бешеному натиску было крайне тяжело; к тому же соперникам вновь напомнила о себе техника. Возникшие проблемы с гидроусилителем руля не позволили Андрею Александрову взвинтить темп. Затем на СУ4 пробил колесо и потерял на этом около минуты Владимир Петренко. Партнеры же лидера по команде MacCoffee Александр Салюк-старший (выступавший на этот раз в паре с Алексеем Мочановым) и Валерий Горбань ехали, скорее, осторожно, чем отчаянно – ведь на кону стоял еще и титул в командном зачете…

Впрочем, вторая половина субботних допов стала настоящим украшением этой гонки. Если Салюк, завоевав более-менее комфортный гандикап, продолжал ехать в прежнем темпе, то сменивший колесо Петренко резко ускорился. Пожалуй, настолько отчаянную, но при этом точную и красивую езду экипаж Владимир Петренко – Глеб Загорий в этом году демонстрировал считанные разы. Четыре допа, с пятого по восьмой, стали настоящим бенефисом лидеров Ace Racing – к примеру, только им во всем пелотоне удалось повторить результат экипажа Салюк – Горбик и проехать СУ «Шурдин-2» менее чем за 12 минут! В итоге к концу дня Петренко пробился на третью позицию, проигрывая Александрову чуть более двух секунд. Лидер же опережал своих преследователей почти на минуту; и даже далекому от спорта человеку было понятно, что если Салюк-младший не столкнется с техническими проблемами, то догнать его не сможет никто.

Ускользнувшее серебро

Воскресная часть гонки началась с предсказуемо горячей схватки Александрова и Петренко за второе место – в гонке и чемпионате. Наверняка Андрей рассчитывал на свой любимый скоростной СУ10, где два месяца назад он был невероятно быстр (средняя его скорость тогда чуть-чуть не дотягивала до 140 км/ч). Но именно этот доп поставил точку в борьбе за серебро – лидер AT-Rally Team поскользнулся в одном из поворотов и, словно серпом срезав штук пять молодых деревьев, улетел с трассы. К счастью, ни Александров, ни Тамразов не пострадали – чего не скажешь об их теперь уже экс-чемпионской Subaru Impreza.

С этого момента характер гонки резко изменился. Почти все пилоты, включая лидеров, сбросили темп, понимая, что финиш на занимаемой позиции лучше схода и разбитой машины. Впрочем, еще одна перестановка в верхушке пелотона все же произошла. На самом последнем допе гонки и всего чемпионата слетевший с турбины патрубок вынудил замедлиться старшего Салюка, которого в результате опередили Валерий Горбань и Юрий Шаповалов.

А Александр Салюк-младший и Владимир Петренко тем временем начинали праздновать чемпионские титулы. Да-да, не удивляйтесь – как и два года назад, имена победителей в абсолютном зачете и полноприводном классе N4 не совпали! Все дело в той самой первой каменецкой гонке, которую Салюк-младший провел на «Ладе-112», набирая очки в зачет класса А3. Таким образом Александру досталось звание абсолютного чемпиона, Владимиру – титул чемпиона в классе N4, а команде Ace Racing – первенство в командном зачете.

Большие надежды

Столь подробно остановившись на борьбе лидеров, отдадим должное и другим, не менее достойным участникам этого ралли. К сожалению, достаточно рано покинули гонку еще две полноприводные машины – Subaru Impreza Игоря Чаповского (поломка турбины на СУ2) и Андрея Небесного (вылет на СУ3). Впрочем, у второго все же нашелся повод для радости – именно он по итогам сезона стал обладателем специального приза «Надежда автоспорта Украины», учрежденного журналом «Автоцентр» для лучшего пилота младше 25 лет. Финишировав четвертыми, достойно завершили сезон недавние триумфаторы турецкого этапа WRC Юрий Шаповалов и Любомир Шумаков. Другой же экипаж «Фокстрот Ралли Тим», Степан Мазур и Кирилл Несвит, поразил нас настолько, что его выступлению мы решили посвятить отдельный блок «Сюрприз гонки».

Довольно любопытным было выступление досрочно ставшего чемпионом в классе У2 Руслана Кучера. Завоевав на ялтинской гонке очередной титул, киевлянин приехал на Буковину в роли дебютанта – в этот раз он выступал на Citroёn Xsara (класс А3), а на штурманском месте Сергея Коваля сменила одесская пилотесса Ирина Коломейцева. Несмотря на смену техники, Кучер достаточно легко победил и в новом для себя классе, опередив серебряных призеров этого года Валерия Марголенко и Николая Ратушного на Honda Integra. Но что это было – эксперимент, чемпионская шалость или серьезная заявка на будущее? Как говорят в Одессе, будем посмотреть…

На «пятерку»!

Что ж, к сожалению и к счастью, раллийный чемпионат 2006 года завершен. К счастью – потому что всем – и пилотам, и болельщикам, и даже машинам – несомненно нужен отдых. К сожалению – потому что это был великолепный чемпионат. Стабильный и грамотно составленный календарь, новые гонки и постоянно растущий парк полноприводной техники, удачные вояжи наших гонщиков за рубеж и визиты иностранцев к нам, длившаяся до последнего допа интрига и постоянная борьба «колесо в колесо» – все это было, и все это нам еще предстоит оценить, проанализировать и расставить по местам. Мы непременно сделаем это в одном из ближайших выпусков «Автоцентра», а пока – прощай, сезон-2006! И да здравствует новый чемпион Украины!

 Сюрприз гонки: Степан Мазур

Этот удивительно доброжелательный, скромный и даже застенчивый человек сумел потрясти почти всю гоночную и окологоночную братию. Опытный мотокроссмен, никогда ранее не участвовавший в автомобильном ралли, иванофранковец Степан Мазур впервые(!) сел за руль боевого Mitsubishi Lancer Evo IX. И не просто сел, а проехал все 128 км сложнейших спецучастков – пусть и медленно, но без ошибок, финишировав в итоге шестым!!! Нет, не зря говорят, что талантливых людей у нас – бескрайнее море…
Еще одна интересная деталь. Проведя всего одну гонку, Степан Мазур согласно регламенту не может считаться участником Чемпионата Украины. А вот его штурман Кирилл Несвит – может! Секрет в том, что Кирилл провел две первые гонки сезона в экипаже Сергея Перца, который из-за тяжелой аварии пропустил остаток сезона. Участие же в трех этапах дает Несвиту полное право занять соответствующую строчку в турнирной таблице Чемпионата, а также стать обладателем нашего приза «Надежда автоспорта Украины» как наиболее результативному среди вторых пилотов в возрасте до 25 лет.

 Взгляд с обочины  

Валерий Разумовский
Абсолютный чемпион Украины по ралли 2004 года

Впервые за долгие годы я следил за гонкой не из боевой машины, а с обочины, как простой болельщик. Как ни странно, мне понравилось наблюдать за тем, как едут мои коллеги, какие траектории выбирают, где тормозят, когда и как начинают разгоняться. В этом плане очень показателен был отрезок спецучастка «Шурдин-1», расположенный почти сразу за перевалом. Очень быстрый, «ходовой» поворот как на ладони показывал, кто есть кто: одни проходили его на пятой передаче в полный газ, другие хотя бы на секунду, но притормаживали. Могу сказать, что Салюк-младший, Петренко и Александров были в этой точке – как и во всей гонке – быстрейшими. Отдельной похвалы заслуживает, на мой взгляд, Степан Мазур, для которого все – от работы кулачковой КП до некоторых кнопок в салоне машины – было абсолютно новым. И тем не менее он сумел финишировать, избежав грубых ошибок, чем может похвастать далеко не каждый дебютант.

 Этап 7, 27–29 октября 2006 г., Черновцы

Дистанция 339,50 км; из них 127,96 км спецучастков
Стартовали 22 экипажа
Финишировали 14 экипажей

 Результаты ралли «Золотая осень Карпат» (зачетная восьмерка)
ЭкипажМашинаВремя (ч:мин.с)
1Александр Салюк-мл./Александр ГорбикMitsubishi Lancer Evo VII1:16.18,9
2Владимир Петренко/Глеб ЗагорийMitsubishi Lancer Evo IX+ 0.39,9
3Валерий Горбань/Евгений ЛеоновMitsubishi Lancer Evo VIII+ 2.06,7
4Юрий Шаповалов/Любомир ШумаковMitsubishi Lancer Evo VIII+ 2.39,2
5Александр Салюк/Алексей МочановMitsubishi Lancer Evo VIII+ 2.52,5
6Степан Мазур/Кирилл НесвитMitsubishi Lancer Evo IX+ 10.25,3
7Руслан Кучер/Ирина КоломейцеваCitroёn Xsara+ 11.42,1
8Дмитрий Роткевич/Андрей ВолковышскийВАЗ-2108+ 17.24,1

 Результаты чемпионата Украины по ралли 2006 г.*
 Абсолютный зачет – первые пилоты
ПилотCуммаРезультат
1Александр Салюк-мл.4545
2Владимир Петренко5042
3Андрей Александров3434
4Юрий Шаповалов2323
5Игорь Чаповский1919
6Валерий Горбань1717
7Валерий Разумовский1414
8Александр Салюк1414
9Андрей Небесный1414
10Юрий Протасов1111
11Руслан Кучер77
12Вадим Мордовин66
13Вадим Трутнев44
14Виктор Холявко33
15Алексей Яновский11
16Игорь Сторчак11
17Сергей Сергиенко11
18Дмитрий Роткевич11

 Абсолютный зачет – вторые пилоты
ПилотCуммаРезультат
1Александр Горбик4545
2Глеб Загорий4037
3Алексей Тамразов3434
4Любомир Шумаков2323
5Андрей Николаев1919
6Евгений Леонов1717
7Игорь Султанов1414
8Сергей Ведерников1414
9Александр Скочик1111
10Леонид Косянчук1010
11Виталий Нельга66
12Сергей Коваль55
13Иван Данилишин44
14Ирина Коломейцева44
15Дмитрий Соловьев33
16Кирилл Несвит33
17Наталья Франчук11
18Андрей Волковышский11

 Класс N4 – первые пилоты
ПилотCуммаРезультат
1Владимир Петренко5042
2Александр Салюк-мл.4040
3Андрей Александров3434

 Класс N4 – вторые пилоты
ПилотCумма Результат
1Александр Горбик4040
2Глеб Загорий4037
3Алексей Тамразов3434

 Класс А3 – первые пилоты
ПилотCуммаРезультат
1Вадим Трутнев3838
2Валерий Марголенко3934
3Олег Зорькин2424

 Класс А3 – вторые пилоты
Пилот
CуммаРезультат
1Иван Данилишин3838
2Николай Ратушный3934
3Александр Байгузин2424

 Класс У2 – первые пилоты
Пилот
CуммаРезультат
1Руслан Кучер5050
2Владимир Трубин3434
3Григорий Левченко2222

 Класс У2 – вторые пилоты
Пилот
CуммаРезультат
1Сергей Коваль5050
2Сергей Трубин3434
3Николай Самолетов2222

 Командный зачет
КомандаОчки
1Ace Racing280
2MacCoffee Rally Team241
3Фокстрот Ралли Тим220
4Автотехнология Рейсинг Петрохолдинг162
5Одесса Драйвер Клуб63
6AT-Rally Team57
7Автотехнология Рейсинг Петрохолдинг-236
8Мастер Ралли8

* До окончательного утверждения и награждения чемпионов результаты являются предварительными. В колонке «Сумма» значится сумма очков, набранных каждым пилотом на всех семи этапах чемпионата. В колонке «Результат» значится сумма очков, набранных каждым пилотом на пяти лучших для него этапах чемпионата. Участниками чемпионата считаются пилоты, выступавшие как минимум на трех этапах. В таблицах абсолютного зачета приведены пилоты, набравшие по ходу чемпионата хотя бы одно очко. В таблицах зачета по классам приведены пилоты, занявшие в своих классах три призовых места.

Владимир Некрасов
Фото автора и Александра Чуты