X

Самолеты для ралли

В 1985 году один из допов Rallye de Portugal проходил на кольце «Эшторил». Победитель спецучастка Ари Ватанен промчался на своем Peugeot 205 Т16 по «формульной» трассе за такое время, которое позволило бы ему стартовать с пятой позиции на Гран-при Португалии Ф-1 того же года!

В 1985 году один из допов Rallye de Portugal проходил на кольце «Эшторил». Победитель спецучастка Ари Ватанен промчался на своем Peugeot 205 Т16 по «формульной» трассе за такое время, которое позволило бы ему стартовать с пятой позиции на Гран-при Португалии Ф-1 того же года!

В 1985 году один из допов Rallye de Portugal проходил на кольце «Эшторил». Победитель спецучастка Ари Ватанен промчался на своем Peugeot 205 Т16 по «формульной» трассе за такое время, которое позволило бы ему стартовать с пятой позиции на Гран-при Португалии Ф-1 того же года!

Вот такими были раллийные автомобили group B, чей короткий, но весьма колоритный период господства в WRC называют золотым веком ралли. Парадоксально, но появление этих сверхавтомобилей стало следствием… технического застоя. Дело в том, что еще в 70-е благодаря турбонаддуву мотористы научились снимать с 2,0-литровых моторов до 300 л. с. Но даже на асфальте такая величина была бессмысленной – монопривод не мог реализовать подобную мощность, ведущие колеса срывались в бесполезный букс. В 1979 году, учитывая успехи внедорожников в ралли-рейдах и растущую популярность подобной техники на всех основных рынках, ФИСА разрешила использовать в ралли полный привод. И объявила о введении с 1983 года новой классификации, включающей практически не имевшую ограничений group B. Появившиеся в ралли Range Rover оказались слишком тяжелыми и малосильным, еще раз подтвердив теорию о традиционном полном приводе как о слишком консервативном. И только компания Audi сделала ставку на 4х4. Причем швабы сами не до конца верили в собственные силы, два сезона томили Quattro («АЦ» от 8.2005) тестами. А решились выставить свои полноприводники в чемпионате мира только когда на очередном ралли Ханну Миккола, который ехал вне зачета, опередил официального победителя на целых 9 минут.

«Я еду на стену людей на полном газу и там, где они начинают расступаться, должна быть трасса спецучастка».

Мишель Мутон

 

Женщина и автомобиль

Дебют в WRC получился феноменальным – Ханну выиграл уже вторую гонку чемпионата-1981, а после того как в «Сан-Ремо» всех заткнула за пояс Мишель Мутон, по паддоку пополз слух: на такой технике выиграет даже обезьяна. Увы, надежность Audi была под стать сложности, и в том году в личном зачете победу отпраздновал Ватанен на «частном» (!) Ford Escort, а в командном первый и последний раз победил агонизирующий Talbot.

Lancia Delta S4 объединила в себе турбонаддув и механический компрессор!
Lancia Rally 037 – самый первый, еще моноприводный ралли-кар group B.

Зато в преддверии 1982 года все заранее отдавали победу «кольцам». Мутон выиграла три этапа чемпионата мира – больше, чем кто-либо другой, и до последнего шла рядом с более стабильным Вальтером Рерлем. Но незадолго до старта решающей гонки из Франции пришло известие – у Мишель умер отец. Все договорились не расстраивать «Минну» раньше финиша. Все, кроме Рерля. Немец до сих пор жалеет о том поступке, но факт остается фактом – чемпионом оказался именно он, его титул стал последним в истории полноприводно-атмосферного ралли – Вальтер выступал на уже снятом с производства Opel Ascona 400. Audi же достался командный титул.

Не кольцами едиными

В 1983-м вступила в силу новая классификация, включавшая ту самую group B, которая давала практически полную свободу конструкторам и фактически узаконила спортпрототипы сродни тем, что гоняли в «Ле Мане». Главным требованием был скромный тираж в 200 экземпляров (например, у «соседней» group А – 5000 шт.). Никаких ограничений ни по компоновке, ни по типу привода, ни по наличию наддува. Позволялось практически все – изменять колею, кинематику подвески, тормозную систему, использовать углепластик и сплавы, то есть материалы, не применявшиеся в серийных моделях. Но… ничего не произошло: за победу вновь сражались Quattro и дебютировавшая еще в 1982-м Lancia Rally 037. В отличие от «колец», она уже была среднемоторной, но все еще моноприводной. И ставка на надежность оправдалась: Lancia опередила мучающуюся с электроникой, проводкой и трансмиссией Audi со счетом 118:116. А вот в «абсолюте» Миккола с запасом обошел перешедшего к итальянцам Рерля.

«В мире существует не более десятка гонщиков, которые могут ехать на 500-сильных ралли-карах быстро и правильно. А штурманов, при таких скоростях способных диктовать стенограммы, – не более трех».

Вальтер Рерль

Что сделал немец? Снова поменял работодателя, в 1984 году перебравшись к «кольцам», которые провели в межсезонье обширную работу над ошибками. Ведь из-за переднемоторной компоновки, а значит лишней массы и не идеальной развесовки Quattro обладал на редкость строптивым характером. Немцы основательно сократили базу, за счет легких сплавов уменьшили вес кузова и «раскочегарили» мотор с прежних 320 л. с. до целых 500! Парадоксально, но пользу из всего этого извлек до того державшийся в тени однокомандников Стиг Бломквист с его «неземным» для тех времен стилем прохождения поворотов «веером». Швед выиграл 5 гонок, а Рерль и Миккола – по одной. Дни победившей лишь раз Lancia Rally 037 были сочтены. Еще одну победу у Audi увел вернувшийся после пятилетнего отсутствия Peugeot.

Peugeot 205 T16 – самый маленький и самый результативный ралли-кар group B.
MG Metro 6R4 – дебютная «бронза» на RAC Rally 1985 г. и полный провал в следующем сезоне.

Царь горы

«Львы» покинули раллийный чемпионат как раз ради ралликара group B. При его конструировании они поставили во главу угла управляемость – мощности в те времена у всех было в избытке. Отправной точкой стал крохотный Peugeot 205, от которого остались только лобовое стекло, решетка радиатора, шильдики да оптика. 1,8-литровый турбомотор установили перед задней осью, всю скорлупу кузова выклеили из стеклопластика. В итоге уже на втором допе возглавивший Peugeot Ватанен показал лучшее время, а на третьем вышел в лидеры, но попал в аварию в последний день гонки. Всего из пяти гонок финн выиграл три.

Стало понятно, что сезон-1985 превратится в дуэль между ингольштадтскими «Голиафами» и парижским «Давидом». Но, особой борьбы не получится. На старте Rallye Monte-Carlo Ари схлопотал восемь минут штрафа, а на финише не только все отыграл, но и опередил ставшего вторым Рерля на астрономические 5 мин. 17 сек.(!) Полет «летучего финна» ко второму титулу остановила жуткая авария в Аргентине. Ари остался жив, в отличие от Аттилио Беттеги, который погиб на Tour de Corse при схожих обстоятельствах.

Благодаря свободному регламенту из обычного «эскорта» можно было сделать такой супер-кар Ford RS200.
Все преимущества полного привода Audi сводила на нет переднемоторная компоновка.

Лишь под занавес сезона конкуренты смогли угнаться за «львами» – традиционно венчающее сезон британское RAC Rally выиграл неофит Lancia Delta S4 – уже с полным приводом и уникальной комбинацией турбонаддув–компрессор, а третьим стал дебютант MG Metro 6R4, подготовленный совместно с формульной конюшней Williams. Тем не менее, это был год Peugeot, уверенно выигравшего чемпионат в личном (Тимо Салонен обошел Бломквиста со счетом 127:75) и в командном зачетах. Другой новичок – Renault R5 Maxi Turbo, явно построенный с оглядкой на 205-й, отметился победой на том самом корсиканском ралли, а вот вне асфальта ничем себя и не проявил.

Renault R5 Maxi Turbo строился явно с оглядкой на Peugeot 205 Т16.

Начало конца

Сезон-1986 обещал стать особенным. Дебютировали полноприводно-турбированные Citroёn BX4TC и Ford RS200, все остальные серьезно модернизировали технику: Renault и MG подняли мощность до 430–450 л. с., Lancia и Peugeot – до 500, «кольца» выжали все 600! Потенциал ралли-каров явно превышал физические возможности многих гонщиков и большинства трасс… Пилоты признавались, что порой не успевают сфокусировать взгляд и проходят повороты чисто интуитивно, то есть почти вслепую. На третьем этапе в Португалии случилась трагедия, ставшая началом конца group B. Местный любимец Хоаким Сантуш на Ford RS200 на 140 км/ч вылетел с трассы в толпу зрителей, унеся жизни матери с двумя детьми и отправив в больницу еще 33 человека. Уже сами пилоты, до того роптавшие на недостаток сцепления колес с трассой, начали говорить о переизбытке мощности. После экстренного совещания они отказались продолжать гонку, «… не имея возможности гарантировать безопасность зрителей». Следующая трагедия не заставила себя ждать. Через этап, на той же Корсике, Lancia лидеров Хенри Тойвонена и Серджо Кресто в одном из поворотов занесло и, пробив заграждение, она улетела в пропасть, а через 200 метров взорвалась. Сразу после трагедии Audi и Ford объявили об уходе из чемпионата, забив последний гвоздь в гроб group B. Если раньше ФИСА пыталась найти компромисс между безопасностью и интересами концернов, которые тратили на ралли астрономические суммы, то теперь просто поставила по окончании сезона-1986 group B вне закона. Надеясь, что пилоты снизят скорости, чиновники запретили спойлеры, хотя они как раз помогали обуздать сверхмощную технику. Так, на итальянском этапе комиссары прямо посреди гонки дисквалифицировали лидировавшего с большим отрывом Юху Канккунена якобы за «неправильный» обвес его Peugeot, хотя перед стартом автомобиль прошел обязательную техкомиссию. «Львы» подали протест, который был удовлетворен только в декабре в суде высшей инстанции. Результаты «Сан-Ремо» отменили и объявленному чемпионом Маркку Алену из Lancia пришлось возвращать чемпионский кубок Юхе. Вот так некрасиво закончилась, едва начавшись, эпоха group B. С одной стороны, она оставила кровавый след в истории всего автоспорта, с другой – подняла WRC до высот Формулы-1, сделав сверхпопулярной автогоночной дисциплиной.

Если бы…

1987 год. Lancia ECV
Audi S2 со среднемоторной компоновкой и 2,1-литровым 1000-сильным турбомотором.
Опоздавший родиться Ferrari 288 GTO, из которого в 1987-м сделают культовый F40.
Porsche 959 успел отличиться в ралли-рейдах, выиграв в 1986 году «Париж–Дакар».

Если бы чиновники пошли на поводу у производителей и не отменили group B и group С, чемпионат превратился бы в настоящую битву монстров. Lancia подготовила ECV – углепластиковый вариант «дельты». Toyota сконструировала полноценный полноприводно-турбированный ралли-кар на базе купе MR2. Свои версии group B представили даже давно ушедшие из ралли Porsche и Ferrari. Но всех их затмили бы «кольца» со своим среднемоторным 1000-сильным купе S2, не похожим ни на одну Audi. Но в автогонках не бывает сослагательного наклонения…

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей и из архива автора